Технология ГПР – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации (общение, направленное на внешний предмет, решение какого-то важного для всех вопроса, назревшей проблемы).
Технологическая цепочка:
1. Создание проблемной ситуации – противоречия между новой задачей и имеющимися в наличии знаниями и способами действий. Отражение этого противоречия на эмоциональном уровне (недоумение, любопытство, удивление, раздражение и т.п.) фиксирует факт «попадания» человека в проблемную ситуацию.
2. Превращение ситуации в проблемную задачу (путем постановки вопроса: «Как же нам выйти из этой ситуации достойно?»). Решить задачу, ответить на вопрос – цель группового общения.
На этом этапе можно применять приемы стимулирования активности (предложение альтернативы: «… можно так, а можно по-другому…»; предложение с самокритикой, сомнением, обращением за советом: «… нет, пожалуй, лучше обсудить…, как вы думаете?.» и др.)
Желательно подчеркнуть важность поставленной задачи и объективировать ее, т.е. зафиксировать – на доске, плакате, в тетрадях.
3. Опыт объединения позиций, культуры общения (движение от личностного к общему, групповому).
Два варианта:
а) «лепка» - работа в микрогруппах в режиме мозгового штурма (запрет на критику идей, поощрение их развития).
Предложения, идеи микрогрупп объединяются в единый список, затем «эксперты» или ведущий, при необходимости, дорабатывают его в соответствии с определенными границами или требованиями.
б) «развивающаяся кооперация» – сначала каждый индивидуально предлагает список идей, затем идет обсуждение и доработка списка в парах, квартетах, восьмерках.
4. Превращение списка идей в общее решение.
Используется ранжирование, отбор идей путем подсчета баллов, голосов и т.п.
Может иметь место процедура яркого оформления решения, личного подписания (например, если обсуждался кодекс класса) – то есть включение механизма личного присвоения выбранной сообща нормы.
Групповая проблемная работа может иметь целью не принятие единого решения, то есть решение организационной задачи, а выяснение позиций членов коллектива, обсуждение, развитие ценностного содержания коллективной жизни. В первом случае приобретается опыт объединения позиций, во втором – культурного обсуждения, где решающее место занимает технология организации и управления дискуссией, формирование системы ценностей, общественного мнения.