Существует две разновидности педагогической оценки: открытая (прямая) и скрытая (косвенная).
К открытой оценке чаще всего педагог прибегает, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Как правило, открытая оценка выражается в форме положительного или отрицательного подкрепления, поощрения, наказания.
Психологический смысл поощрения – переживание удовлетворения своим поведением, ситуации успеха, стремление и в дальнейшем заслужить поощрение.
Виды поощрения:
- похвала, одобрение;
- благодарность – наедине, в присутствии коллектива, вербально или письменно (к примеру, благодарственное письмо родителям);
- почетное звание;
- особое доверие, ответственные полномочия;
- подарок, награждение вымпелом, грамотой;
- экскурсионная поездка;
- организация праздника (вечера отдыха, чаепития).
Требования к поощрению:
- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности;
- справедливость, соразмерность поступка, поддержка коллективом;
|
|
- больше поощрять на инициативу, творчество, преодоление себя, меньше – за выполнение своих обязанностей;
- нежелательно поощрение материальное (деньгами);
- поощрение не должно быть предварительным условием выполнения какого-либо действия.
Психологический смысл наказания – переживание чувства раскаяния, стыда, дискомфорта от потери контакта, стремление в дальнейшем не допускать нарушений.
Виды наказаний: замечание (устное, письменное, наедине или в присутствии группы), предупреждение, выговор, лишение удовольствия, доверия, временная холодность в отношениях, пересадить на другую парту, поставить на некоторое время у парты.
Требования к наказанию:
- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;
- учитывать индивидуальные и возрастные особенности;
- справедливость, соразмерность поступку, поддержка коллективом;
- больше наказывать за преднамеренное нанесение ущерба другому человеку; меньше – за несдержанность, необдуманность, подражание;
- нельзя наказывать трудом, лишением сна, пищи, физически;
- наказание исчерпывает конфликт (с учеником, понесшим наказание, вновь устанавливаются доброжелательные отношения);
- соблюдать педагогический такт;
- преимущество парциальной оценки по сравнению с глобальной.
В современных условиях возрастает роль скрытой оценки.
Технологические приемы ее выражения:
«Я-сообщение», т.е. оглашение вслух собственных переживаний и эмоционального состояния педагога:
- Я очень расстроена…
- Я разочарована (поражена, удивлена…)
- Сегодня ты порадовал меня…
«Ты-сообщение» – оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент совершения действия:
|
|
- Ты, наверное, очень разозлился и поэтому…?
- Ты спешил и поэтому не успел…?
Естественные последствия поступка – неизбежность обстоятельств, в которые ребенок сам себя поставил:
обидел – извинись, разлил – вытри, насорил – убери…
Возложение оценочных полномочий на самого воспитанника:
- Как ты сам это оцениваешь?
- Подумай: ты поступил правильно или нет?
Оценка, отодвинутая во времени:
- Я потрясена, поговорим завтра, когда я приду в себя…