Проблемы компьютеризации детской игры

Компьютер прочно входит в жизнь ребенка, завлекая его свой средой, возможностями, и особенно играми. Однако, отношение педагогов к использованию компьютера в детской игре, как виде деятельности, является, как правило, скептическим или негативным. Это отношение к компьютерным играм в общественном сознании происходит потому, что некоторые учителя и воспитатели не могут профессионально включить компьютер в систему образования с соблюдением всех необходимых условий эффективности его использования. К числу таких условий можно отнести знание природы детской игры и её особенностей, возможностей компьютера, соблюдение меры в работе с компьютерными играми, учет психологических особенностей компьютеризации детских игр.

Применение компьютерных игр оправданно только в том случае, если оно ориентировано на достижение определенного педагогического результата, то есть при наличии положительного влияния на мышление, эмоции, память ребенка, его познавательную, мотивационную и психомоторную активность. Учителю очень важно иметь ясное представление о дидактической цели используемых игровых программ.

Р.Вильямс и К. Маклин в соей книге «Компьютеры в школе» анализируют возможности применения игровых программ на уроках. По их мнению игровая программа может быть использована:

в качестве награды за успешное выполнение учебного задания;

как мотив, побуждающий к серьёзной работе;

как средство моделирования исследовательской задачи;

как средство стимулирования соревновательной или кооперативной работы;

как способ стимулирования определенного типа мышления;

как средство организации работы детей и управления этой деятельностью;

как средство обеспечения учащимся возможности упражнения в определенном виде деятельности, который требует психомоторных или познавательных навыков.

В содержание обучающей программы, целью которой является практическая отработка или коррекция навыков и умений, может быть введена короткая игра после каждого правильно выполненного задания. Это означает, что компьютер способен вознаграждать ученика, а честно заработанный перерыв становится источником мобилизации интеллектуальных усилий.

Для развития творческого мышления детей в процессе игры компьютер может выдавать только часть данных, вынуждая учащихся запрашивать машину или другой источник информации в поисках новых фактов. Так компьютер может возвратить утраченный интерес ребенка к чтению книги, поиске информации в энциклопедиях или словарях (возможно электронных и даже сетевых). Многие педагоги и психологи считают, что любимая игра способна снять психическое напряжение и восстановить связь с другими источниками информации, создавая тем самым целостное информационное пространство.

В детской игре компьютер может выполнять и вспомогательную роль, составляя не самый важный элемент игры, однако такой тип применения техники имеет вполне намеренный характер и подчеркивает, что решения всегда будут приниматься людьми, а не машинами.

Говоря о преимуществах компьютерных детских игр, включенных в учебный процесс, Е.Д.Маргулис [36] пишет о повышении мотивации, стимулировании инициативы и творческого мышления, включении в учебную деятельность практически всех учащихся, приобретении опыта сотрудничества и совместной работы, установлении межпредметных связей, создании неформальной среды для учения. Это очень важно в современных условиях, когда падает интерес детей к обучению и дозированный способ подачи учебного материала не способствует целостности миропонимания, системности мировоззрение

Однако, далеко не каждая компьютерная игра способна привнести что-то новое и положительное в мир ребенка. Одним из главных условий использования компьютерной игры является заповедь – «Не навреди!» Для того чтобы компьютерные игры способствовали воспитанию общей и информационной культуры детей педагоги должны придерживаться следующих психологических условий:

включение в систему отбора компьютерных игр ценностных основ (добро, любовь к людям, ценность человеческой жизни);

достоверность и полезность компьютерной информации, содержащейся в текстах игр и заданий;

актуальность и значимость информации для ребенка, её востребованность;

красота и гармония средства подачи компьютером информации;

безопасность использования компьютера для физического состояния человека;

безопасность использования компьютера для психического состояния ребенка.

Компьютеризированная детская игра по своей организации не имеет аналогов в повседневной жизни ребёнка, поэтому овладение способами взаимодействия с компьютером определяется во многом динамикой протекания различных психических процессов.

Творческими составляющими любой деятельности, в том числе и детской игры, являются процессы целеобразования. Игровая деятельность характеризуется строением, мотивированностью участников игры, наличием правил игры, способов выполнения действий, игровой моделью.

В условиях компьютеризации игровой деятельности происходят существенные изменения в познавательной сфере ребёнка. Компьютер позволяет «уравновесить» неравномерность динамики развития психических процессов (восприятия, образного, вербального, логического мышления).

Персональные компьютеры, по распространенным на сегодня способам взаимодействия с ними, предопределяют индивидуализированные формы организации детской игры. В исследовании Е.Е.Лысенко обосновывается тезис о видоизменении стадии игры ребенка с предметом. Компьютер позволяет перевести действие с предметом на более обобщенный уровень. У ребенка появляется представление об условности, нереальности перемещения игровых элементов. Это означает, что освоение компьютера как средства требует полноценности уже сформированных у ребенка способов действия с реальными предметами на уровне наглядно-практического действия, т.е. обобщения.

Наблюдения И.Белавиной за детьми старшего дошкольного возраста показало, что:

дети по-разному относятся к компьютерным программам: с одними они охотно играют, а с другими после 3-4 предъявлений не хотят играть. Их привлекают новизна, занимательность, красочность, музыкальное оформление;

взаимодействие с компьютером должно быть организовано в тот короткий период, который регулируется медико-психологическими нормами и требованиями, иначе наблюдается психологическая перегрузка или возбуждение ребенка;

компьютеризированная игра не может проводиться ребенком полностью самостоятельно, без предварительного выполнения определенных вспомогательных действий взрослого по загрузке, перезагрузке программ, подготовке всей системы в целом;

компьютеризированная игровая деятельность имеет строгую последовательность действий и пауз, в течение которых происходит произвольная смена форм активности ребёнка.

При естественной форме организации детской игры наблюдаются несколько психологических типов поведения ребенка. Но чаще всего встречается наименее продуктивное поведение, двигающим моментом которого является любопытство как реакция на новый предмет. Ребёнок играет с компьютером, ориентируясь на простейшие способы взаимодействия с ним (нажал кнопку и увидел что-то). Любопытство здесь не переходит в любознательность, и интерес к игре проходит. Потребность в новизне быстро удовлетворяется, и ребёнок быстро переходит к другой программе. Действия наугад, бессистемные, не способствуют в таком случае образованию обобщенного способа действия и не формируют познавательную потребность – источник дальнейшего развития детской игры.

Результаты наблюдений за детьми младшего возраста показывают, что в большинстве случаев дети не умеют играть коллективно на компьютере. Вероятно, потребность в совместной деятельности может сформироваться лишь при систематической и целенаправленной работе учителя, воспитателя, умело организующей компьютерную игру ребенка. Детская игра, как правило, зарождается с совместной игры со взрослым, затем, по мере приобретения ребенком навыков работы с компьютером, его индивидуальная игровая деятельность перерастет в совместную деятельность, протекающую со сверстниками.

В компьютерной игре взрослый не только учит ребенка способам организации игры, но и стимулирует развитие любознательности, которая развивает интеллект, волю, пробуждает потребность в социальном одобрении окружающих продуктов игровой деятельности ребенка.

Если игра приобретает характер компьютерной деятельности, то компьютер способствует расширению содержания общих интеллектуальных навыков и умений, обогащению способов действия, формирует потребность в сотрудничестве со взрослым и сверстниками, свободно владеющими приёмами игры с компьютером.

Таким образом, с одной стороны, игры с компьютером требуют наличия определенного уровня познавательной активности и её интенсивности, а с другой стороны - сам компьютер является важнейшим и мощным источником развития интеллектуальных чувств ребенка - любознательности, удовлетворенности результатом своей деятельности, волевых качеств личности, эмоционально-эстетических чувств. Компьютеризация детской игры - дело очень важное и должно проводиться с соблюдением требований психосберегающих и здоровьесберегающих факторов.

Задания и вопросы для обсуждения по изученной теме

Обоснуйте положительные и отрицательные стороны использования современных информационных технологий с точки зрения психологии.

Охарактеризуйте психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий. Сделайте подборку статей из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Информатика и образование» по данной проблеме.

Опишите психологические особенности обучения с применением современных ИТ.

Как Вы относитесь к компьютеризации детской игры? Играете ли Вы сами в компьютерные игры? Что Вас в них привлекает?

Что по вашему мнению необходимо для того чтобы компьютерные игры способствовали воспитанию общей и информационной культуры детей?

Проследите этапы развития у ребенка компьютерной игры. Какова роль взрослых при организации этой деятельности? Почему маленькие дети не умеют играть коллективно на компьютере?

Литература

  1. Бабаева Ю.Д. и др. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. - 1983. - №2.
  2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. - 1998. - №1.
  3. Бершадский А. М; Кревский И. Г. Дистанционное обучение --форма или метод? // Дистанционное образование. - 1998.- № 4.
  4. Берлянд Й.Б. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
  5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.,1995.
  6. Бешенкова С.А., Прытко Н.Н., Матвеева Н.В., Нурова Н.А. Формирование системно-информационной картины мира на уроках информатики // Информатика и образование. - 2000. - №4.
  7. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002. - №1.
  8. Боковиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности // Психологический журнал. - 2000. - №1.
  9. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. - 2002. - №3.
  10. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.
  11. Гершунский Б. С. Философия образования. - М., 1998.
  12. Горячев А.В. О понятии «Информационная грамотность» // Информатика и образование. - 2001. - №№3,8.
  13. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. - М.:Можайск-Терра, 2000.
  14. Дистанционное обучение: Учебное пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат. - М., 1998.
  15. Доронина О.B. Страх перед компьютером: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. - 1993. - №1.
  16. Дубинина В.В. Информатика для малышей. - Казань:ИПК, 1993.
  17. Духлянов В.Л., Мылова И.В. Информатика в младших классах (Машина Поста.) / Книга для учителя. - СПб.:ЛОМУУ, 1992.
  18. Жорж Папи. Мини–Компьютер // газета "Начальная школа" - еженедельное приложение к газете "Первое сентября". - 1996. - №№1...12.
  19. Жинкина А.Е:, Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков - пользователей Интернета. // Труды no социологии образования. Works on sociology of education: V. 5. Вып. VII / Под ред. B.C. Собкина. - М.:Центр социологии образования РАО, 2000.
  20. Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический журнал. - 2000. - №2.
  21. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.:Просвещение: Владос, 1994.
  22. Зарецкий А.В., Труханов А.В. А я был в компьютерном городе. - М.:Просвещение, 1990.
  23. Зарецкий А.В., Труханов., Зарецкая М.О. Энциклопедия профессора Фортрана: Для детей мл. шк. возраста. - М.:Просвещение, 1991.
  24. Звонкин А.К., Ландо С.К., Семенов А.А., Шень А.Х. Алгоритмика. - М.:ПЭМ, 1993.
  25. Иванов В.Л. Электронный учебник: системы контроля знаний // Информатика и образование. - 2002.- №1.
  26. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства // Наука и школа. - 2000. - №4.
  27. Интернет в гуманитарном образовании / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
  28. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.
  29. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 1989.
  30. Клейман Г.М. Школа будущего: компьютеры в процессе обучения: Пер. с англ.- М.:Радио и связь, 1987.
  31. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. - 1990. - №1.
  32. Концепция компьютеризации сельских школ. Интернет-источник www.еd.gov.ru/koi8/goscom/ischool/concept
  33. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально-исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 1989.
  34. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно–методическое пособие. - М.:Педагогическое общество России, 2000.
  35. Малитиков Е. М., Колмогоров В. П., Карпенко М. П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. - 2000. - № 1.
  36. Маргулис Е.Д. Психологические особенности групповой деятельности по решению задач с помощью ЭВМ. - Киев, I998.
  37. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации // Вести высшей школы. - 1986. - № 4.
  38. Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе // Информатика и образование. - 2002.- №3.
  39. Монахов В.М Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения / Проектирование новых информационных технологий обучения. - М.,1991.
  40. Молоков Ю.Г. Компьютер в школах Сибири // Информатика и образование. - 1997.
  41. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. - Новосибирск, ИПСО РАО, 1997.
  42. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. - М.: Институт человека РАН, 1998.
  43. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - М., 2000.
  44. Образование в Швеции. Интернет-источник www.kapustin.da.ru
  45. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях / Приложение 2 решению коллегии Министерства образования Российской Федерации // Информатика и образование. - 1995. - №4.
  46. Педагогико–эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // Информатика и образование. - 2002. - №1.
  47. Пейперт С. Поворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи: Пер.с англ. / Под ред. Беляевой А.В., Леонаса В.В. - М.:Педагогика, 1989.
  48. Первин Ю.А.и др. Роботландия: Пособие для учителя. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 1991.
  49. Первин Ю.А. и др. Роботландия: Книга для школы. - М.:Научный центр программных средств обучения при МГК по народному образованию, 1991.
  50. Полат Е.С. Новые педагогические технологии / Пособие для учителей - М., 1997.
  51. Полат Е. С Петров А. Е. Дистанционное обучение: Каким ему быть? // Педагогика. - 1999. - № 7.
  52. Приказ Министерства образования Российской Федерации "О формировании межвузовской научно-технической программы". Интернет-источник de.unicor.ru/Mntp/prikaz.htm
  53. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. / Письмо Министерства образования РФ // Информатика и образование. - 2002. - №6.
  54. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
  55. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. - 2001. - №5.
  56. Смолян Г.Л. и др. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.:Институт системного анализа РАН, 1997.
  57. Фишер Т.Б. Интегрированные уроки музыки и информатики // Информатика и образование. - 2002. - №8.
  58. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: книга для учителя: пер. с англ. - М.:Просвещение, 1989.
  59. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.:Владос, 1999.

Конец формы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: