Этическая защита – это сохранение нравственного уровня общения, защита от безнравственного поведения, провоцирующего других людей на безнравственность.
В зависимости от ситуации, субъекта негативного поведения (взрослый, ребенок, знакомый, незнакомый) возможно применение следующих приемов:
ВОПРОС НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (сделать вид, что не услышал, не понял)
– Простите, что вы сказали?
– Извините, я не расслышала?
НАИВНОЕ УДИВЛЕНИЕ (вербальное и невербальное)
– Не может быть! Не верю своим ушам!
ВЗЯТЬ ВИНУ НА СЕБЯ
– Я, наверное, непонятлива…
– Может быть, я тебя обидела…
– Простите, я теряюсь, когда со мной так разговаривают (кричат)
– Жаль, что я не умею так разговаривать
ОКУЛЬТУРЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
– Если я вас правильно поняла, вы хотели сказать…
ОСТАВИТЬ НАЕДИНЕ С СОБОЙ
– Подумай хорошенько, когда останешься один…
– Когда вырастешь и вспомнишь, может, станет стыдно…
ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ДОСТОИНСТВ ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ
– Вы всегда такой выдержанный, и вдруг…
– Я всегда считала тебя очень воспитанным…
– Вы производите такое благоприятное впечатление…
ПРОЕКЦИЯ БУДУЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ
– В следующий раз, когда обратишься ко мне…
ВЕЛИКОДУШНОЕ СОГЛАСИЕ, ОТКРЫТОЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО
– Если тебе хочется именно так все представить, что ж…
ПОДСТАНОВКА МОТИВА ИЛИ ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ
– Дай яблока! (грубо)
– Ты хочешь мне его помыть?!
Условие: безнравственное поведение не должно стать привычным, приемы данной технологии помогают как сохранить свое достоинство, самоуважение, так и задуматься субъекту, нарушившему этические нормы, над своим поведением.