Доходы бюджетов и их характеристика

Централизация доходов на федеральном уровне производится для выполнения общегосударственных экономических и социаль­ных программ, обеспечения устойчивости государственных финан­сов, а также перераспределения финансовых ресурсов между регио­нами.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» от 27. 12. 91г. № 2118-1 все налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделяются на федеральные, региональные и местные и соответствующие уровни власти получают исключительные права на взимание и использование этих налогов (возникает понятие — «собственные налоги»).

Один из важнейших принципов организации бюджетной систе­мы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако зало­женное в законе разграничение не позволяет реализовать этот принцип в полной мере, поэтому возникает необходимость в пере­распределении доходов между уровнями бюджетной системы при помощи закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Отчисления от федеральных налогов могут производиться как методом квотирования, так и методом присоединения ставок. При методе квотирования определенная процентная доля налога остает­ся в распоряжении того региона, на территории которого они соб­раны. Например, НДС, некоторые акцизы и др. Этот метод обеспе­чивает простоту и гарантию в получении определенной части по­ступлений регионам. Метод присоединения ставок разрешает взи­мать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом.

Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалан­сированности доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других пла­тежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. Нормативы отчислений от регули­рующих налогов дифференцируются в разрезе региональных бюд­жетов в целях их сбалансирования до минимально необходимого уровня. В случаях недостаточности закрепленных и регулирующих доходов балансирование производится при помощи субсидий, вы­деляемых из вышестоящего бюджета.

Для обеспечения единой методологии бюджетного регулирова­ния регионов и устранения субъективного подхода к формированию межбюджетных отношений применяется механизм трансфертов, рассчитываемых на основе нормативно-долевого метода, позволяющего осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам. Источник выделения трансфертов - целевой ФФФП регионов, формируемый в определенном размере от суммы налоговых поступлений федерального бюджета (начиная с 2001г. - 14% всех налогов, поступающих в федеральный бюджет).

Система межбюджетных взаимоотношений включает отношения не только между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, но и внутри субъектов РФ - между региональными и местными бюджетами. Межбюджетные отношения строятся на принципах: взаимной ответственности; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансо­вых потоков; компенсации местным бюджетам в случае уменьшения до­ходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти; повышения заинтересованности органов местного само­управления в увеличении собственных доходов местных бюджетов; гласности межбюджетных отношений.

Итак, экономические ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность опла­тить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются по­ступления от продажи экономических ресурсов и продукции.

Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов произ­водства (экономических ресурсов) получают следующие виды до­ходов: - от природных ресурсов — ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); от трудовых ресурсов — заработную плату; от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капи­тала); от предпринимательских способностей — предприниматель­ский доход; от знаний — доход от интеллектуальной собственности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: