Технология педагогической оценки

Существует две разновидности педагогической оценки: открытая (прямая) и скрытая (косвенная).

К открытой оценке чаще всего педагог прибегает, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Как правило, открытая оценка выражается в форме положительного или отрицательного подкрепления, поощрения, наказания.

Психологический смысл поощрения – переживание удовлетворения своим поведением, ситуации успеха, стремление и в дальнейшем заслужить поощрение.

Виды поощрения:

- похвала, одобрение;

- благодарность – наедине, в присутствии коллектива, вербально или письменно (к примеру, благодарственное письмо родителям);

- почетное звание;

- особое доверие, ответственные полномочия;

- подарок, награждение вымпелом, грамотой;

- экскурсионная поездка;

- организация праздника (вечера отдыха, чаепития).

Требования к поощрению:

- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности;

- справедливость, соразмерность поступка, поддержка коллективом;

- больше поощрять на инициативу, творчество, преодоление себя, меньше – за выполнение своих обязанностей;

- нежелательно поощрение материальное (деньгами);

- поощрение не должно быть предварительным условием выполнения какого-либо действия.

Психологический смысл наказания – переживание чувства раскаяния, стыда, дискомфорта от потери контакта, стремление в дальнейшем не допускать нарушений.

Виды наказаний: замечание (устное, письменное, наедине или в присутствии группы), предупреждение, выговор, лишение удовольствия, доверия, временная холодность в отношениях, пересадить на другую парту, поставить на некоторое время у парты.

Требования к наказанию:

- не использовать слишком часто к одним и тем же детям;

- учитывать индивидуальные и возрастные особенности;

- справедливость, соразмерность поступку, поддержка коллективом;

- больше наказывать за преднамеренное нанесение ущерба другому человеку; меньше – за несдержанность, необдуманность, подражание;

- нельзя наказывать трудом, лишением сна, пищи, физически;

- наказание исчерпывает конфликт (с учеником, понесшим наказание, вновь устанавливаются доброжелательные отношения);

- соблюдать педагогический такт;

- преимущество парциальной оценки по сравнению с глобальной.

В современных условиях возрастает роль скрытой оценки.

Технологические приемы ее выражения:

«Я-сообщение», т.е. оглашение вслух собственных переживаний и эмоционального состояния педагога:

- Я очень расстроена…

- Я разочарована (поражена, удивлена…)

- Сегодня ты порадовал меня…

«Ты-сообщение» – оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент совершения действия:

- Ты, наверное, очень разозлился и поэтому…?

- Ты спешил и поэтому не успел…?

Естественные последствия поступка – неизбежность обстоятельств, в которые ребенок сам себя поставил:

обидел – извинись, разлил – вытри, насорил – убери…

Возложение оценочных полномочий на самого воспитанника:

- Как ты сам это оцениваешь?

- Подумай: ты поступил правильно или нет?

Оценка, отодвинутая во времени:

- Я потрясена, поговорим завтра, когда я приду в себя…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: