Вопросы
1.Задачи и критерии сформированности экологической культуры и культуры труда
2.Особенности и методика организации экологических и трудовых дел в начальной школе
3. Технология организации трудового дела
1.Задачи и критерии воспитанности экологической культуры и культуры труда
Критерии сформированности экологической культуры личности: наличие представлений о взаимодействии в системе «человек-общество-природа», знание о природе родного края, экологических проблемах; участие в видах деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды; проявление ответственности за сохранение природного окружения; соблюдение норм экологически безопасного поведения.
Трудовое воспитание как компонент структуры содержания всестороннего развития личности. Задачи трудового воспитания: привитие любви к труду и уважения к людям труда, формирование трудовых навыков и умений, формирование навыков самообслуживания, культуры труда, соблюдения норм техники безопасности.
Критерии воспитанности культуры труда: готовность к самостоятельной трудовой жизни; творческий подход к работе; умение организовать совместный труд, руководить и подчиняться общим интересам в коллективной деятельности; качественное и ответственное выполнение работы; навыки по технике безопасности труда.
Система трудового воспитания в школе: учебный труд в процессе изучения школьных дисциплин, трудовое обучение, организация общественно полезной деятельности во внеклассной работе, производительный труд.
2.Особенности и методика организации экологических и трудовых дел в начальной школе
Проведение экологических воспитательных дел способствует выявлению простейших закономерностей жизни природных объектов. Внеклассное изучение природы включает в себя ряд мероприятий по охране природы: подкормка птиц зимой, изготовление и развешивание скворечников, уборка и озеленение школьного участка, сбор лекарственных растений и др. Проведение этих мероприятий связано с организацией наблюдений в природе, постановкой простейших опытов, изготовлением поделок из природного материала, участием в озеленении территории школы. Организация кружков и факультативов позволяет углубленно изучать природу, применять на практике экологические знания. Методика организации экологических викторин, конкурсов, праздников, экскурсий, рейдов и др. требует учета возрастных особенностей детей, связи с жизнью, реализации краеведческого принципа изучения и охраны природы, разнообразия форм организации активной природоохранной деятельности.
Формы организации самообслуживания младших школьников: трудовые дела «Уют», «Хозяева класса», «Доброе дело», «Мамины помощники», «Я будущая хозяйка» и др. Общественно полезные дела - «Сюрприз малышам», «Чистый двор», «Война с королем Мусором», «Субботник», «Встречаем птиц» и др. Трудовые коллективные творческие дела: «Праздник труда», "Город мастеров", «Турнир умельцев», «Эстафета любимых занятий», «Ярмарка» и др.
Методические условия организации трудовых и экологических дел:
- ярко выраженная общественная польза;
- личностная значимость труда, возможность реализовать в труде свои способности и интересы;
- свобода выбора вида, содержания, средств труда;
- создание ситуации успеха, взаимодействие со взрослыми;
- элементы игры, эстетическая и эмоциональная насыщенность трудовой и природоохранной деятельности.
3. Технология организации трудового дела
Технология организации групповой трудовой деятельности включает следующие компоненты:
1) Мотивация. Предварительная беседа с учащимися о необходимости деятельности.
2) Четкое осознание предметного результата групповой деятельности (что конкретно будет сделано). Учет возраста и техники безопасности.
3) Выбор времени и места проведения работы. Они не должны меняться. Время подготовки и проведения не должны быть длительными.
4) Подбор средств деятельности (их должно быть достаточное количество; удобны, безопасны).
5) Определение конкретной роли каждому члену коллектива.
6) Организационное оформление деятельности (участки, бригады, ответственные за качество, инструменты т.д.).
7) Создание благоприятного эмоционального настроения (элементы игры, музыка, соревнование и т.п.).
8) Обеспечение условий для сотрудничества учителя и учащихся.
9) Обязательное завершение работы вовремя, подведение итогов.
10) Оценка не только предметного результата деятельности (что конкретно сделано), но и воспитательного результата (для кого было сделано полезное дело, проявили ли учащиеся инициативу, творчество, взаимопомощь и т.п.).