Бюджетная система государства, характеристика ее структуры

Бюджетная система - основанная на эко­номических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетное устройство - это организационные принципы и формы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых бюджетов.

Бюджетное устройство в основном определяется типом госу­дарства.

Функционируют два основных типа государства:

- уни­тарные (единые). В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: госбюджет и большое количество местных бюджетов (например, Англия, Швеция).

- федеративные. В федеративных государствах (США, Россия, ФРГ, Канада) бюджетная система состоит из трех звеньев: госбюджета (федеральный бюджет), бюджетов членов фе­дерации (штатов США, республик и округов РФ, земель в ФРГ, провинций в Канаде), местных бюджетов,

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). В унитарных государствах местные бюджеты своими расхо­дами и доходами не входят в госбюджет; в федеративных госу­дарствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федера­ции (республик), а доходы и расходы бюджетов членов федерации не входят в федеральный бюджет.

Бюджетное устройство основывается на следующих принци­пах: единстве, полноте, реальности, гласности, самостоятель­ности всех бюджетов. Принцип полноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны быть отражены в полном объ­еме. Реальность - это объективность, правдивость бюджетных по­казателей. Принцип гласности означает, что о бюджете, о его исполнении население должно быть информировано через средства массовой информации. Наиболее важные из них - принципы единства, самостоятель­ности. Единство бюджетной системы обеспечивается единой пра­вовой базой, использованием единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, единой налоговой политикой, предоставлением необходимой статистической документации од­ного уровня бюджета для другого в целях составления консолиди­рованного бюджета. Принцип единства бюджетной системы основан на взаимо­действии бюджетов всех уровней.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Межбюджетные отношения основываются на принципах: распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации; равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований; равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ; принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации). В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ – в местные бюджеты. В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а так же единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ стали превалирующей формой финансовой поддержки из федерального бюджета. То, были устранены альтернативные варианты решения проблемы бюджетной обеспеченности регионов. Для совершенствования межбюджетных отношений целесообразно также увеличение доли связанных трансфертов, т.е. трансфертов, направляемых на конкретные цели, согласованные между федеральным центром и региона Связанные трансферты — это трансферты, предоставляемые на основа договоров, заключаемых между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и предусматривающих жесткий контроль целевым использованием средств. Предлагается установить зависимость величины нецелевых трансферта ассигнований от следующих параметров: открытости бюджетного процесса в регионе для контроля со стороны фед органов власти; эффективности использования средств регионального и местных бюджетов, включает средства, передаваемые из федерального бюджета; мобилизации доходов бюджет, включая федеральный; степени участия региональных органов власти в реализации федеральных программ на своей территории; соблюдения федерального законодательства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: