Расходы бюджетной системы - экономические отношения, возникающие в связи с распределением денежных средств государства и их использованием по назначению.
Расходов по видам, формам достаточно много, они обусловлены активной ролью государства в социально-экономических процессах, происходящих в стране.
Многообразие бюджетных расходов объясняется следующими факторами: 1) социально-экономическим положением страны,2) господствующей экономической моделью развития; 3) военно-политической обстановкой в мире; 4) типом государства; 5) особенностями элементов финансовой системы страны.
Обычно эти расходы бюджетов классифицируются по разным признакам:- по значению в общественном развитии;- по общественному назначению:- по степени влияния на воспроизводственный процесс;- по направлению расходов (предметная);- по отраслевому принципу;- по целевому назначению;- по территориям.
Рассмотрим классификацию по этим признакам.
I. По значению в общественном развитии расходы подразделяются на две группы:
|
|
1) расходы на развитие материального производства; 2) расходы непроизводственной сферы.
Бюджетными расходами можно:
1) регулировать распределение средств между материальным производством и непроизводственной сферой; 2) оказать влияние на структуру производства; 3) стимулировать развитие прогрессивных отраслей и инновационно-инвестиционную деятельность.
II. По общественному назначению расходы отражают функции государства - экономическую, социальную, оборонную и т.д.По этому признаку все расходы подразделяются на 4 группы: народнохозяйственные, социально-культурные мероприятия, управление, оборона.В зависимости от обстановки, руководителей, социально-экономических задач приоритетными были разные расходы.
III. По степени влияния на воспроизводственный процесс расходы подразделяются на текущие и капитальные. Текущие - это на развитие инфраструктуры, отраслей народного хозяйства, содержание госучреждений, закупку военных товаров, субсидии регионам, выплату государственных долгов. Капитальные - вложения в основной капитал, затраты на реконструкцию, запасы, инновационно-инвестиционную деятельность.
IV. По направлению расходы подразделяются на:
финансирование: народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, науки, обороны, правоохранительных органов; расходы по внешнеэкономической деятельности; расходы по госдолгам и др,
Кроме того, выделяются затраты на приоритетные программы, на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы, развитие малочисленных народов Севера и т.д.
V. По отраслевому признаку: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; в непроизводственной сфере на народное образование, культуру, здравоохранение, госуправление.
|
|
VI. По целевому назначению затраты отражают конкретные виды расходов, финансируемых государством.
Эта классификация по целям является основной для эффективного использования средств и их контроля.
В Российской Федерации применяется классификация по целям: 1) зарплата; 2) стипендии; 3) канцелярские и хозяйственные расходы; 4) приобретение медикаментов; 5) государственные капвложения; 6) капремонт; 7) государственная дотащи; 8) геологоразведочные работы; 9) возмещение разницы в ценах...
VII. По территориальному признаку расходы подразделяются на: расходы федерального бюджета, бюджета регионов и расходы местных бюджетов.
Расходы бюджета очень тесно связаны с доходами: они количественно должны соответствовать, а также оказывать влияние друг на друга. Среди расходов имеются так называемые защищенные статьи. Этот принцип означает финансирование ряда статей в полном объеме с учетом инфляции.
К ним относятся: зарплата, пенсии, стипендии, пособия, приобретенные медикаменты и т.д
Распределению доходов между бюджетами предшествует разграничение их расходов в соответствии с компетенцией или полномочиями, возложенными на каждый уровень власти. Дня достижения наибольшего экономического и социального эффекта расходы должны быть максимально приближены к этой административной единице, в интересах которой они осуществляются.
Процесс использования бюджетных ресурсов должен строиться на основе следующих принципов: соответствия фактических результатов целям, поставленным в рамках бюджетного планирования; соответствия расходуемых сумм плану и действующему законодательству; контролируемости исполнения бюджета. При уточнениях бюджетной процедуры важно четко решить вопрос, какое законодательство следует брать за основу разработки проекта бюджета: действующее или с учетом вероятных изменений. Составление проекта бюджета программным методом является одним из способов бюджетного планирования. Эффективная бюджетная политика государства невозможна без быстрого роста социально и технологически ориентированных государственных расходов. Только на этой базе государство способно придать необходимую направленность всей промышленной политике, в том числе и политике корпорации.