Тема: «Содержание начального естествознания. Принципы отбора содержания начального естественно-научного образования»

Задание 1. На основе анализа общей цели начального образования сформулируйте задачи начального естественно-научного образования.

Задание 2. Выполните анализ нескольких учебных программ по окружающему миру и выясните их типологические структурные компоненты.

Задание 3. В настоящее время существует два мнения по поводу применения в учебном процессе начального обучения вообще и в процессе естественно-научного образования в особенности принципа научности, заявленного Я.А. Коменским более 300) лет назад. Изучите оба мнения. Определитесь с собственным мнением и обоснуйте свой выбор.

А. Принцип научности (как равно и другие принципы, введенные А.Я.Коменским) надо отменить, так как он попросту устарел. Нет никакой опасности, что младшие школьники получат о природе не совсем достоверную информацию.

Б. Даже самое маленькое знание о природе, формируемое у младших школьников, должно соответствовать уровню науки, поэтому принцип научности обучения продолжает оставаться актуальным.

Задание 4. В Государственном образовательном стандарте 2009 г. выделена содержательная линия «Человек и природа». В ней определена необходимость ознакомления младших школьников со строением и функциями основных систем органов. Для выполнения задания используйте соответствующие учебники. Выполните анализ двух-трех вариативных программ по направлениям, указанным в таблице.

  Варианты курсов
Направления анализа Название, автор Название, автор Название, автор
Наличие этого материала и класс      
Задачи изучения      
3. Изучаемые системы органов или отдельные органы      
4. Основная функция системы (органа), определенная для изучения      
5. Прописаны (не прописаны) связи между системами (органами). Примеры      
б. Прописана (не прописана) связь систем органов (отдельных органов) с природой. Примеры      
7. Даны советы по охране здоровья систем (органов). Примеры      

Проведите сравнение изученных курсов. В какой из них, по вашему мнению, материал дается наиболее целостно и доступно младшим школьникам.

Задание 5. На основе конкретных учебных программ авторы создают учебник. Подберите комплект учебников по разным предметам для одной параллели. В выбранном учебнике по окружающему миру выделите произвольно пять знаний. Составьте по этим знаниям синхронистическую таблицу1 межпредметных связей.

  Учебные предметы и содержание учебной темы    
данное знание Окружающий мир Литературное чтение Русский язык математика ИЗО музыка Технология Возможные межпредметные связи Возможный результат реализации этих межпредметных связей
                   

1 Предложенная таблица приспособлена к уровню подготовки студентов и является преобразованной таблицей, данной в «Методике преподавания естествознания в начальной школе» З.А. Клепининой, Г. Н.Аквилевой (М., 2008.

Задание 6. Выберите две-три федеральные программы по дошкольному образованию. Найдите в них раздел «Ознакомление с природой». Выявите уровень дошкольной подготовки детей по данным программам на конец пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Заполните таблицу.

Направления анализа Вариативные программы
  Название, автор Название, автор Название, автор
1. Содержание знаний      
2. Практические умения, навыки      
3. Способы познавательной деятельности      

Задание 7. Выберите комплект учебников по одному вариативному курсу окружающего мира для всех классов по вертикали, т. е. с первого по четвертый класс. В учебнике для первого класса отберите два знания, а в учебнике для второго класса — три других знания. Проследите их развитие от класса к классу. Развитие знания — это наполнение его новыми характеристиками. Составьте на этом примере синхронистическую таблицу1 преемственных связей.

1 Предложенная синхронистическая таблица является упрощенным вариантом аналогичной, данной в «Методике преподавания естествознания в начальной школе» З.А.Клепининой и Г. Н.Аквилевой (М., 2008)

Термин, обозначающий знание Развитие знания, его характеристики на каждом этапе
  Первый класс Второй класс Третий класс Четвертый класс
         

Задание 8. Все методисты-естественники признают, что целью экологического образования является формирование и развитие в человеке экологической культуры, признают и важность в достижении этой цели начального естественно-научного образования. Составляющие же экологической культуры предъявляются по-разному. Л. П. Симонова это делает следующим образом:

Компоненты экологической культуры
Экологические знания, умения Экологическое мышление Ценностные ориентации Экологически оправданное поведение

По мнению З.А. Клепининой, составляющими экологической культуры являются следующие компоненты:

экологические (естественно-научные) знания (многообразие и разнообразие объектов и явлений природы, значение объектов и явлений природы для самой природы и человека, системы взаимосвязей в природе, правила поведения в природе, нормативно-правовые меры по охране природы);

качества личности (нравственный аспект экологической культуры), определяющие ответственное отношение человека к природе (любовь и интерес к природе, понимание ее красоты, доброта, умение быть экономным по отношению к природе, проявлять милосердие, заботу, предвидеть последствия своего поведения и чувство ответственности за природу и отдельные ее объекты);

экологически грамотная практическая деятельность по охране природы, доступная для выполнения младшими школьниками.

Сравните представленные структуры. Найдите общее и отличия. Если, по вашему мнению, эти структуры различны, на какую из них вы будете ориентироваться в своей практической деятельности. Докажите свое мнение. Если вы затрудняетесь в выполнении данного задания, обратитесь к подразд. 3.4 гл. 3 учебного пособия З.А.Клепининой, Г.Н.Аквилевой «Методика преподавания естествознания в начальной школе».

Контрольная работа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: