double arrow

Билет 10

1 Конкуренция — это борьба между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.

Виды:

1)Монополистическая конкуренция — рыночная ситуация, при которой относительно большое число производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию.

2)Олигополия. Главная особенность — немногочисленность участников конкуренции. Когда относительно малое число фирм (в пределах десятка) господствует на определенном рынке товаров или услуг, отрасль следует признать олигополистической

3)Чистая (абсолютная) монополия.(продавец выступает как единственный, а отрасль — синоним фирмы, поскольку фирма всего одна; реализуемый продукт уникален, т.е. не существует его хороших или близких заменителей (ситуация характерна для некоторых сырьевых отраслей или для случаев, когда фирма поставляет принципиально новый продукт); монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок; на пути входа в рынок монополиста устанавливаются непреодолимые для конкурента барьеры как естественного, так и искусственного характера

Основными методами конкурентной борьбы в современных условиях являются:

1. ценовые;(Ценовые методы характеризуются тем, что в конкурентной борьбе за потребителя и завоевание рынка главным образом используется такой прием как снижение цен. Предприниматель, принявший такое решение, полагает, что более низкой ценой на свои товары ему удастся победить (разорить) конкурентов. Захватив господствующее положение на рынке, последующим ростом цен предприниматель стремится восполнить временные потери прибыли.

2. неценовые;(повышение качества продукции за счет совершенствования технических характеристик товаров;улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя; производство товаров-заменителей;улучшение обслуживания покупателя, послепродажный сервис; использование массовой рекламы и т.п.

3. недобросовестные методы конкуренции.(промышленный шпионаж; промышленная контрразведка; подделка продукции конкурентов; воровство товарного знака; прямой обман потребителей; сманивание специалистов фирм-конкурентов более высокой зарплатой;подкуп должностных лиц (коррупция) махинации с отчетностью фирмы с целью скрыть прибыль от налогообложения (в этом случае можно снизить цены и быть более конкурентоспособным).

Сравнение монополии и конкуренции

В отличие от свободно конкурирующего, монополистическому рынку свойственны следующие признаки:

На рынке есть только 1 продавец, предлагающий уникальный товар. Пример: принципиально новый по своим свойствам товар.

Продавец единолично осуществляет контроль цен, поставок продукции. Конкуренция в условиях монополии невозможна, поскольку продавец не соглашается с ценой, а диктует ее.

Для конкурентов монополиста возводятся непреодолимые препятствия по вхождению на рынок. Взаимосвязь конкуренции и монополии в этом случае прослеживается таким образом: чем выше монополизация, тем меньше конкурентных возможностей на рынке. Таким образом, приходим к выводу, что совершенная конкуренция и чистая монополия – понятия, прямо противоположные, но они являются неким эталоном для сравнения других форм рынка.

Рынку в условиях монополии свойственно наличие дефицита.

2 Инфляция - непрерывное повышение среднего уровня цен в экономике, обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно. инфляция - дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия в экономике), проявляющийся в росте цен и в обесценивании денег.

причины инфляции:

1. монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

2. структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

3. внешние причины - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Виды инфляции. Так, с точки зрения темпов роста цен, выделяют:

1. умеренную((рост цен не превышает 10% в год) не представляет серьезной опасности для экономики. Такую инфляцию еще называют естественной, поскольку подобный рост цен не мешает экономической системе благополучно развиваться, не создает проблем ни для производителей, ни для потребителей.)

2. ползучую,((рост цен от 10 до 20% в год) требует корректировки денежной политики государства, так как существует опасность ее перехода в инфляцию галопирующую.)

3. галопирующую(темп рост цен составляет от 20% до 200% в год) может наблюдаться в экономической системе достаточно длительное время. Однако чаще всего функционирование экономики в условиях такой инфляции носит депрессивный характер, отсутствуют стимулы для развития предпринимательского сектора, поскольку получаемые прибыли «съедаются» инфляцией. Здесь возникают серьезные экономические нарушения. Деньги быстро утрачивают свою ценность, и население ускоренно их материализует. Галопирующая инфляция требует кардинального пересмотра денежной политики.

4. гиперинфляцию. (ежегодный рост цен превышает 200%) требует принятия решений не только экономического, но и политического характера, поскольку столь высокие темпы инфляции означают вероятный экономический распад страны, в первую очередь касающийся товарно-денежных отношений. В условиях гиперинфляции деньги перестают играть свойственную им роль в экономике, своего расцвета достигает бартерный обмен, цены крайне нестабильны, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев населения.

Измерение инфляции:

1. Индексы цен(Все они выражают относительное изменение среднего уровня цен за определенный промежуток времени. Обычно цены базового года принимают за 100%, а цены других лет оценивают к этим 100%.)

2. Индекс стоимости жизни(С помощью индекса стоимости жизни изменяются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров)

3. Индекс оптовых цен (Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.)

4. Дефлятор ВНП(Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг.)

Влияние инфляции на перераспределение и объем нац. Продукта

Страдают получатели фиксированного номинального дохода (бюджетники, пенсионеры, получатели пособий), а также владельцы сбережений и кредиторы. Выигрывают предприниматели, чьи цены на готовую продукцию растут быстрее цен на ресурсы, должники, а также государство, расплачивающееся по своим обязательствам «дешевыми» деньгами.

Другими словами, инфляция «облагает налогом» тех, кто получает фиксированные денежные доходы, и «субсидирует» тех, у кого денежные доходы растут быстрее инфляции. В результате и происходит перераспределение дохода и богатства.

Различным может быть влияние инфляции на объем национального производства (реальный ВВП) и занятость.Некоторая инфляция спроса сопровождается ростом реального ВВП и сокращением безработицы (преждевременная инфляция на восходящем отрезке кривой совокупного предложения).При истинной инфляции спроса реальный ВВП не изменяется, остается на потенциальном уровне, в экономике полная занятость. Если инфляция обусловлена ростом издержек, то реальный ВВП сокращается, безработица растет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: