Контрольные работы выполняются в форме реферата

Методика написания рефератаслово «реферат» происходит от латинского - сообщать, докладывать.

Этот род работы представляет собой краткое изложение в письменном виде или форме устного доклада; содержание того или иного научного труда (трудов) по определенной тематике.

Реферат - работа трудоемкая, поэтому важно в самом начале знакомства с источником знания четко отдавать себе отчет в его ценности для себя, его место в твоем изучении данного вопроса. Хочешь видеть примерный образец реферата - загляни в журнал «Наука и жизнь». Он систематически помещает рефераты по всем отраслям знаний.

Написание реферата.

Наиболее распространенным видом самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины является реферат. Он включает в себя - в зависимости от выбранной темы, цели и задач - обзор первоисточников, историко-психологической, психолого-педагогической, научно-теоретической литературы, специальной периодики. В отличие от рецензии здесь не требуется разбора и оценки. Реферат представляет собой сокращенное отображение реферируемого произведения. Главным его достоинством является его возможности точное воспроизведение предмета реферирования.

Смысл реферирования - свертывание, уплотнение информации, имеющейся в том или ином научном тексте, для получения краткого, сжатого содержания статьи, главы книги, монографии и т.д. Главная задача реферирования состоит в том, чтобы при небольшом объеме реферата сохранить как можно больше значимой информации, чтобы неизбежные при реферировании потери информации практически не коснулось важных и существенных сведений, содержащихся в тексте.

Тема реферата определяется преподавателем или избирается студентом, в последнем случае тема реферата в обязательном порядке обсуждается с преподавателем. В дальнейшем незначительное изменение темы реферата допускается только по согласованию с преподавателем. Основной целью работы над рефератом является приобретение навыка библиографического поиска необходимой литературы, анализа различных источников по той или иной теме и грамотного письменного изложения. Задачей реферирования является более подробное изучение выбранной проблемы с целью дальнейшего исследования данного вопроса при написании курсовой работы. Реферат должен способствовать формированию навыков исследовательской работы, умения критически мыслить, анализировать, сравнивать, формировать суждения, классифицировать и делать самостоятельные выводы.

Работа над рефератом состоит из нескольких этапов: выбор темы; изучение литературы; создание и оформление текста реферата. И последний этап, когда на основе письменного реферата составляется тест 5-10-минутного доклада, выносимого на защиту в ходе семинарского занятия или экзамена. В докладе должны быть освещены цели и задачи реферативного исследования, а также общие выводы (результат). Реферат должен иметь следующую структуру:

1) текст реферата предваряет библиографическое описание реферируемого источника (источников);

2) далее следует непосредственно текст реферата. Реферат дает ответ на вопрос, что именно, что нового содержится в первоисточнике, передает основное содержание первоисточника, проблемную информацию, содержащуюся в нем;

3) в примечании необходимо высказать свое отношение к изложенному (выводы, оценки, предположения).

Рефераты могут быть монографические, составленные по одному первоисточнику, и обзорные, составленные по нескольким работам на одну

тему. Объем реферата определяется содержанием первоисточников и может колебаться от 3 до 15 машинописных листов.

Композиционно (строение, соотношение и взаимное расположение частей работы) текст реферата также может быть различным. Общая структура любого реферата должна состоять из трех частей: введения, основной части и заключения.

Во введении обосновывается выбор темы реферата, ее актуальность для науки вообще и для изучения данного учебного курса в частности. Также во введении дается краткая характеристика первоисточников (жанр, цели и задачи авторов). В этой части может быть дан перечень ключевых слов, т.е. слова и словосочетания, выражающие понятия существенные для понимания данной проблемы.

В основной части реферата передается содержание изученных первоисточников по данной проблеме. При необходимости (если работа затрагивает ряд проблем) данная часть работы может содержать несколько глав (параграфов).

В заключении студент приводит собственные выводы по материалам изученных первоисточников, высказывает аргументированное согласие или несогласие с позицией или точкой зрения авторов.

Студенту необходимо знать и строго соблюдать основные требования к оформлению работы. Она должна быть написана логично, последовательно, четко, грамотно, с соблюдением абзацев. Страницы должны быть пронумерованы, и на каждой следует оставлять поля для замечаний рецензента.

При цитировании текста первоисточника или научно-теоретической работы, статьи необходимо заключать в кавычки, и ссылаться на источник. Если цитирование текста повторяется неоднократно, то при первой ссылке следует сделать оговорку, а затем рядом с цитатой в скобках проставлять

только страницы источника. В ссылке указываются фамилия, инициалы автора, название работы, место и год издания, страница. Цитирование без ссылок недопустимо.

Критерии оценки реферата:

1) общие:

- глубина и полнота раскрытия темы;

- логичность и связность;

- точность передачи содержания первоисточников,

- соблюдение требований к структуре реферата;

- соблюдение требований к оформлению реферата;

2) введение:

а) обоснование выбора темы, ее актуальность;

б) точность краткой характеристики жанра первоисточников;

в) точность формулировки целей задач авторов первоисточников.

3) основная часть:

- структурирование материала по главам;

- выделение в тексте основных понятий и терминов, их правильное толкование;

- наличие приемов, иллюстрирующих теоретические положения.

4) заключение:

- точность выводов;

- наличие собственного мнения по проблемам, поднимаемым в первоисточниках.

«Отлично» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.

«Хорошо» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.

«Удовлетворительно» - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.

«Условно неудовлетворительно» — теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса, возможно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: