Основное содержание педагогической практики составляет профессионально-педагогическая деятельность студентов, которая включает:
- изучение ребенка, подростка, юноши, выявление его способностей, интересов, мотивов общения, деятельности и проектирование его индивидуального развития;
- организацию жизнедеятельности и общения детей в малых группах, коллективах класса, кружке, секции и других объединений, создание в них благоприятных условий для развития каждого ребенка;
-организацию индивидуальной и коллективной учебно-познавательной, общественно-политической, трудовой, художественной, спортивной и др. деятельности детей;
- изучение, анализ и самоанализ педагогического опыта, формирование и развитие личной, общей и педагогической культуры будущего учителя.
Основное содержание педагогической практики реализуется:
- в деятельности учителя по предмету, классного руководителя, организатора кружка, секции, детского объединения по месту жительства;
- участии в опытно-экспериментальной и методической работе;
- работе с родителями, населением, общественностью.
Структура педагогической практики ориентирована на формирование личности будущего учителя, применение теоретических знаний в практической деятельности; усвоение усложняющихся педагогических умений по годам обучения и приобретение, изучение и анализ педагогического опыта.
5 СТРАНИЦА СРАЗУ НАЧИНАЕТСЯ С ПРИЛОЖЕНИЯ (ТАБЛИЦА)
ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ
1. Диагностика воспитанности учащихся по предложенной карте (табл.1).
Решение вопроса, на каком уровне воспитанности находится школьник, принимается на основе сравнения полученной им оценки (суммарного балла по выделенным показателям) со шкалой, представленной ниже:
уровень воспитанности | очень низкий | низкий | средний | высокий |
оценка в баллах | 10 - 16 | 17 - 24 | 25 - 32 | 33 - 40 |
Образец заполнения карты представлен в приложении №1.
Таблица №1
Диагностическая карта изучения уровня воспитанности учащихся 10 –11 классов
Показатели воспитанности | Признаки проявления показателей по уровням | |||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | |
Общественно – политическая активность | Политическими событиями не интересуется | Политически недостаточно осведомлен, затрудняется оценивать политические события | Знает и правильно оценивает политические события, принимает участие в общественно-политической работе | Хорошо знает и правильно оценивает политические события, организует общественно-политическую работу |
Патриотизм | Пренебрежительно относится к истории и культуре своей страны | Мало интересуется историей Родины, историко-патриотическую работу выполняет при побуждении и под контролем | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, охотно участвует в историко-патриотической работе | Интересуется историей и культурой Родины, гордится ею, ведет историко - патриотическую работу с товарищами |
Интернационализм | Пренебрежительно относится к культуре и традициям другой национальности, не дружит с детьми других национальностей | Не проявляет интереса к культуре и традициям другой национальности, участвует в акциях интернациональной дружбы при побуждении и контроле | Проявляет интерес и уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям, принимает участие в акциях интернациональной дружбы | Выступает организатором акций интернациональной дружбы, пресекает неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности |
Гражданская ответственность | Нарушает дисциплину и правопорядок, требует постоянного контроля | Недостаточно знает конституционные законы, допускает отклонения в соблюдении правопорядка, нуждается в дополнительном контроле со стороны старших | Знает конституционные законы, соблюдает их, поддерживает борьбу с нарушителями дисциплины и правопорядка | Хорошо знает конституционные права человека и законы государства. Проявляет инициативу и самостоятельность в борьбе с нарушителями дисциплины |
Бережливость | Расточителен, причиняет ущерб школьному имуществу | Недостаточно бережлив, принимает участие в акциях экономии и бережливости только при условии побуждения со стороны старших | Бережет личное и общественное имущество, принимает участие в защите природы и общественного достояния | Показывает пример бережного отношения к природе и общественному имуществу, деятелен в акциях по защите природы и экономии общественного имущества |
Показатели воспитанности | Признаки проявления показателей по уровням | |||
Очень низкий | Низкий | Средний | Высокий | |
Любознательность | Учится плохо, интереса к знаниям не проявляет | Не осознает значения знаний, учится не в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, но лишь по поручению и под контролем | Осознает личную и общественную значимость знаний, учится в полную меру сил, участвует в познавательной деятельности, организуемой в школе и классе | Осознает личную и общественную значимость знаний, хорошо учится, организует познавательную деятельность в школе и в классе, охотно помогает товарищам |
Трудолюбие | Не любит трудиться, уклоняется от труда, несмотря на требования | Трудится при наличии побуждений и контроля со стороны взрослых | Осознает личную и общественную значимость труда, исполнителен в труде, принимает участие в трудовых акциях, организуемых в школе | Осознает личную и общественную ценность труда, проявляет творчество в труде, организует общественно полезный труд в школе |
Гуманность | Недоброжелателен, груб | Помогает окружающим и товарищам по поручению учителя или коллектива | Заботится об окружающих, принимает участие в акциях добрых дел, но не пресекает грубость других | Пресекает грубость, недобросовестные отношения к людям, заботится об окружающих |
Целеустремленность | Профессиональные намерения не определились, к дальнейшему обучению не готовится | Четко не представляет, кем хочет стать. В выборе профессии следует советам товарищей, рекомендациям семьи | Осознает, кем хочет стать, но упорства в обогащении знаниями в сфере избранной профессии не проявляет | Осознает, кем и каким хочет стать, стремиться к знаниям в сфере избранной профессии |
Требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию | Не самокритичен и не требователен к себе, отрицательно воспринимает объективные оценки своих учебных возможностей и черт характера | Не самокритичен, самооценка завышена, работать над собой не умеет и нуждается в постоянной стимуляции со стороны товарищей и педагогов | Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, работает над собой недостаточно | Объективно оценивает свои познавательные возможности и черты характера, настойчиво работает над собой |
О ц е н к а | Оценка за каждое качество по данной колонке 1 балл. Максимально возможная оценка по всей колонке 10 баллов | Оценка за каждое качество по данной колонке 2 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 20 баллов | Оценка за каждое качество по данной колонке 3 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 30 баллов | Оценка за каждое качество по данной колонке 4 балла. Максимально возможная оценка по всей колонке 40 баллов |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика воспитанности учащихся
№ | Фамилия имя | Полит. активность | патриотизм | интернационализм | Гражд. отв-ть | бережливость | любознательность | трудолюбие | гуманность | целеустремленность | Требовательность к себе | итого | уровень | |
1 | аганов александр | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 27 | средний | |
2 | …. | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 33 | высокий | |
3… | …. | …. | … | …. | …. | |||||||||
… | …. | |||||||||||||
количество учащихся, у которых качество сформировано на уровне: | уровень | количество человек | % | |||||||||||
Высоком(4) | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | …. | …. | … | высокий | |||||
Среднем(3) | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | …. | средний | |||||||
низком(2) | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | …. | низкий | |||||||
Очень низком(1) | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | …. | Оч. низкий |
Пример: аганов александр
1. Политич. Активн. – 2 балла (БАЛЛЫ СТАВЯТСЯ ОТ 1 ДО 4 ПО УРОВНЯМ, ЧИТАЕШЬ НА КАКОЙ УРОВЕНЬ ОТНОСИТСЯ РЕБЕНОК ПО ПОЛИТИЧ. АКТИВНОСТИ И СТАВИШЬ БАЛЛЫ, ТАК НА КАЖДОГО РЕБЕНКА, И ОСТАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ)
2. В ИТОГО ПИШЕШЬ ПОСЧИТАННЫЕ БАЛЛЫ СТРОКУ РЕБЕНКА И ОЦЕНИВАЕШЬ ЕГО УРОВЕНЬ ПО ШКАЛЕ УРОВНИ ВОСПИТАННОСТИ СТР.5
3. Как считать количество учашихся у которых качество сформировано на уровне (ПО ВЕРТИКАЛИ КАЖДЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ВОСПИТАННОСТИ ПОСЧИТЫВАЕШЬ СКОЛЬКО УЧАЩИХСЯ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ, СКОЛЬКО В СРЕДНЕМ И Т.Д. И ПИШЕШЬ В СТРОКУ УРОВНЯ)
ТАБЛИЦУ ТАК ПИСАТЬ (ВНИЗУ)
2. План воспитательной работы в классе на период практики (табл.2).
Таблица 2
Календарное планирование воспитательной работы с классом
Предмет деятельности | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | Примечание |
Задачи месяца: 1. 2. 3. | |||||
месяц | |||||
Коллективно-творческие дела | |||||
Тематические классные часы | |||||
Индивидуальная работа с учащимися | |||||
Работа с родителями | |||||
Изучение коллектива и личности |
3. Конспект одного из воспитательных мероприятий с самоанализом результатов его проведения.
Анализ проведенного студентом мероприятия по схеме:
· об удачах и находках, о накопленном положительном опыте;
· об отрицательных моментах;
· онереализованных возможностях и неиспользованных резервах.