Оснащение сельских школ компьютерной техникой

31 августа 1999 г. правительство РФ утвердило федеральную программу компьютеризации сельских школ. По этой программе планируется передать в сельские малоколектные школы около 46 тыс. компьютеров для учебных целей, причем около 20 тыс. из них передадут в школы государственные учреждения обновляющие свой парк компьютерной техники. Однако, эта программа не решила полностью проблем сельской школы. Компьютеризацию сельской школы необходимо вести с учетом ее специфики и эффективнее использовать для нее более высокие затраты бюджетных ассигнований. Примером действия в этом направлении является «Президентская программа компьютеризации сельских школ», согласно которой на село будут поставляться компьютеры с необходимыми периферийными устройствами, устройствами связи в локальные сети и, главное, устройствами выхода в глобальные компьютерные сети самостоятельно или через педагогические вузы региона или университеты.

Сегодняшняя экономика не в силах обеспечить мультимедийными ПЭВМ всех учащихся в классе. Представляется, что среди различных вариантов в качестве наиболее реального следует принять вариант размещения в сельских малокомплектных школах по одному - два компьютера для обеспечения самостоятельной работы, выполнения заданий учителя отдельными школьниками. Такой подход соответствует современным целям образования (он широко используется в зарубежной школе). В связи с тем, что компьютеры школы должны иметь выход в глобальную сеть необходим компьютер класса не ниже Pentium, который соответствует современному уровню развития компьютерной техники, с периферийными устройствами (принтер, модем, источник бесперебойного питания).

Специфической особенностью компьютеризации сельской школы является необходимость поставки компьютеров вместе с прикладными обучающими программами. Причем эти программы не могут замыкаться только на одном предмете – информатике, а должны охватывать все основные школьные дисциплины (физику, химию, географию, технологию, биологию и др.), поскольку таким образом можно хотя бы частично компенсировать недостаток учебной техники и наглядных пособий. В настоящее время спектр предлагаемого учебного программного обеспечения (ПО) достаточно разнообразен: по многим школьным предметам имеются разработки крупных софтверных фирм и отдельных энтузиастов, правда, в основном эти программы предназначены для старших классов средней школы. Однако, для типичных сельских школ большинство коммерческого учебного ПО практически недоступно (высокая цена и чисто физическая сложность выбора и приобретения) Очевидно, что необходимо некоммерческое прикладное программное обеспечение, адаптированное к сельскому учебному процессу. Кто разработает такое ПО? Один из возможных и наиболее оптимальных ответов– студенты педагогических вузов. Высшая школа обладает значительным интеллектуальным потенциалом, который должен быть направлен на решение стратегических государственных задач. Важно и то, что именно это направление – подготовка учебного ПО для сельских школ – представляется одним из наиболее перспективных путей взаимообогащающего сотрудничества сельских школ и педагогических вузов. При этом педагогический вуз выступает в роли катализатора инновационных педагогических технологий как в подготовке специалистов высшего образования, так и в совершенствовании школьного образовательного процесса.

Наконец, еще одной специфической особенностью сельской школы является отсутствие специалистов по профилактике и ремонту вычислительной техники. Это означает, что вся поставляемая техника должна иметь высокую степень надежности, требовать минимального обслуживания, а также недорогих расходных материалов. Наряду с этим, развитие сферы образования на селе в соответствии с требованиями современного уровня информационного обеспечения общества невозможно без включения сельских образовательных учреждений в общенациональное и мировое информационное пространство.

Для решения стоящих проблем были предприняты ряд действий, одним из которых явился приказе Министерства образования Российской Федерации от 12.10.2000 «О формировании межвузовской научно-технической программы». В нем принято решение создания единого информационного пространства общего среднего образования, приоритетным направлением которого выделены малокомплектные сельские школы. Работа в рамках намеченной программы осуществляется по следующим направлениям:

  • организация поставок компьютеров в сельские школы;
  • обеспечение доступа школ в национальную компьютерную сеть и в Интернет и развитие национальной образовательной сети;
  • переподготовка научно-педагогических, педагогических и административных кадров;
  • организация сервисной службы для монтажа, ремонта и сопровождения создаваемой инфраструктуры.

ГОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" (г. Шуя Ивановской области -- Центральный федеральный округ www.tpi.ru/~sgpu) активно участвует в этом движении: примерами динамично развивающихся комплексов «педагогический вуз – школа» являются многолетнее содружество Азовского государственного педагогического лицея и представительства ШГПУ в ст. Азовской, а также сотрудничество университета и Харитоновской общеобразовательной школы (Шуйский район Ивановской области). Харитоновская школа относится к малокомплектным сельским школам (МКСШ), которые представляют собой массовый тип в современной России. Учитывая ведущую общероссийскую роль ШГПУ в подготовке педагогических кадров именно для сельских школ, трудно переоценить значимость всеобъемлющей интеграции деятельности нашего университета и Харитоновской МКСШ как учебно-методического и научного полигона для разработки и апробации новых педагогических технологий.

Одним из приоритетных путей интеграционного процесса стало научное направление ШГПУ «Вопросы компьютеризации малокомплектной сельской школы», координируемое Советом под председательством ректора ШГПУ профессора Е.С. Гуртового. В основу данного направления положена идея форсированной компьютеризации сельских школ, получившая поддержку в Федеральной программе Правительства РФ (31 августа 1999 г.). В Харитоновской общеобразовательной школе силами преподавателей и студентов ШГПУ создан кабинет информатики, оснащенный пятью IBM-совместимыми компьютерами и принтером; педагогический коллектив школы прошел лекционную и практическую подготовку к использованию компьютерной техники в учебном процессе.

В 1999/2000 учебном году студентами ШГПУ был создан набор обучающе-контролирующих программ по математике для начальной школы, который успешно внедрен в образовательный процесс Харитоновской МКСШ.

В 2000/2001 и 2001/2002 учебном году студенты математико-технологического факультета под руководством доцента кафедры информатики В.В. Иванова предприняли разработку программного комплекса для обучения правописанию (начальное и среднее школьное звено).

Таким образом, развитие данного научного направления вносит посильный вклад в развитие российского образования, в котором немаловажную роль должно играть массовое движение по разработке некоммерческого образовательного программного обеспечения силами самой системы образования. И как отметил Министр образования РФ В.М. Филиппов, «пора приступать и к формированию национального банка данных программных продуктов,... для средней школы. Эта работа должна быть систематизирована, иначе мы не сможем использовать даже наработанные программы и материалы, не то что разрабатывать новые» [52]

Задания и вопросы для обсуждения по изученной теме

  1. Каковы Вы видите преимущества и недостатки организации процесса обучения:

- в классах малой наполняемости?

- в разновозрастных группах?

  1. Как Вы относитесь к использованию компьютеров в школах, где необходима частичная подмена учителя при совместном обучении?
  2. Какова специфика компьютеризации сельских школ? Почему наиболее приемлем вариант размещения в сельских малокомплектных школах по одному - два компьютера?
  3. Найдите в периодической или электронной печати публикации о реализации президентской программы компьютеризации сельских школ.

Тема №9. Психологические аспекты использования современных информационных технологий

Положительные и отрицательные стороны использования
современных информационных технологий с точки зрения психологии

Изучение психологических и социальных аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий приобретают в настоящее время особую актуальность. Применения компьютеров в повседневной жизни имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди психологических особенностей людей, имеющих многолетний контакт с компьютером, выделяют упорство, настойчивость в достижении целей, независимость, склонность к принятию решений на основании собственных критериев, пренебрежение социальными нормами, склонность к творческой деятельности, предпочтение процесса работы получению результата, а также интровертированность, погруженность в собственные переживания, холодность и не эмоциональность в общении, склонность к конфликтам, эгоцентризм, недостаток ответственности [9].

Компьютерные игры, наиболее популярная сфера применения ЭВМ, могут выполнять функцию психологической разгрузки, играть роль психологического тренинга, и таким образом учить человека способам разрешения проблем.

Особое значение в жизни человечества в настоящее время отводится Интернет–технологиям. Интернет превратился в предмет интегративных междисциплинарных исследований, в проведении которых объединены усилия специалистов в таких областях гуманитарного знания, как психология, социология, теория коммуникативных процессов, политология, лингвистика, педагогика, культурология и др. Интернет–технологии рассматриваются как средство общения и как способ получения информации. Специфика общения посредством Интернета состоит в его анонимности, возможности «проигрывания» разных ролей и экспериментирования с собственной идентичностью. «Игры с идентичностью», появление множества самопрезентаций у одного субъекта -- виртуальный аналог множественной личности. К числу основных мотивов, побуждающих пользователей обращаться к Интернету относятся: деловые, познавательные, коммуникативные, рекреационные и игровые, потребность ощущать себя членом какой-то группы, а также мотивы, сотрудничества, самореализации и самоутверждения. (О.Н.Арестова)

Д.Семпси среди психологических феноменов в среде Интернет называет раскрепощенность пользователей, их большее дружелюбие, чем в реальном мире, возможность проигрывания ролей различных персонажей, вплоть до смены пола.

Однако, растущее применение компьютеров во всех сферах человеческой деятельности порождает новые проблемы. В отечественной и зарубежной психологии выделяют следующие психологические феномены, связанные с освоением человеком новых информационных технологий:

персонификацию, «одушевление» компьютера, когда компьютер воспринимается как живой организм;

потребность в «общении» с компьютером и особенности такого общения;

различные формы компьютерной тревожности;

вторжение во внутренний мир человека, ведущее к возникновению у некоторых пользователей экзистенциального кризиса, сопровождающегося когнитивными и эмоциональными нарушениями. При этом может происходить переоценка ценностей, пересмотр взглядов на мироздание и свое место в мире.

Одной из негативных сторон информатизации является появление у некоторых людей (и не только пользователей) компьютерной тревожности. В настоящее время не существует четкого определения, этого понятия, нет и общепризнанных методов профилактики и лечения компьютерной тревожности. Большинство психологов подразумевают под нею страх, возникающий при работе на компьютере или при размышлении о ней. Установлено, что уровень компьютерной тревожности позволяет предсказать успешность обучения работе на компьютере. Г.Маркулидес показал, что наличие компьютерной тревожности значительно снижает компьютерную грамотность и интерес к работе на компьютере Люди, испытывающие высокую тревогу при выполнении какого либо задания на ЭВМ, как правило имеют отрицательное отношение к компьютеру. С другой стороны, как указывают Д. Кэмпбелл и К. Перри, отрицательные эмоции в некоторых случаях могут стимулировать рост активности, стремление выполнить задание как можно лучше и приводить тем самым к повышению успешности деятельности [9].

У учащихся и студентов компьютерная тревожность возникает зачастую как реакция на страх получить плохую отметку, показаться неспособным или глупым по сравнению с другими обучающимися. Преподаватели и школьные учителя также зачастую сталкиваются с серьезными трудностями в процессе освоения навыков работы на компьютере. У них может иметь место опасение, что их рабочие места займут компьютеры или педагоги, лучше владеющие компьютером. Одним из важным факторов тревожности является также осознание ими того, что их ученики владеют компьютером намного лучше, чем они сами.

Одной из разновидностей компьютерной тревожности является «компьютерный стресс». В работе А.М. Боковикова изучается стресс, связанный с компьютеризацией профессиональной деятельности, определяются факторы стрессоустойчивости в процессе адаптации человека к работе на компьютере. Основным стрессогенным фактором при работе на компьютере он считает утрату контроля над деятельностью, когда ситуация взаимодействия с компьютером выходит из-под контроля. Стрессоустойчивость определяется в первую очередь свойствами личности. При этом активность, инициативность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность и оптимистическая оценка ситуации -- основа устойчивости к стрессу [2,9].

В числе отрицательных последствий длительного применения информационных технологий выделяют так же аутизацию (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Интернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах деятельности либо происходит полный отказ от нее. Показателем актуальности этой проблемы является уже то, что в пятую редакцию классификации психических заболеваний в США DSM-5 предложено включить раздел «Кибернетические расстройства». К симптомам этих расстройств относят навязчивые размышления о происходящем в киберпространстве, психомоторное беспокойство.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции выделяют «опыт потока» -- особое состояние поглощенности деятельностью, при котором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровождается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Однако, феномен «незаконченного действия», не позволяющий пользователю полностью переключиться на другой вид деятельности, может служить гиперкомпенсацией некоторых недостатков, комплексов, недостаточно развитых способностей, трудностей контакта с окружающими, конфликтных отношении с окружающими. При этом типично переживание чувства власти, компетентности, сопровождающееся экстазом, своего рода «опьянением», наличие ощущения присутствия виртуальной реальности, стирание границ реальной действительности и виртуальной реальности.

Однако, А. Е. Войскунский считает, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет–аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения [13]. К. Мюррей полагает, что Интернет зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «глотанием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобразным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному. И если столкновение с Интернет–зависимостью воспринимается как битва, то этот опыт приносит честь тому, кто его пережил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: