Фирма и ее поставщики, маркетинговые посредники, клиенты, конкуренты и контактные аудитории функционируют под воздействием сил макросреды, которые либо открывают новые возможности, либо создают угрозы их положению на рынке. В отличие от микросреды практически все факторы и силы макросреды относятся к числу неконтролируемых. Необходимость адаптации к макросреде обусловливает задачу постоянного и глубокого изучения этих факторов.
Макросреда слагается из шести основных факторов: демографические, экономические, природные, научно-технические, политические, культурные. В литературе эти факторы часто объединяют в STEP (СТЭП) - факторы (S – социальные, T – технологические, E – экономические, P - политические), а их анализ называют STEP-анализ и применяют при изучении маркетинговой среды.
Демографическая среда.
Экономическая среда.
Природная и экологическая среда
Научно-техническая среда.
Политическая среда.
Культурная среда.
STEP-анализ – это маркетинговый инструмент для выявления влияющих факторов внешней среды. Обычно эти факторы делятся на четыре, что и соответствует аббревиатуре:
|
|
- Социальные (S - social). Демографические изменения, отношение к труду и заработной плате, различные ценности населения.
- Технические (T - technological). Развитие технологий, появление новых технических средств.
- Экономические (E - economic). Инфляция, курсы валют, спрос.
- Политические (P - political). Внесение изменений в законодательство, изменение правящей партии и т.д.
14. Понятие SWOT–анализа.
Понятие SWOT–анализа
SWOT-анализ (strength - сильные стороны, преимущества; weaknesses – слабые стороны, недостатки; opportunities – возможности; treats - угрозы) позволяет выявить сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы, возникающие во внешней среде. SWOT-анализ дает ясное представление о том, в каком состоянии находится компания и указывает, в каком направлении нужно действовать, чтобы максимизировать возможности и свести к минимуму угрозы и слабости.
15. Сегментирование рынка. Цель сегментирования. Уровни сегментирования. Понятие целевого маркетинга.