Централизация доходов на федеральном уровне производится для выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, обеспечения устойчивости государственных финансов, а также перераспределения финансовых ресурсов между регионами.
В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» от 27. 12. 91г. № 2118-1 все налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделяются на федеральные, региональные и местные и соответствующие уровни власти получают исключительные права на взимание и использование этих налогов (возникает понятие — «собственные налоги»).
Один из важнейших принципов организации бюджетной системы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако заложенное в законе разграничение не позволяет реализовать этот принцип в полной мере, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы при помощи закрепленных и регулирующих доходов.
|
|
Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.
Отчисления от федеральных налогов могут производиться как методом квотирования, так и методом присоединения ставок. При методе квотирования определенная процентная доля налога остается в распоряжении того региона, на территории которого они собраны. Например, НДС, некоторые акцизы и др. Этот метод обеспечивает простоту и гарантию в получении определенной части поступлений регионам. Метод присоединения ставок разрешает взимать в дополнение к федеральным одноименные налоги, размеры которых ограничиваются определенным пределом.
Регулирующие доходы - это доходы, которые в целях сбалансированности доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов дифференцируются в разрезе региональных бюджетов в целях их сбалансирования до минимально необходимого уровня. В случаях недостаточности закрепленных и регулирующих доходов балансирование производится при помощи субсидий, выделяемых из вышестоящего бюджета.
Для обеспечения единой методологии бюджетного регулирования регионов и устранения субъективного подхода к формированию межбюджетных отношений применяется механизм трансфертов, рассчитываемых на основе нормативно-долевого метода, позволяющего осуществлять горизонтальное выравнивание бюджетных доходов территорий на душу населения и оказывать им финансовую помощь по единым для всех правилам. Источник выделения трансфертов - целевой ФФФП регионов, формируемый в определенном размере от суммы налоговых поступлений федерального бюджета (начиная с 2001г. - 14% всех налогов, поступающих в федеральный бюджет).
|
|
Система межбюджетных взаимоотношений включает отношения не только между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, но и внутри субъектов РФ - между региональными и местными бюджетами. Межбюджетные отношения строятся на принципах: взаимной ответственности; выравнивания доходов муниципальных образований; максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков; компенсации местным бюджетам в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих вследствие решений, принимаемых органами государственной власти; повышения заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов местных бюджетов; гласности межбюджетных отношений.
Итак, экономические ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции.
Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов: - от природных ресурсов — ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.); от трудовых ресурсов — заработную плату; от капитала — процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала); от предпринимательских способностей — предпринимательский доход; от знаний — доход от интеллектуальной собственности.