Технология предъявления педагогического требования

(по Н.Е.Щурковой)

Педагогическое требование – это предъявление школьникам культурных норм отношения к человеку, труду, познанию, прекрасному, обществу.

Предъявление требования сочетает в себе и обязанность, и свободу выбора, и внутренне неприятия или даже протест. Задача педагога – превратить требование в свободно проявляемое отношение.

Требование как метод воспитания применяется главным образом для организации жизнедеятельности детей в условиях недостаточно высокого уровня развития коллектива, несформированности навыков самоуправления.

Педагогические условия (правила) эффективного использования требования:

1. Требования должны быть понятны, обоснованы, доступны выполнению, не противоречить мнению большинства учащихся.

2. Не следует выдвигать перед воспитанниками одновременно много требований.

3. Тон предъявления требования должен быть достаточно твердым, решительным, побуждающим к действию.

4. Форма предъявления требования – этичная, не допускающая унижения достоинства детей. Избегать тона нравоучения, угрозы, предупреждения, команды, приказа.

5. Предпочтение отдается позитивной форме предъявления требования (вместо требования «Не шумите» лучше сказать: «Сидите тихо»). Все «нельзя» можно свести к двум: а) нельзя посягать на другого человека, его достоинство, независимость, свободу, личную собственность; б) нельзя не совершенствовать самого себя, опускаться, терять истинно человеческие качества и достоинство.

6. Необходимо сопровождать требование инструкцией, как его выполнять; предлагать конкретную положительную программу действий; ограничивая же какую-либо деятельность, предложить альтернативное поведение: «Так не пойдет, а вот так будет хорошо…».

7. Требование должно быть доведено до логического конца, то есть выполнено. Здесь можно порекомендовать прием «Переакцентировка внимания на детали». Пример:

– Пересядь вперед! Пожалуйста, встань аккуратно, возьми портфель,

ничего не забудь, отодвинь стул тихо, в проходе постарайся никого не

задеть. Садись и работай. Спасибо.

8. Придерживаться принципа единства подходов к воспитанникам со стороны учителей, воспитателей, родителей.

9. Кроме прямого требования, использовать косвенные, культуросообразные формы: просьба, приглашение, намек, совет, рекомендация, пожелание, распоряжение, договор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: