Научно-методические основы методики КТД

Средства и приемы, побуждающие воспитанников к добросовестному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего дела:

- увлечение добрым сюрпризом (выполнение микроколлективом части общего дела по секрету от других);

- помощь товарищеским советом (предложение нескольких вариантов выполнения - на выбор);

- увлечение «секретным договором» («Давайте вместе подготовим это по секрету от всех?!»);

- доверие ответственным поручением («Только ты это можешь сделать»);

- обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой научить («Покажи мне, пожалуйста, как это лучше сделать…»);

- товарищеское требование от имени коллектива («Раз решили все вместе, то надо…»);

- товарищеский контроль (как правило, незаметный), товарищеское осуждение, порицание (в случае необходимости – критикой);

- товарищеское поощрение всеми формами одобрения, а также похвалой (развернутым одобрением) и наградой морального характера от имени коллектива.

В товарищеском общении воспитателей и воспитанников на первый план выступает обмен опытом – впечатлениями, знаниями, мыслями, чувствами, интересами, умениями и т.п. В этом обмене опытом и проявляется по преимуществу как общая практическая, так и организаторская работа, незаметная и открытая забота воспитателей о воспитанниках.

В воспитательной работе товарищеское общение проявляется тремя видами:

во-первых, как повседневное общение воспитателей и воспитанников во внеучебной жизни – на переменах, после уроков и т.д.;

во-вторых, как организованные встречи воспитателей и воспитанников для совместного решения каких-либо практических задач (например, сборы микроколлективов в гостях у старших друзей для выполнения поручений, подготовка сюрпризов и т.д.);

в-третьих, как организованные встречи воспитателей и воспитанников с новыми и для детей и для взрослых явлениями в окружающей жизни (в природе, искусстве, технике, спорте) – прогулки, поездки, посещение музеев, стадионов и т.п.

Для того чтобы богатые воспитательные возможности КТД проявились наиболее полно, при их проведении необходимо соблюдать определенные условия:

Первое. Нельзя нарушать последовательность действий при подготовке и проведении любого КТД и, что чрезвычайно важно, нельзя допускать извращения позиции, роли, которая определена старшему товарищу, воспитателю.

Второе. Нельзя рассматривать каждое из видов КТД в «чистом» варианте. Планирование, подготовка и проведение любого из них требует того, чтобы взрослые вместе с детьми, во-первых, опирались на опыт предшествующих дел и, во-вторых, чтобы в каждое вносились элементы КТД того или иного вида: в общественно-политическое – художественное, в художественное – трудовое и т.д. Такая взаимосвязь обеспечит больший воспитательный эффект.

Третье. Рассматривая коллективные творческие дела как основное средство воспитательной работы, нельзя недооценивать также коллективную организаторскую деятельность, товарищеские игры, творческие праздники. Если коллективные творческие дела осуществляются прежде всего на пользу коллективу и окружающим людям, то жизненно-практический смысл творческих праздников в той радости, которую они должны приносить всем их участникам. Коллективная организаторская деятельность создает и раскрывает условия для решения жизненно-практических задач, а коллективные творческие дела представляют собой само решение этих задач. От творческих игр коллективные творческие дела отличает первостепенная значимость не процесса деятельности, а ее результатов.

Успешное использование системы коллективных творческих дел, а значит, и реализация их воспитательных возможностей определяются все более целеустремленным, полным и глубоким воплощением в воспитательной работе трех основных условий:

- всемерное развитие отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направляемой товарищеской воспитательной заботой педагогов; подкрепление этого типа отношений отношениями товарищеского творческого обучения; преодоление традиций чрезмерной опеки над воспитанниками;

- всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений; подкрепление этих отношений отношениями товарищеского творческого обучения старшими воспитанниками младших, младшими – друг друга и старшими – друг друга;

- всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитателями как старшими товарищами воспитанников, как сотрудниками по товарищеской воспитательной заботе о них.

Приложение 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: