Средства физического воспитания. В пожилом и старшем возрасте эффективными средствами, обеспечивающими профилактику преждевременного старения и активное долголетие, являются физические упражнения, оздоровительные силы природы игигиенические факторы.
Основными средствами воздействия на организм людей пожилого истаршего возраста служат физические упражнения, которые не только способствуют поддержанию систем опорно-двигательного аппарата на достаточно высоком функциональном уровне, но и оказывают благотворное влияние на состояние органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции. В этом возрасте предпочтение следует отдавать тем физическим упражнениям, которые предъявляют сравнительно невысокие требования к организму и легко дозируются по нагрузке.
К числу основных средств сохранения и восстановления функций опорно-двигательного аппарата в пожилом и старшем возрасте относятся гигиеническая, основная и лечебная гимнастика. В общеоздоровительных целях и для направленного воздействия на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем в пожилом и старшем возрасте широко используются дозированная ходьба, бег умеренной интенсивности, прогулки на лыжах, езда на велосипеде, плавание и другие аэробные упражнения циклического характера. В этом возрасте доступным и эффективным средством является дыхательная гимнастика, которая имеет три основных назначении:
|
|
1. Улучшить дыхание во время выполнения физических упражнений: провентилировать легкие, ликвидировать возможную кислородную задолженность и оказать помощь сердцу в его усиленной работе. 2. Совершенствовать дыхательный аппарат и поддерживать на высоком уровне его работоспособность. 3. Выработать умение дышать правильно, оказывая тем самым постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.).
Формы организации занятий. Физическое воспитание людей пожилого и старшего возраста проводится на самодеятельных началах и осуществляется при различных формах организации занятий: коллективные (занятия в группах здоровья, секциях общей физической подготовки, клубах любителей бега и др.); туристские походы; самостоятельные (индивидуальные) занятия.
Занятия в группах здоровья и секциях общей физической подготовки проводятся 2—3 раза в неделю под руководством инструкторов-методистов преимущественно на открытом воздухе по определенным программам с учетом возраста, состояния здоровья и степени физической подготовленности занимающихся. Продолжительность занятий в начальном периоде не должна превышать 45 мин, с течением времени продолжительность занятий увеличивается до 60—75 мин.
|
|
Методические основы занятий. Для большинства занятий в группах здоровья и секциях общей физической подготовки характерно комплексное применение различных физических упражнений. Комплексные занятия дают больший эффект в улучшении физической подготовленности идля занимающихся менее утомительны, чем предметные занятия. Занятия проводятся круглогодично. По мере старения организма нагрузки теряют общую тенденцию к возрастанию. Занятия урочного типа с комплексным содержанием строятся в соответствии с общепринятой структурой. Подготовительная и заключительная части занятия, как правило, имеют тем большую продолжительность, чем старше занимающиеся, поскольку с возрастом замедляются процессы врабатывания и восстановления. По этой же причине после основных упражнений предусматривается достаточный отдых (активный и пассивный), проводятся дыхательные упражнения и упражнения в расслаблении.
Общая динамика в занятии должна иметь вид волнообразной кривой с тенденцией к постепенному нарастанию. Наиболее значительная нагрузка приходится на середину или на вторую треть основной части занятия (рис. 25).
Продолжительность одного занятия колеблется от 35—40 до 90— 120 мин.
1. Характеристика культуры общества и место её в ФК Под ФК понимают – органическая часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательные действия к качестве фактора оптимизации своего состояния и развития физической подготовки, жизненной практики ФКиС. ФК в узком понимании – часть культуры личности основой которой составляет рациональное использование человеком двигательные действия, в качестве фактора оптимизации своего физического совершенствования. ФК в широком понимании- рассматривается как органическая часть культуры обществом, включают всю совокупность и его научных и практических достижений, создание специальных средств, методов и условий направленных на развитие физической деятельности населения. Культура представляется как специфическая форма бытия общества и человека. Вольтер, Гардер характеризуют культуру как определённую степень развития разума, ума, нравственности, ФК, является разновидностью материальной культуры которая направлена на духовное совершенствование. На основе ФК в сфере реализуются ценности: 1) материальные или физические – здоровье, положение, ФК, умение и навыки. 2) социальные – отдых, развлечения, победы, рекорды. 3) психические – получение работы, быстрота мышления, воображение. 4) духовные – познания самовыражения, самоутверждения, чувства собственного достоинства и нравственные ценности. | 4. Принцип как основное положение теории ФВ. Сущность наиболее общих принципов системы российской ФВ. Под принципом следует понимать «руководящее положение», «основное правило», «установка». Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют четко идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, раскрывают логику решения задач и очерчивают главные правила их реализации.К числу принципов, отражающих идейные основы системы воспитания и образования, необходимо отнести общие социальные принципы воспитательной стратегии общества.Они предусматривают использование социальных факторов (культуры, воспитания, образования) для обеспечения направленного всестороннего гармонического развития человека и органическую связь воспитания с практической жизнью общества.Социальные принципы гарантируют единство всех сторон воспитания в процессе физического воспитания (умственного, эстетического, трудового, физического); обеспечивают наибольший оздоровительный эффект, укрепление здоровья и поддержание хорошей общей работоспособности; отражают основную функцию физического воспитания в деле всесторонней физической подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, в том числе военной. общепедагогические принципы,отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации). Они преломляются в физическом воспитании в виде общеметодических принципови содержат в себе ряд универсальных правил методики, без которых невозможно на высоком качественном уровне решать задачи обучения и воспитания.Кроме этих принципов в практике физического воспитания имеют место специфические принципы,«очерчивающие ряд специфических закономерностей физического воспитания, и вытекающие из них правила его системного построения» Общеметодические принципы — это отправные положения, определяющие общую методику процесса физического воспитания. |
2. Общественные функции и формы ФК. Поскольку ФК является видом культуры личности и общества, то ей присущи общественные функции которые вытекают из закономерностей развития культуры и общества в целом и находят конкретные проявления в решении задач. К ним можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативная, преобразовательная, ценную, ориентировочную; коммуникативную и многие другие культурные функции. Основная функция культуры заключается в формировании и прогрессивном развитии ценностей выступающих в качестве средств и способов обеспечивающих прогрессивное развитие личности и обществаПод формами занятий физическими упражнениямипонимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы — урочные и неурочные Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним относятся: 1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждениях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.); 2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в избранном виде спорта. Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, Развития физических качеств, совершенствования двигательных Навыков и др. К ним относятся: 1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера; 2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера; 3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.). | 7. Роль оздоровительных, природных и гигиенических факторов ФВ человека. Оздоровительные силы природы Оздоровительные силы природы оказывают существенное влияние на занимающихся физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечное излучение, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и на высоте, движение и ионизация воздуха и др.) вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояния здоровья и работоспособности человека. В процессе физического воспитания естественные силы природы используют по двум направлениям: 1) как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют эффект воздействия физических упражнений на организм занимающихся. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активизации биологических процессов, вызываемых физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т.д.; 2) как относительно самостоятельные средства оздоровления и закаливания организма (солнечные, воздушные ванны и водные процедуры). При оптимальном воздействии они становятся формой активного отдыха и повышают эффект восстановления. Одним из главных требований к использованию оздоровительных сил природы является системное и комплексное применение их в сочетании с физическими упражнениями.Гигиенические факторы:К гигиеническим факторам, содействующим укреплению здоровья и повышающим эффект воздействия физических упражнений на организм человека, стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.), соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна. Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект занятий физическими упражнениями. |
5. Сущность и основные правила дидактических принципов. Специфика их проявления в процессе ФВ.В системе образования и воспитания имеют место общепедагогические принципы,отражающие основные закономерности обучения (принципы дидактики: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации).Принцип сознательности и активностиНазначение принципа сознательности и активности в физическом воспитании состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности. Реализация принципа должна приводить к обогащению занимающихся знаниями, глубокому пониманию техники различных упражнений, воспитанию сознательного и активного отношения к процессу физического воспитания. Сознательность — это способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность. Активность— это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Принцип наглядностиПринцип наглядности обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Практическая наглядность: Зрительная наглядность демонстрация движений в целом и по частям с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов и др. Звуковая наглядность (в виде различных звуковых сигналов. Двигательная наглядность особенность двигательной наглядности заключается в том, что она наряду с уточнением движений в пространстве и во времени обеспечивает возможность ориентироваться в динамике действующих внутренних и внешних сил, особенно инерционных и реактивных.Принцип доступности и индивидуализации При реализации принципа должна быть учтена готовность занимающихся к обучению, выполнению той или иной тренировочной нагрузки и определена мера доступности заданий. Таким образом, задача реализации принципа доступности и индивидуализации ставит преподавателя физического воспитания перед чрезвычайно сложной меняющейся картиной множества различных факторов, которые нужно постоянно учитывать. При этом необходимо предвидеть дальнейшие изменения всех факторов для перспективного программирования воздействий.Специфические принципы физического воспитания: 1) Принцип непрерывности процесса физического воспитаниясущность принципа непрерывности в физическом воспитании раскрывается в следующих основных положениях. 1. Первое положение принципа непрерывности предполагает, что процесс физического воспитания является целостной системой, в которой предусматривается последовательность в проведении занятий физическими упражнениями. Последовательность является важнейшим условием процесса обучения движениям и процесса воспитания физических качеств. 2. Второе положение принципа непрерывности обязывает специалистов по физической культуре и спорту при построении системы занятий обеспечить постоянную преемственность эффекта занятий, устранить большие перерывы между ними с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий физическими упражнениями. 2) Принцип системного чередования нагрузок и отдыхасистемное чередование нагрузок и отдыха в процессе физического воспитания является важным положением, от которого в конечном итоге зависит суммарный эффект занятий. 3). Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействийданный принцип обусловливает необходимость систематического повышения требований к проявлению у занимающихся двигательных и связанных с ними психических функций за счет повышения сложности заданий и увеличения нагрузок. 4) Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузокиз этого принципа вытекает три основных положения, в соответствии с которыми определены типичные формы динамики суммарной нагрузки в рамках этапов физического воспитания. 1). Суммарная нагрузка, используемая в процессе физического воспитания, должна быть такой, чтобы ее применение не вызывало негативных отклонений в здоровье. 2). По мере адаптации к применяемой нагрузке, т.е. перехода приспособительных изменений в стадию устойчивого состояния, необходимо очередное увеличение параметров суммарной нагрузки. 3. Использование суммарных нагрузок в физическом воспитании предполагает на отдельных этапах в системе занятий ее или временное снижение, или стабилизацию, или временное увеличение. 5) Принцип циклического построения занятий Процесс физического воспитания — это замкнутый круговорот определенных занятий и этапов, образующих циклы. В соответствии с этим различают три вида циклов: микроциклы(недельные), характеризующиеся повторностью применения упражнений одновременно с их разнонаправленностью, чередованием нагрузки и отдыха; мезоциклы(месячные), включающие в себя от двух до шести микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств; макроциклы(годичные), в которых разворачивается процесс физического воспитания на протяжении долговременных стадий. 6) Принцип возрастной адекватности направлений физического воспитанияЭтот принцип обязывает последовательно изменять направленность физического воспитания в соответствии с возрастными этапами и стадиями человека, т.е. применительно к сменяющимся периодам онтогенеза и особенно периодам возрастного физического развития организма (дошкольный, младший, средний, старший возраст). | 6. Физические упражнения: сущность, содержание и форма, классификация, роль в ФВ. Физические упражнения— это такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям. физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения. Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения. Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность. Оздоровительное значение. Выполнение физических упражнений вызывает приспособительные морфологические и функциональные перестройки организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект. Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях. Образовательная роль. Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные. Влияние на личность. Физические упражнения требуют зачастую неординарного проявления целого ряда личностных качеств. Преодолевая различные трудности и управляя своими эмоциями в процессе занятий физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты и качества характера (смелость, настойчивость, трудолюбие, решительность и др.). Форма физического упражнения — это определенная упорядоченность и согласованность как процессов, так и элементов содержания данного упражнения. В форме физического упражнения различают внутреннюю и внешнюю структуру. Внутренняя структура физического упражнения обусловлена взаимодействием, согласованностью и связью различных процессов, происходящих в организме во время данного упражнения. Внешняя структура физического упражнения — это его видимая форма, которая характеризуется соотношением пространственных, временных и динамических (силовых) параметров движений. Классификация физических упражнений.В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений. 1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.). 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам: 1) скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.); 2) упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.); 3) упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.); 4) упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование). 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения. 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. 6. Классификация физических упражнений по признаку спортивной специализации. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально подготовительные и общеподготовительные. |
8. Нагрузка и отдых как структурные компоненты методов ФВ. Нагрузка-это количественная и качественная мера тренировочных и соревновательных упражнений вызывающие в организме спортсмена функциональные сдвиги и вызывающие процессы адаптации.Внешняя и внутренняя стороны нагрузки. Внешние-величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д.);внутрение — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и т. д.). Первые, условно говоря, относятся к «внешней» стороне нагрузки, вторые — к ее «внутренней» стороне (точнее к реакции на нагрузку). И те, и другие показатели важны для оценки и направленного регулирования нагрузок в процессе физического воспитания. Объем и интенсивность нагрузки. «объем нагрузки» относится протяженности во времени и суммарному количеству работы, выполняемой в процессе упражнения или ряда упражнений; «интенсивность нагрузки» связано с напряженностью работы и степенью ее концентрации во времени. Разновидности отдыха; его восстановительная и регулирующая роль.Целесообразное использование нагрузок в процессе физического воспитания неразрывно связано с нормированием и направленным регулированием интервалов отдыха между упражнениями, Отдых вводится при этом в двух разновидностях: собственно отдых, или пассивный отдых (относительный покой, сменяющий двигательную активность), и активный отдых (отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызвала утомление, и способствующую восстановлению работоспособности). В процессе физического воспитания отдых в обеих своих разновидностях является прежде всего необходимым условием восстановления уровня работоспособности, снизившегося в результате нагрузки, и тем самым создает предпосылки возобновления деятельности. Вместе с тем регулирование интервалов отдыха служит одним из средств оптимального управления общим эффектом упражнений.Типы интервалов отдыха.Интервалы отдыха между повторениями упражнения или разными упражнениями в рамках отдельного занятия, естественно, не равны интервалам между занятиями: первые значительно короче и более вариативны, чем вторые. При повторениях и чередовании упражнений в ходе занятия оправданы в соответствующих условиях следующие типы интервалов отдыха. Ординарный интервал, продолжительность которого соразмерна продолжительности фазы относительной нормализации функционального состояния организма, следующей за выполнением Напряженный интервал— это интервал, протяженность которого настолько не велика, что очередная нагрузка как бы совмещается с остаточным функциональной активностью определённых систем организма.. Минимакс-интервал – наименьший интервал отдыха между упражнениями по истечении которого может выявляется ближайшие последствия предшествующего упражнения. При ординарном интервальном занятия успевают возвратиться к тому какой был в начале предыдущег о Жесткий интервал – происходит значительная сумация эффектов предыдущего и очередного занятия, в силу чего функциональные сдвиги в системах организма нарастают с более полной мобилизации, его резервных возможностей, развиваются суперкомпенсаторные процессы. Суперкомпенсаторный интервал –является своеобразной фазой реагирования организма на предявленную неординарную нагрузку и сопряжённое с ней расходывание его ресурсов. | 3. ФВ и образование как система. система представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предназначенных для выполнения конкретных функций и решения тех или иных задач. Система физического воспитания— это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни. 1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности. В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности. 2.Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания. 3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном. Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Специализированное направление(спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений. 4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления. По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениямив дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров). Образование – это планомерная передача и последовательное усвоение определённой совокупности знаний, систематическим пополнением и углублением их. |
9. Характеристика методов строго регламентированных упражнений. Метод - разрабатывается с учетом не достигших закономерностей система действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовывать теоретическую и практическую деятельность учащихся, обеспечивающие освоение на развитие ФК и формирование5 свойств личности. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно нагрузкой. Методы строго регламентированного упражнения позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5) использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д. Методы обучения двигательным действиям.К ним относятся: 1. Метод целостно-конструктивного упражнения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т.п.). 2. Расчлененно-конструктивный метод. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое. При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила 1. Обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения. 2. Необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой. 3. Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их. 4. Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах. Тогда легче конструируется целостное движение. 3. Метод сопряженного воздействия. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Методы воспитания физических качеств.Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы стандартного упражнения в основном направлены на Достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным). Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Метод стандартно-интервального упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств. | 10. Двигательные умения и навыки, как результат обучения двигательным действиям (их сущность и отличительные особенности). Современная теория обучения двигательным действиям. Под двигательным умениемпонимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов. Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигательного действия. В других случаях двигательные Двигательный навык— это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения. При навыке сознание направлено главным образом на узловые компоненты действия, восприятие изменяющейся обстановки и конечные результаты действия. Эффективность процесса обучения, зависят от: 1) двигательной одаренности 2) возраста обучающегося 3) координационной сложности двигательного действия 4) профессионального мастерства преподавателя; 5) уровня мотивации, Под теорией обученияпонимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающихся и обучаемых в ходе его осуществления. Овладение двигательными действиям осуществляется в следующими методической последовательности: 1. Формирование у занимающихся положительной учебной мотивации. 2. Формирование знаний о сущности двигательного действия 3. Создание полноценного представления об изучаемом движении по каждой ООТ. 4. Освоение изучаемого двигательного действия в целом. Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики. 1. Этап начального разучивания.Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах. Основные задачи. 1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения. 2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия. 3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения). 4- Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия. 2. Этап углубленного разучивания.Цель — сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи. 1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основном звене. 3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования.Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможного его целевого использования. Задачи: 1. добится изобилия и автоматизиа выполнения двгательных действий. 2. Довести до необходимой степени совершенствования индивидуальных черт техники. 3. Добиваться выполнения в соответствии с требованиями его практического исполнения. 4. Обеспечить вариативное исполнение действий в зависимости от конкретных практических обстоятельств. |
11. Методика развития силовых способностей. Сила— это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности— это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон. Собственно силовые способностипроявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу. Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Скоростно-силовые способностихарактеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. Силовая выносливость— это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Силовая ловкостьпроявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей с мячом и др.). В физическом воспитании различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст от 13—14 до 17—18 лет, а у девочек и девушек — от 11 —12 до 15—16 лет, чему в немалой степени соответствует доля мышечной массы к общей массе тела (к 10— 11 годам она составляет примерно 23%, к 14—15 годам — 33%, а к 17—18 годам — 45%). Метод максимальных усилий предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса). Этот метод обеспечивает развитие способности к концентрации нервно-мышечных усилий, дает больший прирост силы, чем метод непредельных усилий. Метод непредельных усилий предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа). Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью. Упражнение при этом выполняется с полной амплитудой. Применяют данный метод при развитии быстрой силы, т.е. способности к проявлению большой силы в условиях быстрых движений. «Ударный» метод предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц (например, спрыгивание с возвышения высотой 45— 75 см с последующим мгновенным выпрыгиванием вверх или прыжком в длину). Метод статических (изометрических) усилий. В зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений. При воспитании максимальной силы изометрические напряжения следует развивать постепенно. После выполнения изометрических упражнений необходимо выполнить упражнения на расслабление. Статодинамический метод. Характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц — изометрического и динамического. Метод круговой тренировки. Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц. Игровой метод предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. | 15. Технология планирования процесса ФВ. Планирование - это процесс определения будущего состояния объекта и выбора соответствующих средств и методов. Предметом планирования в физическом воспитании являются действия преподавателя и занимающихся, специфическими объектами являются: цель и задачи процесса школьного физического воспитания; величина и направленность нагрузок; формы занятий и способы организации и проведения занятий по физической культуре. К основным документам планирования процесса школьного физического воспитания относятся: 1) план-график прохождения учебного материала по физической культуре на год; 2) план-график прохождения учебного материала на четверть (I,II,III,IV); 3) конспекты или планы-конспекты уроков по физической культуре; 4) индивидуальный план работы учителя физической культуры; 5) план физкультурно-оздоровительной работы школы на учебный год. По форме они могут быть составлены: текстовым способом (конспект урока), графическим (годовой-сетевой график), математическим (распределение нагрузок в течение учебного года). Виды планирования: перспективное (годовое или на несколько лет), текущее (четвертное); оперативное (конспект). При планировании учебного материала необходимо учитывать: 1) требования нормативных документов Министерства общего и профессионального образования РФ. 2) особенности климатогеографических условий региона; 3) особенности подготовленности учащихся и оснащенности учебно-материальной базы; наличие дополнительных площадок; 4) особенности распределения учебного материала по другим образовательным областям Базисного учебного плана; 5) особенности организации внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных мероприятий. Основными документами планирования учебного материала программы «Физическая культура» являются: 1)План распределения учебного материала по годам обучения. Целью разработки такого плана является достижение преемственности учебного материала по годам обучения школьников на соответствующем этапе школьного образования, а также его согласование с учебным материалом других дисциплин. 2) План распределения учебного материала на учебный год целью этого плана является распределение учебного материала в течение соответствующего учебного года. Он также характеризуется горизонтально-вертикальным планированием. Это сетевой план-график, где по горизонтали - учебные четверти с указанием фактического объема учебного времени в четвертях, а по вертикали логика прохождения программного материала соответствующих разделов, подразделов и тем. 3) Рабочий план на четверть целью этого плана является разработка педагогических задач для каждой учебной темы и последующее распределение этих задач по урокам в соответствующей учебной четверти. Основой этого плана является горизонтальное (временное) планирование', где необходимо обеспечить преемственность прохождения учебного материала во времени, от урока к уроку. Разрабатывается в два этапа. На предварительном этапе, согласно отбираются учебные темы, запланированные на конкретную четверть, и для каждой темы формулируются задачи (темы и задачи располагаются вертикально). На втором этапе - оформляется план. По горизонтали - уроки, а по вертикали -напротив темы учебные задачи. 4) План - конспект урочного занятия целью этого плана является разработка методики решения учебных задач урока, определение оптимального состава средств, методов и форм учебной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности и логике эффективное» качественное проведение урока. Основой разработай данного плана является вертикальная (пространственное) планирование которое позволяет создать целостную пространственную структуру урочного занятия. План - конспект разрабатывается в два этапа. На I этапе (предварительный ) - ф ормулируются задачи и подбираются средства, методы и формы организации учебной деятельности, т.е. разрабатывается методика. На II этапе оформляется сам конспект с учетом условий, в которых будет проводится урок. 5) План физкультурно-оздоровительной работы школы. 1. Учебная работа:. 2. Физкультурно-оздоровительная работа.3.Спортивно-массовая работа 4.Организационная работа 5. Агитационно-пропагандистская работа: 6. хозяйственная работа |
13. Методика развития гибкости. Гибкость— это способность выполнять движения с большой амплитудой. По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая — в позах.Выделяют также общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночника и др.); специальная гибкость — амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия. Методика развития гибкости Метод по количеству повторений, темпу движений и времени «выдержек» в статических положениях. На первых занятиях число повторений составляет не более 8—10 раз и постепенно доводится до величин, Упражнения на гибкость важно сочетать с упражнениями на силу и расслабление. Как установлено, комплексное использование силовых упражнений и упражнений на расслабление не только способствует увеличению силы, растяжимости и эластичности мышц, производящих данное движение, но и повышает прочность мышечно-связочного аппарата. Кроме того, при использовании упражнений на расслабление в период направленного развития подвижности в суставах значительно (до 10%) возрастает эффект тренировки. стретчинг — система статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.В процессе упражнений на растягивание в статическом режиме занимающийся принимает определенную позу и удерживает ее от 15 до 60 с, при этом он может напрягать растянутые мышцы.Физиологическая сущность стретчинга заключается в том, что при растягивании мышц и удержании определенной позы в них активизируются процессы кровообращения и обмена веществ.Существуют различные варианты стретчинга. Наиболее распространена следующая последовательность выполнения упражнений: фаза сокращения мышцы (силовое или скоростно-си-ловое упражнение) продолжительностью 1—5 с, затем расслабление мышцы 3—5 с и после этого растягивание в статической позе от 15 до 60 с. Широко используется и другой способ выполнения упражнений стретчинга: динамические (пружинистые) упражнения, выполняемые в разминке или основной части занятия, заканчиваются удержанием статической позы на время в последнем повторении. | 12. Методика развития общей выносливости. Выносливость— это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.Различают общую и специальную выносливость. Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм, и функциональные возможности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспечивающих обмен, продуцирование и восстановление энергии в процессе работы. Факторы функциональной и биохимической энономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (нарастание кислородного долга, увеличение концентрации молочной кислоты в крови и т.д.). Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение высоких результатов, устойчивость установки на процесс и результаты длительной деятельности, а также такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка и умение терпеть неблагоприятных замающихся. Методы воспитания выносливости: 1. Метод непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности. 2. повторных интегральных упражнений. 3. круговой тренировки. 4. игровой метод 5. соревновательный метод. Методы воспитания общей выносливости. 1. Доступность- В процессе занятий после определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. 2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. 3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. |
14. Формы организации занятий ФВ. Структура урока, его части, их назначение, содержание. в) формы проведения школьного физического воспитания и организации детей на занятиях по физической культуре Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трех сферах: 1.в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования; 2. в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями; 3. в семье. выделяют 4 основные формы: 1)учебные занятия (классно-урочные); 2) занятия физическими упражнениями в режиме учебного дня школы; 3) внеклассные занятия физическими упражнениями; 4) внешкольные занятия физическими упражнениями. Процесс физического воспитания имеет две стороны: содержание и форму. В теории и методике физической культуры принято выделять две основные формы проведения занятий:урочную и неурочную. Урок- является основной формой школьного физического воспитания. Если содержание урока составляют конкретные физические упражнения, определенные действия учителя и учащихся в процессе урока. Общепринятым уровнем структуры урока является его трехчастное деление (подготовительная, основная, заключительная Кнеурочным формам принято относить занятия, которые проводятся в более свободном режиме (не обязательно по расписанию и не всегда в строгие временные рамки) и имеющие более узкую направленность решаемых задач. В школе это могут быть секции по виду спорта, все физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, подвижные игры на переменах и физкультурные занятия в группе продленного дня. Под организационным обеспечением урока понимают: 1) организацию общего порядка учебной деятельности; 2) управление занимающимися; 3) организацию материально-технических условий занятия; 4) организацию работы помощников. Организация общего порядка учебной деятельности осуществляется в 4-х организационно-методических формах: 1) Фронтальная (общегрупповая) организация деятельности занимающихся; Ее варианты: одновременное выполнение задания всеми; попеременное выполнение (в парах по очереди); посменное ("волнами" по несколько человек); поточное (один за другим); 2) Звеньевая организация (у каждой группы свое задание); 3) Индивидуальная организация: у каждого свое задание; у всех одно задание, но различный темп выполнения; 4) Круговая организация. Способы управления учащимися: команды, распоряжения, указания, подсчет, зрительные и звуковые условные сигналы. | 16. Научно-методические основы ФВ дошкольников.Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Оздоровительные задачи 1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского орг-зма существенно возрастают. При этом повыш сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.). 2. Укрепление ОДА и формир правильной осанки. Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двиг активность ребенка. 3.Содействие повыш функцион возможностей вегетативных органов. 4.Воспитание физ способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физ способностей не должен явл специально направленным по отношению к каждому из них. Образовательные задачи 1.Формиров основных жизненно важных двиг умений и навыков. 2 Формиров устойчивого интереса к занятиям ФК. Воспитательные задачи 1. Воспитание морально-волевых кач-в (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. Ср-ва ФВ детей раннего и дошкольного возраста к числу основных ср-в ФВ детей раннего и дошкольного возраста относятся ФУ. Они формируют двиг умения и навыки, способствуют разв двиг аппарата. ФУ: Применительно к задачам ФВ детей раннего дошкольного возраста наиболее широкое применение получили след 3 группы ФУ: 1) основная гимнастика; 2) подвижные игры (бессюжетные и сюжетные); 3) упрощенные формы спортивных упражнений. Основная гимнастика вкл в себя: 1) ОРУ для отдельных частей тела с предметами (мячами, кубиками, флажками, гимнастическими палками и др.) и без предметов; 2) различные виды ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазание, ползание, равновесие, висы и др.; 3) строевые упр (построения и перестроения, повороты, размыкания и смыкания); 4) танцевальные упр. Оздоровительные силы природы. Систематическое исп солнечных, воздушных и водных процедур в соответствии с возможностями детского возраста совершенствует мех-змы терморегуляции, нормализует психич процессы и тем самым повышает работос-ть и физ состояние детей. Гигиенические факторы. К ним относятся соблюдение режимов сна и питания, двиг активности и отдыха, гигиена тела, массаж и т.п. Гигиенич факторы в значительной степени дополняют оздоровительное воздействие ФУ и определяют возможности физ разв. Формы организации занятий ФУ с детьми раннего и дошкольного возраста: 1) Утренняя гимнастика 2) Физкультурные занятия урочного 3) Подвижные игры с разнообразным двиг содержанием 4) Физкультпаузы и физкультминутки 5) Физкультурные праздники 6) Самостоятельные занятия ФУ. Методические особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возрастасущ 2 формы организации физичесФВ Детей раннего и дошкольного возраста: 1) гос (детские ясли — до 3 лет и детский сад — от 3 до 6—7 лет); 2) самодеятельная, где ФВ осущ главным образом в семье.наблюдается небольшое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и, отсюда, некоторая повышенная реактивность, бол эмоциональность и критическое восприятие указаний учителя и товарищей. |
17. Научно-методические основы ФВ учащихся школьного возраста. а) младший школьный возраст Этот период характеризуется равномерными и достаточно интенсивными темпами развития ребенка. Опорно-двигательный аппарат. В этом возрасте начинают срастаться кости таза, укрепляются суставы. Незавершенно окостенение кисти и стопы. не следует давать упражнений: с большими отягощениями, отрицательно влияющими на состояние позвоночника; с большим количеством прыжков на твердой опоре и особенно упражнений,-связанных с прыжками с большой высоты; Мышечная система: растет мышечная масса за счет формирования крупных мышечных групп. Мышцы отличаются большой эластичностью и хорошей проводимостью нервных импульсов. Вегетативная нервная система: вегетативные функции отстают в развитии от моторных: во-первых, сердечная мышца не обладает достаточной сократительной способностью, а во-вторых, несформированность мышц, обеспечивающих дыхательный акт, что приводит к быстрому образованию кислородного долга в организме ребенка. Психологические особенности поведения: дети младшего школьного возраста эмоциональны, легко возбудимы; процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. К основным методам, 1. наглядные); 2. словесные; 3. методы упражнения - целостный и стандартно-повторный (для обучения); игровой, повторно-переменный и стандартно-повторный (для развития физических качеств). Методические особенности развития физическихкачеств сводятся к следующим: 1) Игровой метод 2) использование стандартно-повторного и повторно-переменного методов 3) развитии координационных способностей следует особое внимание уделить развитию сенсомоторных способностей 4) внимание уделять развитию быстроты простой двигательной реакции и частоты движений 5) Наиболее предпочтительным является развитие относительной силы 6) Необходимо постепенно воспитывать у детей способность к мышечным усилиям, б) среднего школьного возраста Подростковый возраст - период бурного развития организма, отличающийся гетерохронностью в развитии вегетативных и моторных функций, а также мышечной системы и опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат: продолжается формирование изгибов позвоночника, кости растут интенсивно в длину, в связи с увеличением длины конечностей значительная нагрузка приходится на различные суставы Мышечная система: мышечная масса активно растет (у мальчиков, в основном, за счет развития мышц конечностей; а у девочек - за счет развития мышц туловища). Вегетативная нервная система: Завершается тканевая перестройка и размеры сердца у подростков близки к величине сердца взрослого. Дыхательная система: При физических нагрузках работа дыхательных мышц слишком большая из-за повышенного бронхиального сопротивления воздуху. Психологические особенности поведения: авторитетным для подростков является мнение товарищей, они проявляют стремление к самостоятельности. Развиваются основные психические процессы: память, внимание, воля. Соответственно, возникает возможность развития двигательных восприятий. Основная направленность физического воспитания в среднем школьном возрастезаключается в овладении базовыми двигательными умениями и навыками, а также техникой программных видов спорта, которое должно проходить на фоне углубленной развивающей и образовательной направленности урока. Методы являются: наглядные; словесные; методы упражнения - целостный и (расчлененный), стандартно-повторный и переменно-повторный (в обучении технике двигательных действий); повторно-переменный, интервальный, игровой, соревновательный, другие методы комбинированного упражнения (с прогрессивно-возрастающей нагрузкой, стандартно-переменный и др.). | Методические основы обучения технике двигательных действий: 1. Должна быть продуманная система подводящих и подготовительных упражнений,2. В обучении необходимо использовать интенсивные методы обучения. 3. совершенствование технических и тактических действий 4. Важным моментом в процессе обучения является приведение техники движений в соответствие уровню развития физических качеств. Методические основы процесса развития физических качеств у подростков: 1) Координационные способности 2) При развитии собственно-силовых способностей: развивать относительную силу, а также обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп 3) развитие быстроты сложной двигательной реакции, а также на развитие скоростно-силовых способностей 4) При развитии общей выносливости необходимо использовать специальные дыхательные упражнения 5) развития активной гибкости 6) формирования навыка рациональной осанки.Неурочными формамизанятий физической культурой в среднем школьном возрасте должны быть: секции по виду спорта (не реже 2 раз в неделю). Для организации общего порядка учебной деятельности могут быть использованы различные способы: фронтальный (подготовительная и основная части урока), звеньевая (основная часть), экстенсивная круговая тренировка. Оценка успеваемости по физической культуре включает в себя качественные и количественные показатели. в) старшего школьного возрастаЮношеский возраст (16 - 17 лет) отличается замедленными темпами развития организма, причем юноши догоняют в физическом развитии девушек.Опорно-двигательный аппарат: формирование костно-мышечного и связочного аппарата еще продолжается. Мышечная система: мышцы у старшеклассников эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, обладают прекрасной сократительной способностью и способностью к расслаблению. Вегетативная нервная система: ударный и минутный объем крови увеличиваются в связи с достаточной сформированностью сердечной мышцы и его возросшей сократительной способностью; возрастает утилизация кислорода, так как наблюдается капиллярная сформированность основных групп мышц. Высшая нервная деятельность и психические особенностиповедения: Наблюдается небольшое преобладание возбуждения над торможением. Основная направленность методики физического воспитания в старшем школьном возрасте: 1) сочетанное развитие физических качеств параллельно с обучением технике двигательных действий в различных по сложности условиях; 2) необходимость воспитания навыка противостояния психическим и физическим стрессам; 3) дифференцированный подход к выбору средств, методов с учетом половых различий; 4) усиление тренировочной направленности занятий физической культурой.Методичес |
|
|
|
|