Предисловие. Федеральное государственное бюджетное образовательное

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИКА

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ студентов

Казань 2012


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Методические указания

к самостоятельной работе студентов

по дисциплине «ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Казань 2012


УДК 37.013

ББК 74.58

П 24

П 24 Педагогика высшей школы: Методические указания к самостоятельной работе студентов / Сост.: О.В. Бушмина, Г.В. Завада, Л.М. Романова. – Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2011. – 26 с.

В методических указаниях представлен материал для самостоятельной работы магистрантов по дисциплине «Педагогика высшей школы». Каждое задание для самостоятельной работы подробно описано, представлены требования и цели его выполнения, дана характеристика подготовительной работы и требования к отчетной документации по работе.

Методические указания предназначены для магистрантов всех направлений подготовки очной формы обучения КГЭУ.

УДК 37.013

ББК 74.58

© Казанский государственный энергетический университет, 2012


Предисловие

Актуальность включения в подготовку магистров дисциплины «Педагогика высшей школы» обусловлена активным вхождением в европейское образовательное пространство, необходимостью внедрением инновационных технологий обучения с одной стороны и отсутствием психолого-педагогической подготовки у преподавателей вузов, значительная часть которых не имеют педагогического образования с другой.

Магистерская подготовка по дисциплине «Педагогика высшей школы» дает старт новым возможностям, профессиональному успеху и карьерному росту, потому что:

- ХХІ век – это время непрерывного образования («long life education»);

- высшей школе нужны квалифицированные преподаватели;

- возрастает престиж профессии педагога (на крупных фирмах внедряется “coaching” – наставничество).

Этот компонент магистерской подготовки очень важен не потому, что магистратура КГЭУ ставит задачу подготовки будущих преподавателей, а потому, что будущая профессиональная деятельность магистров будет часто связана с работой на управленческих должностях, а значит с обучением персонала. Поэтому мы считаем необходимым сформировать у будущих магистров умения и навыки подготовки учебных материалов, планирования программ обучения, проведения семинаров, тренингов и т.п. В данном контексте важно напомнить первоначальное значение слова «магистр» (от латинского magister) – учитель, глава, начальник [9].

В результате освоения дисциплины «Педагогика высшей школы» магистрант должен развить следующие компетенции:

- способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень, добиваться нравственного и физического совершенствования своей личности (ОК-1);

- способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности, расширять и углублять своё научное мировоззрение (ОК-6);

- сформировать способность к реализации различных форм учебной работы (ПК-51).

В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать следующие результаты обучения, раскрывающие заявленные компетенции:

1) знать:

– основные категории педагогики, специфику и цели педагогики высшей школы (З-1);

– закономерности, принципы организации целостного педагогического процесса в вузе (З-2);

– основные направления модернизации системы профессионального образования в связи с Болонским процессом (З-3);

– сущность основных педагогических парадигм, специфику гуманистической образовательной парадигмы (З-4);

– основные классификации и сущность методов обучения и воспитания, а также форм организации педагогического процесса в вузе (З-5);

– качества и способности преподавателя высшей школы, понятие педагогического мастерства (З-6);

– специфику педагогического процесса в вузе, возрастных особенностей студенческого контингента и особенности работы со студенческим коллективом (З-7).

2) уметь:

– использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами (У-1);

– использовать при изложении предметного материала собственные научные исследования в качестве средства совершенствования образовательного процесса (У-2);

– использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания студентов (У-3).

3) быть в состоянии продемонстрировать:

– способность разрабатывать и проводить учебные занятия по профильной дисциплине с использованием различных методов обучения (С-1);

– готовность к профессионально-педагогическому самосовершенствованию (Г‑1).

Характеристика содержания и оценочных средств по выполнению самостоятельной работы представлена в табл. 1.

Таблица 1.

№ п\п Раздел дисциплины Компе-тенция Самостоятельная работа Оценочные средства
  Педагогика высшей школы: основные понятия и история становления З-1, З-2, З-4, З-6, З-7, Г-1 Анализ образовательных парадигм. Изучение основных категорий педагогики высшей школы Эссе (1) Тезаурус (2)
  Развитие и современное состояние высшего и послевузовского профессионального образования в России ОК-6, З-1, З-3, У-3 Обзор исторического развития и современного состояния высшей школы в одной из европейских стран, связанного с её вступлением в Болонский процесс Устное сообщение Тезисы (3) Педагогический тест
  Дидактика высшей школы ПК-51, З-2, З-4, З‑7, С-1 Анализ реализации классических принципов обучения на занятии по выбору Письменная работа (4)
  Цели и содержание высшего профессионального образования ОК-1, З-5, У-1, У-2, У-3, С-1, Г-1 Анализ ГОСов по структуре, реализации принципов обучения и содержания образования Письменная работа по анализу ФГОС(5) Педагогический тест
  Технологии, формы и методы организации обучения в высшей школе ОК-6, ПК‑51, З-5, У-1, У-2, С‑1, Г-1 История развития форм организации обучения Разработка фрагмента учебного занятия Устное сообщение Тезисы (3) Конспект занятия (6) Экспертная оценка
  Технология педагогического взаимодействия как условие эффективной педагогической деятельности ОК-1, ОК-6, ПК-51, З-6, З-7, У-3, С-1, Г-1 Разработка положений по организации воспитательной работы в вузе Календарно-тематический план воспитательной работы куратора (7) Педагогический тест (8)

Учебная работа магистранта по дисциплине «Педагогика высшей школы» состоит из посещения лекционных занятий, работе на семинарских и практических занятиях и, при этом, несомненно, значительное место занимает самостоятельная работа, в ходе реализации которой и формируются основные компетенции.

Целью предлагаемых методических рекомендаций является оказание методической помощи магистрантам по выполнению необходимых заданий, описание основных требований к оформлению и порядку выполнения обязательных заданий для самостоятельной работы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: