Цель: исследование логической памяти, особенностей ассоциаций.
Материал и оборудование: наборы изображений предметов и наборы слов.
Первый набор
Картинки: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетка, лопата. Грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, лимон, постель, телега, кастрюля, настольная электролампа, картина в раме, поле, кошка.
Слова к набору: свет, обед, молоток, одежда, поле, игра, птица, лошадь, урок, ночь, мышь, молоко, стул, дорога.
Второй набор
Картинки: полотенце, стул, чернильница, велосипед, секундомер, глобус, карандаш, солнце, рамка, обеденный прибор, расческа, тарелка, зеркало, два плакатных пера, поднос, дом-булочная, фабричные трубы, кувшин, забор, собака, детские штанишки, комната, носки и ботинки, перочинный нож, гусь, уличный фонарь, лошадь, петух, черная школьная доска, рубашка.
Слова: дождь, собрание, пожар, день, драка, отряд, театр, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.
|
|
Процедура исследования:
Перед испытуемым все 30 карточек одной серии в любом порядке.
Инструкция: «Вам нужно будет запомнить ряд слов. Для этого надо каждый раз, когда я назову слово, выбрать одну из карточек, чтобы она помогла вспомнить названное слово».
Когда испытуемый выбирает карточку, ее откладывают в сторону и просят объяснить связь. Если испытуемый работает неохотно, то уточняющие вопросы можно задавать с третьего или четвертого слова. Спустя минут 40 показывают карточки по одной и просят припомнить слова, параллельно объясняя связь.
Протокол ведется в виде таблицы. В первой колонке – слова, во второй – картинка, в третьей – объяснение связи для запоминания, в четвертой – воспроизведение, в пятой – объяснение связи.