Организация и методика занятий ФК со взрослым населением

Средства физического воспитания. В пожилом и старшем возрас­те эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются фи­зические упражнения, оздоровительные силы природы игигие­нические факторы.

Основными средствами воздействия на организм людей пожи­лого истаршего возраста служат физические упражнения, кото­рые не только способствуют поддержанию систем опорно-двига­тельного аппарата на достаточно высоком функциональном уров­не, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отда­вать тем физическим упражнениям, которые предъявляют срав­нительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.

К числу основных средств сохранения и восстановления функ­ций опорно-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрас­те относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожи­лом и старшем возрасте широко используются дозированная ходь­ба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения цикличес­кого характера. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначении:

1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упраж­нений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кис­лородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усилен­ной работе. 2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность. 3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.).

Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самодеятельных на­чалах и осуществляется при различных формах организации заня­тий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.); туристс­кие походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.

Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подго­товки проводятся 2—3 раза в неделю под руководством инструк­торов-методистов преимущественно на открытом воздухе по оп­ределенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжи­тельность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий увеличива­ется до 60—75 мин.

Методические основы занятий. Для большинства занятий в груп­пах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эф­фект в улучшении физи­ческой подготовленности идля занимающихся ме­нее утомительны, чем пред­метные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения орга­низма нагрузки теряют об­щую тенденцию к возрас­танию. Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заклю­чительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусматривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении.

Общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее зна­чительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия (рис. 25).

Продолжительность одного занятия колеблется от 35—40 до 90— 120 мин.

1. Характеристика культуры общества и место её в ФК Под ФК понимают – органическая часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательные действия к качестве фактора оптимизации своего состояния и развития физической подготовки, жизненной практики ФКиС. ФК в узком понимании – часть культуры личности основой которой составляет рациональное использование человеком двигательные действия, в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования. ФК в широком понимании- рассматривается как органическая часть культуры обществом, включают всю совокупность и его научных и практических достижений, создание специальных средств, методов и условий направленных на развитие физической деятельности населения. Культура представляется как специфическая форма бытия общества и человека. Вольтер, Гардер характеризуют культуру как определённую степень развития разума, ума, нравственности, ФК, является разновидностью материальной культуры которая направлена на духовное совершенствование. На основе ФК в сфере реализуются ценности: 1) материальные или физические – здоровье, положение, ФК, умение и навыки. 2) социальные – отдых, развлечения, победы, рекорды. 3) психические – получение работы, быстрота мышления, воображение. 4) духовные – познания самовыражения, самоутверждения, чувства собственного достоинства и нравственные ценности. 4. Принцип как основное положение теории ФВ. Сущность наиболее общих принципов системы российской ФВ. Под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное прави­ло», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.К числу принципов, отражающих идейные основы системы вос­питания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.Они предусматрива­ют использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гар­монического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспи­тания в процессе физического воспитания (умственного, эстети­ческого, трудового, физического); обеспечивают наибольший оз­доровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хо­рошей общей работоспособности; отражают основную функцию физического воспитания в деле всесторонней физической подго­товки человека к трудовой и другим видам деятельности, в том числе военной. общепедаго­гические принципы,отражающие основные закономерности обу­чения (принципы дидактики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципови содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспита­ния.Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы,«очерчивающие ряд спе­цифических закономерностей физического воспитания, и выте­кающие из них правила его системного построения» Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспита­ния.
2. Общественные функции и формы ФК. Поскольку ФК является видом культуры личности и общества, то ей присущи общественные функции которые вытекают из закономерностей развития культуры и общества в целом и находят конкретные проявления в решении задач. К ним можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативная, преобразовательная, ценную, ориентировочную; коммуникативную и многие другие культурные функции. Основная функция культуры заключается в формировании и прогрессивном развитии ценностей выступающих в качестве средств и способов обеспечивающих прогрессивное развитие личности и обществаПод формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы — урочные и неурочные Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся: 1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.); 2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из­бранном виде спорта. Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, Развития физических качеств, совершенствования двигательных Навыков и др. К ним относятся: 1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе­мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­нием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера; 2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­жительные одно- и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­вительно-реабилитационного или рекреационного характера; 3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место физическая или техническая под­готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова­ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт­рольные прикидки или соревнования и др.). 7. Роль оздоровительных, природных и гигиенических факторов ФВ человека. Оздоровительные силы природы Оздоровительные силы природы оказывают существенное вли­яние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в орга­низме, которые приводят к изменению состояния здоровья и ра­ботоспособности человека. В процессе физического воспитания естественные силы приро­ды используют по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благо­приятные условия, в которых осуществляется процесс физичес­кого воспитания. Они дополняют эффект воздействия физичес­ких упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических про­цессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утом­ления и т.д.; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и вод­ные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой актив­ного отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из главных требований к использованию оздоровитель­ных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.Гигиенические факторы:К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здо­ровья и повышающим эффект воздействия физических упражне­ний на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чи­стота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение об­щего режима дня, режима двигательной активности, режима пи­тания и сна. Несоблюдение гигиенических требований снижает положитель­ный эффект занятий физическими упражнениями.
5. Сущность и основные правила дидактических принципов. Специфика их проявления в процессе ФВ.В системе образования и воспитания имеют место общепедаго­гические принципы,отражающие основные закономерности обу­чения (принципы дидактики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации).Принцип сознательности и активностиНазначение принципа сознательности и активности в физи­ческом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занима­ющихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности. Реализация принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания. Сознательность — это способность человека правильно разби­раться в объективных закономерностях, понимать их и в соответ­ствии с ними осуществлять свою деятельность. Активность— это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Принцип наглядностиПринцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обуче­нии и воспитании. Практическая наглядность: Зрительная наглядность демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных ви­деофильмов и др. Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов. Двигательная наглядность особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обес­печивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.Принцип доступности и индивидуализации При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной трениро­вочной нагрузки и определена мера доступности заданий. Таким образом, задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит преподавателя физического воспитания перед чрезвычайно сложной меняющейся картиной множества различных факторов, которые нужно постоянно учитывать. При этом необходимо предвидеть дальнейшие изменения всех факто­ров для перспективного программирования воздействий.Специфические принципы физического воспитания: 1) Принцип непрерывности процесса физического воспитаниясущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях. 1. Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной систе­мой, в которой предусматривается последовательность в проведе­нии занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построе­нии системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражне­ниями. 2) Принцип системного чередования нагрузок и отдыхасистемное чередование нагрузок и отдыха в процессе физи­ческого воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. 3). Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействийданный принцип обусловливает необходимость систематичес­кого повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет по­вышения сложности заданий и увеличения нагрузок. 4) Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузокиз этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динами­ки суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспита­ния. 1). Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызы­вало негативных отклонений в здоровье. 2). По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагруз­ки. 3. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или времен­ное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение. 5) Принцип циклического построения занятий Процесс физического воспитания — это замкнутый кругово­рот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соот­ветствии с этим различают три вида циклов: микроциклы(недель­ные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы(месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы(годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий. 6) Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитанияЭтот принцип обязывает последовательно изменять направлен­ность физического воспитания в соответствии с возрастными эта­пами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физичес­кого развития организма (дошкольный, младший, средний, стар­ший возраст). 6. Физические упражнения: сущность, содержание и форма, классификация, роль в ФВ. Физические упражнения— это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организо­ваны по его закономерностям. физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с дру­гой — как процесс многократного повторения. Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это сово­купность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоро­вительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональ­ные перестройки организма, что отражается на улучшении пока­зателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эф­фект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых за­болеваниях. Образовательная роль. Через физические упражнения познают­ся законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двига­тельными умениями и навыками. В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углуб­ляются ранее приобретенные. Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачас­тую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек выра­батывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). Форма физического упражне­ния — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обус­ловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упраж­нения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) пара­метров движений. Классификация физических упражнений.В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений. 1. Классификация физических упражнений по признаку истори­чески сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических уп­ражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типич­ных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группи­руются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются раз­личные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, ат­летическая гимнастика, разминка и т.п.). 3. Классификация физических упражнений по признаку их пре­имущественной направленности на воспитание отдельных физичес­ких качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений, харак­теризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражне­ния циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (на­пример, акробатические и гимнастические упражнения, прыж­ки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и дви­гательных навыков в условиях переменных режимов двигатель­ной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтова­ние). 4. Классификация физических упражнений по признаку биомехани­ческой структуры движения. По этому признаку выделяют цикли­ческие, ациклические и смешанные упражнения. 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологи­ческих зон мощности. По этому признаку различают упражнения макси­мальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. 6. Классификация физических упражнений по признаку спортив­ной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподго­товительные.
8. Нагрузка и отдых как структурные компоненты методов ФВ. Нагрузка-это количественная и качественная мера тренировочных и соревновательных упражнений вызывающие в организме спортсмена функциональные сдвиги и вызывающие процессы адаптации.Внешняя и внутренняя стороны нагрузки. Внешние-величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, ко­личество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д.);внутрение — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вы­зываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударно­го и минутного объемов крови и т. д.). Первые, условно говоря, относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые — к ее «внутрен­ней» стороне (точнее к реакции на нагрузку). И те, и другие показатели важны для оценки и направлен­ного регулирования нагрузок в процессе физического воспитания. Объем и интенсивность нагрузки. «объем нагрузки» относится протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений; «интенсивность нагрузки» свя­зано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени. Разновидности отдыха; его восстановительная и регулирую­щая роль.Целесообразное использование нагрузок в процессе фи­зического воспитания неразрывно связано с нормированием и нап­равленным регулированием интервалов отдыха между упражнени­ями, Отдых вводится при этом в двух разновидностях: собственно отдых, или пассив­ный отдых (относительный покой, сменяющий двигательную активность), и активный отдых (отдых, организуемый по­средством переключения на деятельность, отличающуюся от той, ко­торая вызвала утомление, и способствующую восстановлению рабо­тоспособности). В процессе физического воспитания отдых в обеих своих разновидностях является прежде всего необходимым усло­вием восстановления уровня работоспособности, снизившегося в ре­зультате нагрузки, и тем самым создает предпосылки возобнов­ления деятельности. Вместе с тем регулирование интервалов отды­ха служит одним из средств оптимального управления общим эф­фектом упражнений.Типы интервалов отдыха.Интервалы отдыха между повторе­ниями упражнения или разными упражнениями в рамках отдельно­го занятия, естественно, не равны интервалам между заняти­ями: первые значительно короче и более вариативны, чем вторые. При повторениях и чередовании упражнений в ходе занятия оправданы в соответствующих условиях следующие типы интервалов отдыха. Ординарный интервал, продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функцио­нального состояния организма, следующей за выполнением Напряженный интервал— это интервал, протяженность кото­рого настолько не велика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточным функциональной активностью определённых систем организма.. Минимакс-интервал – наименьший интервал отдыха между упражнениями по истечении которого может выявляется ближайшие последствия предшествующего упражнения. При ординарном интервальном занятия успевают возвратиться к тому какой был в начале предыдущег о Жесткий интервал происходит значительная сумация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизации, его резервных возможностей, развиваются суперкомпенсаторные процессы. Суперкомпенсаторный интервал –является своеобразной фазой реагирования организма на предявленную неординарную нагрузку и сопряжённое с ней расходывание его ресурсов. 3. ФВ и образование как система. система представля­ющее собой единство закономерно расположенных и находящих­ся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач. Система физического воспитания— это исторически обуслов­ленный тип социальной практики физического воспитания, вклю­чающий мировоззренческие, теоретико-методические, программ­но-нормативные и организационные основы, обеспечивающие фи­зическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. 1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет со­бой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоз­зренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам дея­тельности. 2.Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (фило­софия, социология и др.), педагогических (психология, педаго­гика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и мето­дика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наи­более общие закономерности физического воспитания. 3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат науч­но обоснованные задачи и средства физического воспитания, ком­плексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического вос­питания конкретизируются применительно к особенностям кон­тингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здо­ровья) и условиям основной деятельности участников физкуль­турного движения (учеба, работа на производстве, служба в ар­мии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном. Общеподготовительное направление представлено прежде все­го физическим воспитанием в системе общего обязательного об­разования. Специ­ализированное направление(спортивная тренировка, производ­ственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготов­ка) предусматривает углубленное совершенствование в избран­ном виде двигательной деятельности на базе широкой общей под­готовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений. 4. Организационные основы. Организационную структуру систе­мы физического воспитания составляют государственные и обще­ственно-самодеятельные формы организации, руководства и уп­равления. По государственной линии предусматриваются систематичес­кие обязательные занятия физическими упражнениямив дошколь­ных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, сред­них специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государ­ственным программам, в отведенное для этого часы в соответ­ствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Образование – это планомерная передача и последовательное усвоение определённой совокупности знаний, систематическим пополнением и углублением их.
9. Характеристика методов строго регламентированных упражнений. Метод - разрабатывается с учетом не достигших закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовывать теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающие освоение на развитие ФК и формирование5 свойств личности. Сущность методов строго регламентированного упражнения зак­лючается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения позволяют: 1) осу­ществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регла­ментировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управ­лять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осва­ивать технику физических упражнений и т.д. Методы обучения двигательным действиям.К ним относятся: 1. Метод целостно-конструктивного упражнения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.). 2. Расчлененно-конструктивный метод. Предусматривает расчленение целостного двига­тельного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила 1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения. 2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой. 3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их. 4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различ­ных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение. 3. Метод сопряженного воздействия. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Методы воспитания физических качеств.Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных пе­рестроек в организме. Методы стандартного упражнения в основном направлены на Достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным). Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интен­сивности (как правило, умеренной). Метод стандартно-интервального упражнения — это, как пра­вило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адапта­ционных изменений в организме. Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяю­щейся интенсивностью. Круговой метод представляет собой последовательное выпол­нение специально подобранных физических упражнений, воздей­ствующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Данный метод используется для воспитания и совершенство­вания практически всех физических качеств. 10. Двигательные умения и навыки, как результат обучения двигательным действиям (их сущность и отличительные особенности). Современная теория обучения двигательным действиям. Под двигательным умениемпонимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные Двигательный навык— это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Эффективность процесса обучения, зависят от: 1) двигательной одаренности 2) возраста обучающегося 3) координационной слож­ности двигательного действия 4) профессионального мас­терства преподавателя; 5) уровня мотивации, Под теорией обученияпонимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущ­ности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления. Овладение двигательными действиям осуществляется в следующими методической последовательности: 1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. 2. Формирование знаний о сущности двигательного действия 3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. 4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. 1. Этап начального разучивания.Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах. Основные задачи. 1. Сформировать смысловое и зрительное представления о дви­гательном действии и способе его выполнения. 2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упраж­нений или структурных элементов изучаемого действия. 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4- Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. 2. Этап углубленного разучивания.Цель — сформировать полно­ценное двигательное умение. Основные задачи. 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене. 3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­го его целевого использования. Задачи: 1. добится изобилия и автоматизиа выполнения двгательных действий. 2. Довести до необходимой степени совершенствования индивидуальных черт техники. 3. Добиваться выполнения в соответствии с требованиями его практического исполнения. 4. Обеспечить вариативное исполнение действий в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
11. Методика развития силовых способностей. Сила— это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности— это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе ко­торых лежит понятие «сила». К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относи­тельно быстро сокращающихся) и красных (относительно мед­ленно сокращающихся) мышечных волокон. Собственно силовые способностипроявляются: 1) при относи­тельно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполня­емых с околопредельными, предельными отягощениями (напри­мер, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим разли­чают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, ус­тупающем и статическом режимах работы мышц. Скоростно-силовые способностихарактеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто мак­симальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значи­тельной скоростью, но не достигающей, как правило, предель­ной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в ко­торых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Силовая выносливость— это способность противостоять утом­лению, вызываемому относительно продолжительными мышеч­ными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Силовая ловкостьпроявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуа­ции деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). В физическом воспитании различа­ют абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движе­нии, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчи­ков и юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у дево­чек и девушек — от 11 —12 до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10— 11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам — 33%, а к 17—18 годам — 45%). Метод максимальных усилий предусматривает выполнение зада­ний, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем ме­тод непредельных усилий. Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании мак­симального силового напряжения посредством работы с непре­дельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявле­нию большой силы в условиях быстрых движений. «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных уп­ражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности уси­лий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыж­ком в длину). Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. При воспитании максимальной силы изометрические напря­жения следует развивать постепенно. После выполнения изомет­рических упражнений необходимо выполнить упражнения на рас­слабление. Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изомет­рического и динамического. Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздей­ствие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последую­щая серия включала в работу новую группу мышц. Игровой метод предусматривает воспитание силовых способ­ностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мы­шечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. 15. Технология планирования процесса ФВ. Планирование - это процесс определения будущего состояния объекта и выбора соответствующих средств и методов. Предметом планирования в физическом воспитании являются действия преподавателя и занимающихся, специфическими объектами являются: цель и задачи процесса школьного физического воспитания; величина и направленность нагрузок; формы занятий и способы организации и проведения занятий по физической культуре. К основным документам планирования процесса школьного физического воспитания относятся: 1) план-график прохождения учебного материала по физической культуре на год; 2) план-график прохождения учебного материала на четверть (I,II,III,IV); 3) конспекты или планы-конспекты уроков по физической культуре; 4) индивидуальный план работы учителя физической культуры; 5) план физкультурно-оздоровительной работы школы на учебный год. По форме они могут быть составлены: текстовым способом (конспект урока), графическим (годовой-сетевой график), математическим (распределение нагрузок в течение учебного года). Виды планирования: перспективное (годовое или на несколько лет), текущее (четвертное); оперативное (конспект). При планировании учебного материала необходимо учитывать: 1) требования нормативных документов Министерства общего и профессионального образования РФ. 2) особенности климатогеографических условий региона; 3) особенности подготовленности учащихся и оснащенности учебно-материальной базы; наличие дополнительных площадок; 4) особенности распределения учебного материала по другим образовательным областям Базисного учебного плана; 5) особенности организации внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных мероприятий. Основными документами планирования учебного материала программы «Физическая культура» являются: 1)План распределения учебного материала по годам обучения. Целью разработки такого плана является достижение преемственности учебного материала по годам обучения школьников на соответствующем этапе школьного образования, а также его согласование с учебным материалом других дисциплин. 2) План распределения учебного материала на учебный год целью этого плана является распределение учебного материала в течение соответствующего учебного года. Он также характеризуется горизонтально-вертикальным планированием. Это сетевой план-график, где по горизонтали - учебные четверти с указанием фактического объема учебного времени в четвертях, а по вертикали логика прохождения программного материала соответствующих разделов, подразделов и тем. 3) Рабочий план на четверть целью этого плана является разработка педагогических задач для каждой учебной темы и последующее распределение этих задач по урокам в соответствующей учебной четверти. Основой этого плана является горизонтальное (временное) планирование', где необходимо обеспечить преемственность прохождения учебного материала во времени, от урока к уроку. Разрабатывается в два этапа. На предварительном этапе, согласно отбираются учебные темы, запланированные на конкретную четверть, и для каждой темы формулируются задачи (темы и задачи располагаются вертикально). На втором этапе - оформляется план. По горизонтали - уроки, а по вертикали -напротив темы учебные задачи. 4) План - конспект урочного занятия целью этого плана является разработка методики решения учебных задач урока, определение оптимального состава средств, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности и логике эффективное» качественное проведение урока. Основой разработай данного плана является вертикальная (пространственное) планирование которое позволяет создать целостную пространственную структуру урочного занятия. План - конспект разрабатывается в два этапа. На I этапе (предварительный ) - ф ормулируются задачи и подбираются средства, методы и формы организации учебной деятельности, т.е. разрабатывается методика. На II этапе оформляется сам конспект с учетом условий, в которых будет проводится урок. 5) План физкультурно-оздоровительной работы школы. 1. Учебная работа:. 2. Физкультурно-оздоровительная работа.3.Спортивно-массовая работа 4.Организационная работа 5. Агитационно-пропагандистская работа: 6. хозяйственная работа
13. Методика развития гибкости. Гибкость— это способность выполнять движения с большой амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассив­ную. При активной гибкости движение с большой амплитудой вы­полняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: уси­лий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособ­лений и т.п.По способу проявления гибкость подразделяют на динамичес­кую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движе­ниях, а статическая — в позах.Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гиб­кость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движе­ний) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, по­звоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия. Методика развития гибкости Метод по количеству повторений, темпу движений и вре­мени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8—10 раз и постепенно до­водится до величин, Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование сило­вых упражнений и упражнений на расслабление не только способ­ствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, про­изводящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки. стретчинг — система статических упражне­ний, развивающих гибкость и способствующих повышению элас­тичности мышц.В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения уп­ражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-си-ловое упражнение) продолжительностью 1—5 с, затем расслабле­ние мышцы 3—5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражне­ния, выполняемые в разминке или основной части занятия, за­канчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. 12. Методика развития общей выносливости. Выносливость— это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос­ливость — это способность длительно выполнять работу умерен­ной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные воз­можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановле­ние энергии в процессе работы. Факторы функциональной и биохимической энономизации опре­деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат­рат на его достижение. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагопри­ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на­растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч­ной кислоты в крови и т.д.). Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, ус­тойчивость установки на процесс и результаты длительной дея­тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен­ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятных замающихся. Методы воспитания выносливости: 1. Метод непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности. 2. повторных интегральных упражнений. 3. круговой тренировки. 4. игровой метод 5. соревновательный метод. Методы воспитания общей выносливости. 1. Доступность- В процессе занятий после определенно­го времени в организме человека произойдут изменения физио­логического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. 2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требо­ваний. 3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значитель­ных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыха­тельной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться.
14. Формы организации занятий ФВ. Структура урока, его части, их назначение, содержание. в) формы проведения школьного физического воспитания и организации детей на занятиях по физической культуре Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трех сферах: 1.в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; 2. в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями; 3. в семье. выделяют 4 основные формы: 1)учебные занятия (классно-урочные); 2) занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы; 3) внеклассные занятия физическими упражнениями; 4) внешкольные занятия физическими упражнениями. Процесс физического воспитания имеет две стороны: содержание и форму. В теории и методике физической культуры принято выделять две основные формы проведения занятий:урочную и неурочную. Урок- является основной формой школьного физического воспитания. Если содержание урока составляют конкретные физические упражнения, определенные действия учителя и учащихся в процессе урока. Общепринятым уровнем структуры урока является его трехчастное деление (подготовительная, основная, заключительная Кнеурочным формам принято относить занятия, которые проводятся в более свободном режиме (не обязательно по расписанию и не всегда в строгие временные рамки) и имеющие более узкую направленность решаемых задач. В школе это могут быть секции по виду спорта, все физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, подвижные игры на переменах и физкультурные занятия в группе продленного дня. Под организационным обеспечением урока понимают: 1) организацию общего порядка учебной деятельности; 2) управление занимающимися; 3) организацию материально-технических условий занятия; 4) организацию работы помощников. Организация общего порядка учебной деятельности осуществляется в 4-х организационно-методических формах: 1) Фронтальная (общегрупповая) организация деятельности занимающихся; Ее варианты: одновременное выполнение задания всеми; попеременное выполнение (в парах по очереди); посменное ("волнами" по несколько человек); поточное (один за другим); 2) Звеньевая организация (у каждой группы свое задание); 3) Индивидуальная организация: у каждого свое задание; у всех одно задание, но различный темп выполнения; 4) Круговая организация. Способы управления учащимися: команды, распоряжения, указания, подсчет, зрительные и звуковые условные сигналы. 16. Научно-методические основы ФВ дошкольников.Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Оздоровительные задачи 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внеш­ней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воз­душные процедуры) слабые защитные силы детского орг-зма существенно возрастают. При этом повыш сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и ин­фекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.). 2. Укрепление ОДА и формир правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двиг активность ребенка. 3.Содействие повыш функцион возможностей вегетативных органов. 4.Воспитание физ способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс вос­питания физ способностей не должен явл специально направленным по отношению к каждому из них. Образовательные задачи 1.Формиров основных жизненно важных двиг умений и навыков. 2 Формиров устойчивого интереса к занятиям ФК. Воспитательные задачи 1. Воспитание морально-волевых кач-в (честности, решитель­ности, смелости, настойчивости и др.).2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Ср-ва ФВ детей раннего и дошкольного возраста к числу основных ср-в ФВ детей ран­него и дошкольного возраста относятся ФУ. Они формируют двиг умения и навыки, способствуют разв двиг аппарата. ФУ: Применительно к задачам ФВ детей раннего дошкольного возраста наиболее ши­рокое применение получили след 3 группы ФУ: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бес­сюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных уп­ражнений. Основная гимнастика вкл в себя: 1) ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без пред­метов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, ла­зание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упр (построения и перестроения, повороты, размыкания и смы­кания); 4) танцевальные упр. Оздоровительные силы природы. Систематическое исп солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует мех-змы тер­морегуляции, нормализует психич процессы и тем самым повышает работос-ть и физ состояние детей. Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двиг активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенич факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие ФУ и определяют возможности физ разв. Формы организации занятий ФУ с детьми раннего и дошкольного возраста: 1) Утренняя гимнастика 2) Физкультурные занятия урочного 3) Подвижные игры с разнообразным двиг содержанием 4) Физкультпаузы и физкультминутки 5) Физкультурные праздники 6) Самостоятельные занятия ФУ. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возрастасущ 2 формы организации физичесФВ Детей раннего и дошкольного возраста: 1) гос (дет­ские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7 лет); 2) самоде­ятельная, где ФВ осущ главным образом в семье.наблюдается небольшое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и, отсюда, некоторая повышенная реактивность, бол эмоциональность и критическое восприятие указаний учителя и товарищей.
17. Научно-методические основы ФВ учащихся школьного возраста. а) младший школьный возраст Этот период характеризуется равномерными и достаточно интенсивными темпами развития ребенка. Опорно-двигательный аппарат. В этом возрасте начинают срастаться кости таза, укрепляются суставы. Незавершенно окостенение кисти и стопы. не следует давать упражнений: с большими отягощениями, отрицательно влияющими на состояние позвоночника; с большим количеством прыжков на твердой опоре и особенно упражнений,-связанных с прыжками с большой высоты; Мышечная система: растет мышечная масса за счет формирования крупных мышечных групп. Мышцы отличаются большой эластичностью и хорошей проводимостью нервных импульсов. Вегетативная нервная система: вегетативные функции отстают в развитии от моторных: во-первых, сердечная мышца не обладает достаточной сократительной способностью, а во-вторых, несформированность мышц, обеспечивающих дыхательный акт, что приводит к быстрому образованию кислородного долга в организме ребенка. Психологические особенности поведения: дети младшего школьного возраста эмоциональны, легко возбудимы; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. К основным методам, 1. наглядные); 2. словесные; 3. методы упражнения - целостный и стандартно-повторный (для обучения); игровой, повторно-переменный и стандартно-повторный (для развития физических качеств). Методические особенности развития физическихкачеств сводятся к следующим: 1) Игровой метод 2) использование стандартно-повторного и повторно-переменного методов 3) развитии координационных способностей следует особое внимание уделить развитию сенсомоторных способностей 4) внимание уделять развитию быстроты простой двигательной реакции и частоты движений 5) Наиболее предпочтительным является развитие относительной силы 6) Необходимо постепенно воспитывать у детей способность к мышечным усилиям, б) среднего школьного возраста Подростковый возраст - период бурного развития организма, отличающийся гетерохронностью в развитии вегетативных и моторных функций, а также мышечной системы и опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат: продолжается формирование изгибов позвоночника, кости растут интенсивно в длину, в связи с увеличением длины конечностей значительная нагрузка приходится на различные суставы Мышечная система: мышечная масса активно растет (у мальчиков, в основном, за счет развития мышц конечностей; а у девочек - за счет развития мышц туловища). Вегетативная нервная система: Завершается тканевая перестройка и размеры сердца у подростков близки к величине сердца взрослого. Дыхательная система: При физических нагрузках работа дыхательных мышц слишком большая из-за повышенного бронхиального сопротивления воздуху. Психологические особенности поведения: авторитетным для подростков является мнение товарищей, они проявляют стремление к самостоятельности. Развиваются основные психические процессы: память, внимание, воля. Соответственно, возникает возможность развития двигательных восприятий. Основная направленность физического воспитания в среднем школьном возрастезаключается в овладении базовыми двигательными умениями и навыками, а также техникой программных видов спорта, которое должно проходить на фоне углубленной развивающей и образовательной направленности урока. Методы являются: наглядные; словесные; методы упражнения - целостный и (расчлененный), стандартно-повторный и переменно-повторный (в обучении технике двигательных действий); повторно-переменный, интервальный, игровой, соревновательный, другие методы комбинированного упражнения (с прогрессивно-возрастающей нагрузкой, стандартно-переменный и др.). Методические основы обучения технике двигательных действий: 1. Должна быть продуманная система подводящих и подготовительных упражнений,2. В обучении необходимо использовать интенсивные методы обучения. 3. совершенствование технических и тактических действий 4. Важным моментом в процессе обучения является приведение техники движений в соответствие уровню развития физических качеств. Методические основы процесса развития физических качеств у подростков: 1) Координационные способности 2) При развитии собственно-силовых способностей: развивать относительную силу, а также обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп 3) развитие быстроты сложной двигательной реакции, а также на развитие скоростно-силовых способностей 4) При развитии общей выносливости необходимо использовать специальные дыхательные упражнения 5) развития активной гибкости 6) формирования навыка рациональной осанки.Неурочными формамизанятий физической культурой в среднем школьном возрасте должны быть: секции по виду спорта (не реже 2 раз в неделю). Для организации общего порядка учебной деятельности могут быть использованы различные способы: фронтальный (подготовительная и основная части урока), звеньевая (основная часть), экстенсивная круговая тренировка. Оценка успеваемости по физической культуре включает в себя качественные и количественные показатели. в) старшего школьного возрастаЮношеский возраст (16 - 17 лет) отличается замедленными темпами развития организма, причем юноши догоняют в физическом развитии девушек.Опорно-двигательный аппарат: формирование костно-мышечного и связочного аппарата еще продолжается. Мышечная система: мышцы у старшеклассников эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, обладают прекрасной сократительной способностью и способностью к расслаблению. Вегетативная нервная система: ударный и минутный объем крови увеличиваются в связи с достаточной сформированностью сердечной мышцы и его возросшей сократительной способностью; возрастает утилизация кислорода, так как наблюдается капиллярная сформированность основных групп мышц. Высшая нервная деятельность и психические особенностиповедения: Наблюдается небольшое преобладание возбуждения над торможением. Основная направленность методики физического воспитания в старшем школьном возрасте: 1) сочетанное развитие физических качеств параллельно с обучением технике двигательных действий в различных по сложности условиях; 2) необходимость воспитания навыка противостояния психическим и физическим стрессам; 3) дифференцированный подход к выбору средств, методов с учетом половых различий; 4) усиление тренировочной направленности занятий физической культурой.Методичес

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: