Расходы бюджетов. Разграничение расходных обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований

Расходы бюджетной системы - экономические отношения, возни­кающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием по назначению.

Расходов по видам, формам достаточно много, они обуслов­лены активной ролью государства в социально-экономических процессах, происходящих в стране.

Многообразие бюджетных расходов объясняется следую­щими факторами: 1) социально-экономическим положением стра­ны,2) господствующей экономической моделью развития; 3) во­енно-политической обстановкой в мире; 4) типом государства; 5) особенностями элементов финансовой системы страны.

Обычно эти расходы бюджетов классифицируются по разным признакам:- по значению в общественном развитии;- по общественному назначению:- по степени влияния на воспроизводственный процесс;- по направлению расходов (предметная);- по отраслевому принципу;- по целевому назначению;- по территориям.

Рассмотрим классификацию по этим признакам.

I. По значению в общественном развитии расходы подразде­ляются на две группы:

1) расходы на развитие материального производства; 2) расходы непроизводственной сферы.

Бюджетными расходами можно:

1) регулировать распределе­ние средств между материальным производством и непроизвод­ственной сферой; 2) оказать влияние на структуру производства; 3) стимулировать развитие прогрессивных отраслей и иннова­ционно-инвестиционную деятельность.

II. По общественному назначению расходы отражают функ­ции государства - экономическую, социальную, оборонную и т.д.По этому признаку все расходы подразделяются на 4 группы: народнохозяйственные, социально-культурные мероприятия, управление, оборона.В зависимости от обстановки, руководителей, социально-экономических задач приоритетными были разные расходы.

III. По степени влияния на воспроизводственный процесс расходы подразделяются на текущие и капитальные. Текущие - это на развитие инфраструктуры, отраслей народ­ного хозяйства, содержание госучреждений, закупку военных то­варов, субсидии регионам, выплату государственных долгов. Капитальные - вложения в основной капитал, затраты на ре­конструкцию, запасы, инновационно-инвестиционную деятель­ность.

IV. По направлению расходы подразделяются на:

финансирование: народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов; расходы по внешнеэкономической деятельности; расходы по госдолгам и др,

Кроме того, выделяются затраты на приоритетные програм­мы, на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, раз­витие малочисленных народов Севера и т.д.

V. По отраслевому признаку: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; в непроизводственной сфере на народное образование, культуру, здравоохранение, госу­правление.

VI. По целевому назначению затраты отражают конкретные виды расходов, финансируемых государством.

Эта классификация по целям является основной для эффек­тивного использования средств и их контроля.

В Российской Федерации применяется классификация по целям: 1) зарплата; 2) стипендии; 3) канцелярские и хозяйственные расходы; 4) приобретение медикаментов; 5) государственные кап­вложения; 6) капремонт; 7) государственная дотащи; 8) геолого­разведочные работы; 9) возмещение разницы в ценах...

VII. По территориальному признаку расходы подразделяются на: расходы федерального бюджета, бюджета регионов и расходы местных бюджетов.

Расходы бюджета очень тесно связаны с доходами: они коли­чественно должны соответствовать, а также оказывать влияние друг на друга. Среди расходов имеются так называемые защи­щенные статьи. Этот принцип означает финансирование ряда ста­тей в полном объеме с учетом инфляции.

К ним относятся: зарплата, пенсии, стипендии, пособия, при­обретенные медикаменты и т.д

Распределению доходов между бюджетами предшествует раз­граничение их расходов в соответствии с компетенцией или полно­мочиями, возложенными на каждый уровень власти. Дня достиже­ния наибольшего экономического и социального эффекта расходы должны быть максимально приближены к этой административной единице, в интересах которой они осуществляются.

Процесс использования бюджетных ресурсов должен строить­ся на основе следующих принципов: соответствия фактических ре­зультатов целям, поставленным в рамках бюджетного планирова­ния; соответствия расходуемых сумм плану и действующему зако­нодательству; контролируемости исполнения бюджета. При уточне­ниях бюджетной процедуры важно четко решить вопрос, какое зако­нодательство следует брать за основу разработки проекта бюджета: действующее или с учетом вероятных изменений. Составление про­екта бюджета программным методом является одним из способов бюджетного планирования. Эффективная бюджетная политика государства невозможна без быстрого роста социально и технологически ориентированных государственных расхо­дов. Только на этой базе государство способно придать необходимую направ­ленность всей промышленной политике, в том числе и политике корпорации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: