Основные понятия: профессиональное становление, профессиональный рост, индивидуальный стиль деятельности, профессиональное мастерство, профессиональное самосознание, карьера педагога, имидж.
Профессиональное становление – общая последовательность этапов развития человека в профессиональной деятельности. Выделяют две составляющие: становление личностное и становление статусное. Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане, влечет продвижение по карьерной лестнице.
Факторы профессионального становления:
1. Личные особенности и желание развиваться
2. Профессиональная деятельность
3. Способ вхождения в профессию
4. Длительность пребывания в профессиональной деятельности, т.е. стаж работы.
Факторы статусного профессионального роста:
1. Индивидуальные особенности человека
2. Потребность общества в тех или иных специальностях
3. Близлежащие возможности (реальные знания о будущей профессии от членов семьи, возможность протекции, материальное положение).
Направления формирования профессионализма в личностном плане:
1. Изменение всей системы деятельности
2. Изменение личности субъекта проявляющиеся, как во внешнем облике, так и в формировании элементов профессионального самосознания
3. Изменение компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности.
Этапы профессионального становления
Е.А. Климов | Дж.Х. Вонк |
Оптант – этап выбора профессии | |
Адепт – обучение в специализированном учебном заведении | Предпрофессиональная фаза – период обучения в вузе, в ходе которого происходит получение теоретических знаний и частичное приобретение опыта |
Адаптант - период привыкания молодого специалиста к работе | Предварительная фаза – первый год работы. Фаза вхождения в профессию – второй-пятый год работы. |
Интернал – опытный работник, который может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями | Первая профессиональная фаза – продолжается обычно до достижения педагогом 40-летнего возраста Фаза переориентации в профессии (кризис середины жизни и последующие за ним год) – характеризуется желание и потребностью передавать свой опыт молодым Фаза инерции (начинается обычно за три года до ухода на пенсию) – работник не в состоянии усвоить принципиально новые знания, обычную работу выполняет кропотливо и полно. |
Мастер – работник, который приобрел свой индивидуальный стиль профессиональной деятельности, результаты его деятельности стабильно высокие. | |
Авторитет – широко известный профессионал, успешно решающий профессиональные задачи за счет большого опыта, умения организовать работу. | |
Наставник – авторитетный мастер своего дела, имеющий единомышленников, учеников, передающий опыт молодым. |
Стиль психолого-педагогической деятельности. Любая деятельность характеризуется определенным стилем, который обуславливается спецификой самой деятельности и индивидуальными психологическими особенностями ее субъекта.
Индивидуальный стиль деятельности (Е.А. Климов) -.обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается к наилучшему осуществлению данной деятельности.
Стиль профессиональной деятельности выявляет воздействие 3-х факторов:
А) индивидуально-типологические особенности субъекта деятельности;
Б) особенности самой деятельности;
В) особенности среды.
Каждому необходимо формулировать свой стиль общения и руководства, он должен органически вытекать из структуры личности. Личностная структуру, лежащую в основе выработки индивидуального стиля, можно представить в виде иерархической пирамиды.