Верхняя палуба судна играет особую роль в составе корпуса судна. Являясь верхним пояском эквивалентного бруса, верхняя палуба участвует в обеспечении как общей, так и местной прочности корпуса. Нижние палубы, как правило, предназначены для перевозки груза, поэтому рассчитываются на его давление. Наличие вырезов грузовых люков еще больше усложняет задачу проектирования палуб.
В зависимости от назначения и размерений судна применяют различные системы палубных перекрытий: поперечную (на небольших судах или для нижних палуб крупных сухогрузных судов), продольную (для верхних палуб крупных судов) или комбинированную (на судах «открытого» типа).
Конструирование палубного перекрытия также включает три этапа:
1. разработка схемы перекрытия
2. расчет элементов перекрытия
3. вычерчивание рассчитанных конструкций на чертеже конструктивного мидель-шпангоута.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СУХОГРУЗНЫЕ СУДА,
ЛЕСОВОЗЫ, КОНТЕЙНЕРОВОЗЫ, БАЛКЕРЫ
ВП крупных сухогрузных судов, как правило, имеет грузовые люки и выполняется по продольной системе набора, что связано с необходимостью обеспечения общей продольной прочности корпуса судна. В углах люков, где наблюдается концентрация напряжений, предусматривается усиление в виде утолщенных вварных листов.
Нижние палубы обычно проектируются по поперечной системе набора, т.к. напряжения от общего продольного изгиба здесь невелики, и основную роль играют местные нагрузки (от груза), а также нагрузки от бортов.
Разработка схемы перекрытия ВП
Схема разрабатывается для того же трюма в средней части судна, что и в расчете днища.
Границами перекрытия является его опорный контур; для палубного перекрытия – это борта и поперечные переборки.
Расстановка элементов набора (в соответствии с выбранной системой набора) начинается с установки продольных подпалубных балок (на расстоянии шпации), расположение которых должно быть согласовано с продольным набором днища.
Затем устанавливаются рамные бимсы и полубимсы через 3-5 шпаций (согласованно со сплошными флорами на днище).
После установки основного набора необходимо уточнить размеры грузового люка (которые были определены при разработке поперечного сечения судна – по коэффициентам раскрытия палубы) – так, чтобы кромки люка были расположены на балках набора, т.е. длина люка должна быть кратна расстоянию между рамными бимсами и полубимсами, а ширина люка должна быть равна четному числу расстояний между продольными балками (шпаций).
По кромкам люка устанавливается усиленный набор палубы: концевые люковые бимсы и карлингсы-комингсы. При большой ширине люка может быть установлен дополнительный карлингс в ДП. При большой длине люка могут предусматриваться пиллерсы или полупереборки для уменьшения пролета карлингсов.
Разработка схемы перекрытия НП
Схема разрабатывается аналогично ВП, но при поперечной системе набора основными элементами будут:
- бимсы и полубимсы, устанавливаемые на расстоянии шпации;
- концевые люковые бимсы (по кромкам люка);
- карлингсы (устанавливаемые так же, как на ВП).
На схемах перекрытий необходимо обозначить элементы и назвать их, а также указать расстояния между набором.
Расчет элементов ВП
План расчета
1. Расчетное давление на ВП – пп. 2.6.3.1; 1.3.2.2
p=0,7pw ³ pmin
Здесь рw= pw0-7,5axzi – волновая нагрузка выше ЛГВЛ, кПа;
zi=D-d – расстояние от ЛГВЛ до ВП, м;
pw0 - волновая нагрузка на уровне ЛГВЛ, кПа;
ax - коэффициент, учитывающий отстояние рассматриваемого сечения от носового или кормового перпендикуляра (х1), для района мидель-шпангоута можно принимать 0,267;
pmin=0,015L+7 –минимальная нагрузка на ВП в средней части судна.
Если верхняя палуба является грузовой, то расчетная нагрузка выбирается как большая из величин:
р=рволн. или рг
Здесь рволн= pw0-7,5axzi – волновая нагрузка выше ЛГВЛ, кПа;
≥20 кПа – давление перевозимого груза, кПа;
hг=hтр - высота укладки груза, м; Для контейнеровозов hг определяется количеством ярусов контейнеров, укладываемых на ВП. На лесовозах h=0,7 hукл, где hукл=0,5D (D-высота борта,м).
- плотность груза, т/м3;
- удельный погрузочный объем груза, м3/т;
az - расчетное ускорение в вертикальном направлении (можно считать равным 0);
2. Минимальная толщина настила ВП – п. 2.6.4.1.5
- бортовые непрерывные участки
³5,5 (при L≥100м)
- внутри линий больших вырезов
³5,5 (при L≥100м)
3. Расчетная толщина настила ВП – пп. 2.6.4.1.2; 1.6.4.4
Здесь m=15,8;
а – расстояние между продольными подпалубными балками (шпация), м;
=0,6 – в средней части судна при продольной системе набора;
- коэффициент, зависящий от соотношения размеров пластины обшивки: а и b – меньшего и большего, соответственно.
- расчетный нормативный предел текучести по нормальным напряжениям;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
- запас на износ настила, определяемый в соответствии с п. 1.1.5.1;
U=0,1 мм/г – среднегодовое уменьшение толщины (мм/год), принимаемое с учетом условий эксплуатации по табл. 1.1.5.2;
Т - планируемый срок службы конструкции – принимается 24 года.
4. Размеры палубного стрингера – п. 2.6.4.1.4
ширина
b=5L + 800 £ 1800
толщина
Sпс=Sвп или Sборта (что больше)
Здесь Sпс - толщина палубного стрингера, мм;
Sвп – толщина настила палубы, определенная в п.3;
Sборта – толщина бортовой обшивки в верхней части борта, рассчитанная в разделе «Наружная обшивка».
5. Толщина вварных листов в углах люков – п. 2.6.5.1.1
Sвв.л=1,35 SВП
6. Продольные подпалубные балки – пп. 2.6.4.2; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pa l;
m=12 – для продольных подпалубных балок;
ks= 0,65 - для продольных подпалубных балок в средней части судна;
l – пролет продольных балок (расстояние между рамными бимсами и полубимсами), м;
a - расстояние между продольными подпалубными балками (шпация), м;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – симметричный или несимметричный полособульб.
7. Рамные бимсы и полубимсы - пп. 2.6.4.4; 2.6.4.6; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pa l;
m=10 – для рамных бимсов при продольной системе набора;
ks= 0,65 - для рамных бимсов в средней части судна;
l – пролет рамных бимсов (наибольший – по схеме), м;
a - расстояние между рамными бимсами, м;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – сварной тавр и проверить условие hрб≥2hпр. б (при необходимости – увеличить профиль рамного бимса).
8. Карлингсы - пп. 2.6.4.7; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pb l;
m=12 – для карлингсов;
ks= 0,65 - для карлингсов в средней части судна;
l – пролет карлингсов (длина люка), м;
b - ширина площади палубы, поддерживаемой карлингсом, м;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – сварной тавр.
9. Концевые люковые бимсы - п. 2.6.4.4 – можно принять конструктивно – как карлингс.
10. Конструкция фальшборта – пп. 2.14; 8.6.2; 2.14.4
высота ³ 1 м
толщина
S=0,025L+4 (³3, £ 8,5 мм)
стойки
Здесь Q=pа l;
m=2 – для стоек фальшборта;
ks - 0,65 – в средней части судна;
l =hфальшборта – пролет стоек (высота фальшборта), м;
а – расстояние между стойками (не более 1,8 м; на лесовозах не более 1,2 м) – согласовать со шпацией, м;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – сварной тавр.
Расчет элементов НП
План расчета
1. Расчетное давление на НП – пп. 2.6.3.1; 1.3.4.1
p = - для грузовых палуб
Здесь hг=hтв – высота укладки груза (высота твиндека), м;
– плотность груза, т/м3;
- удельный погрузочный объем груза м3/т;
az – расчетное ускорение в вертикальном направлении при качке (может приниматься равным 0 в средней части судна);
Для водонепроницаемых НП должна учитываться также нагрузка при испытаниях непроницаемости (испытательное давление), кПа;
pисп=7,5hн
Здесь - испытательный напор, м;
zi – расстояние от НП до ВП, м;
=1,5 м - высота воздушной трубки над ВП, м.
2. Толщина настила НП – п. 2.6.4.1.5
минимальная
³5,5 – для второй палубы при L≥100 м
- для третьей и других нижележащих палуб и платформ
расчетная
Здесь m=15,8;
а – расстояние между бимсами (шпация), м;
=0,8 – для второй палубы в средней части судна при поперечной системе набора; 0,9 – для остальных палуб и платформ;
- коэффициент, зависящий от соотношения размеров пластины обшивки: а и b – меньшего и большего, соответственно.
- расчетный нормативный предел текучести по нормальным напряжениям;
р – расчетная нагрузка на НП, определенная в п. 1;
- запас на износ настила, определяемый в соответствии с п. 1.1.5.1;
U=0,11 мм/г – среднегодовое уменьшение толщины (мм/год), принимаемое с учетом условий эксплуатации по табл. 1.1.5.2;
Т - планируемый срок службы конструкции – принимается 24 года.
3. Бимсы и полубимсы - пп. 2.6.4.3; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pa l;
m=10 – для бимсов;
ks= 0,65 - для бимсов НП при поперечной системе набора;
l – пролет бимсов (наибольший – по схеме), м;
a - расстояние между бимсами, м;
р – расчетная нагрузка на НП, определенная в п. 1.
Подобрать профиль.
4. Карлингсы - пп. 2.6.4.4; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pb l;
m=12 – для карлингсов;
ks= 0,7 - для карлингсов НП в средней части судна;
l – пролет карлингсов (длина люка), м;
b - ширина площади палубы, поддерживаемой карлингсом, м;
р – расчетная нагрузка на НП, определенная в п. 1.
Подобрать профиль – сварной тавр.
5. Концевые люковые бимсы - пп. 2.6.4.4 – можно принять конструктивно – как карлингс.
ТАНКЕРЫ
В соответствии с «Правилами» Регистра (п. 3.5.2.2) ВП крупных танкеров (L≥80м) должна проектироваться по продольной системе набора, что связано с необходимостью обеспечения общей продольной прочности корпуса судна и устойчивости пластин настила при общем продольном изгибе.
Разработка схемы перекрытия ВП
Схема разрабатывается для того же танка в средней части судна, что и в расчете днища.
Границами перекрытия является его опорный контур: борта (внутренние), продольные и поперечные переборки.
В конструктивном отношении перекрытие оказывается простым, так как основным набором его являются продольные подпалубные балки и рамные бимсы.
Расстановка элементов набора (в соответствии с выбранной системой набора) начинается с установки продольных подпалубных балок (на расстоянии шпации), расположение которых должно быть согласовано с продольным набором днища.
Затем устанавливаются рамные бимсы через 3-5 шпаций (согласованно со сплошными флорами на днище).
На танкерах длиной 200 м и более могут быть установлены усиленные продольные балки (над днищевыми стрингерами), имеющие момент сопротивления поперечного сечения (W) не менее 70% от W рамных бимсов (часто их принимают по профилю такими же, как рамные бимсы).
На схеме перекрытия необходимо обозначить элементы и назвать их, а также указать расстояния между набором.
Расчет элементов ВП
План расчета
1. Расчетное давление на ВП – пп. 2.6.3.1; 1.3.2.2
p=0,7pw ³ pmin
Здесь рw= pw0-7,5axzi – волновая нагрузка выше ЛГВЛ, кПа;
zi=D-d – расстояние от ЛГВЛ до ВП, м;
pw0 - волновая нагрузка на уровне ЛГВЛ, кПа;
ax - коэффициент, учитывающий отстояние рассматриваемого сечения от носового или кормового перпендикуляра (х1), для района мидель-шпангоута можно принимать 0,267;
pmin=0,015L+7 –минимальная нагрузка на ВП в средней части судна.
2. Минимальная толщина настила ВП – п. 2.6.4.1.5
³5,5 (при L≥100м)
3. Расчетная толщина настила ВП – пп. 2.6.4.1.2; 1.6.4.4
Здесь m=15,8;
а – расстояние между продольными подпалубными балками (шпация), м;
=0,6 – в средней части судна при продольной системе набора;
- коэффициент, зависящий от соотношения размеров пластины обшивки: а и b – меньшего и большего, соответственно.
- расчетный нормативный предел текучести по нормальным напряжениям;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
- запас на износ настила, определяемый в соответствии с п. 1.1.5.1;
U=0,2 мм/г – среднегодовое уменьшение толщины (мм/год), принимаемое с учетом условий эксплуатации по табл. 1.1.5.2;
Т - планируемый срок службы конструкции – принимается 24 года.
4. Размеры палубного стрингера – п. 2.6.4.1.4
ширина
b=5L + 800 £ 1800
толщина
Sпс=Sвп или Sборта (что больше)
Здесь Sпс - толщина палубного стрингера, мм;
Sвп – толщина настила палубы, определенная в п.3;
Sборта – толщина бортовой обшивки в верхней части борта, рассчитанная в разделе «Наружная обшивка».
6. Продольные подпалубные балки – пп. 2.6.4.2; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pa l;
m=12 – для продольных подпалубных балок;
ks= 0,65 - для продольных подпалубных балок в средней части судна;
l – пролет продольных балок (расстояние между рамными бимсами), м;
a - расстояние между продольными подпалубными балками (шпация), м;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – симметричный или несимметричный полособульб.
7. Рамные бимсы - пп. 2.6.4.4; 2.6.4.6; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pa l;
m=10 – для рамных бимсов при продольной системе набора;
ks= 0,65 - для рамных бимсов в средней части судна;
l – пролет рамных бимсов (ширина танка – для танкеров с двойными бортами это – расстояние от внутреннего борта до ДП), м;
a - расстояние между рамными бимсами, м;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – сварной тавр и проверить условие hрб≥2hпр. б (при необходимости – увеличить профиль рамного бимса).
РОЛКЕРЫ
В соответствии с «Правилами» Регистра (п. 3.2.2.1) для грузовых палуб ролкеров предусматривается продольная система набора.
Разработка схемы перекрытия ВП
Схема разрабатывается для части палубного перекрытия в средней части судна (как и в расчете днища).
В конструктивном отношении палубы таких судов просты, т.к. не имеют грузовых люков и представлены продольными подпалубными балками, рамными бимсами и часто поставленными карлингсами. Расчет палуб (верхней, главной и других) практически не отличается.
Расстановка элементов набора (в соответствии с выбранной системой набора) начинается с установки продольных подпалубных балок (на расстоянии шпации), расположение которых должно быть согласовано с продольным набором днища.
Затем устанавливаются рамные бимсы через 3-5 шпаций (согласованно со сплошными флорами на днище).
Карлингсы устанавливаются через 3-5 шпаций, заменяя собой соответствующие продольные подпалубные балки.
На схеме перекрытия необходимо обозначить элементы и назвать их, а также указать расстояния между набором.
Расчет элементов ВП
План расчета
1. Условное расчетное давление на отпечаток колеса – п. 3.2.3.4.
При расчете конструкций палуб ролкеров определяется два вида расчетных нагрузок: условное расчетное давление на отпечаток колеса (Р1) и равномерное («размазанное») давление груза на конструкцию (на пластину) – Р2. Эти нагрузки определены в расчете днищевого перекрытия (в расчете толщины настила второго дна).
2. Расчетное давление на конструкцию палуб (от груза) - Р2 – п. 3.2.3.4
см. п.1.
3. Минимальная толщина настила палуб – п. 2.6.4.1.5
верхней
³5,5
средней
³5,5
грузовой и нижней
³5,5
4. Расчетная толщина настила палуб – пп. 2.6.4.1.2; 1.6.4.4
Здесь m=15,8;
а – расстояние между продольными подпалубными балками (шпация), м;
=0,6 – для ВП в средней части судна при продольной системе набора;
0,8 - для СП в средней части судна при продольной системе набора;
0,9 - для ГП и НП в средней части судна при продольной системе набора;
- коэффициент, зависящий от соотношения размеров пластины обшивки: а и b – меньшего и большего, соответственно.
- расчетный нормативный предел текучести по нормальным напряжениям;
р – расчетное давление на палубу, определенное в п. 2;
- запас на износ настила, определяемый в соответствии с п. 1.1.5.1;
U=0,1 мм/г – среднегодовое уменьшение толщины (мм/год), принимаемое с учетом условий эксплуатации по табл. 1.1.5.2;
Т - планируемый срок службы конструкции – принимается 24 года.
5. Размеры палубного стрингера – п. 2.6.4.1.4
ширина
b=5L + 800 £ 1800
толщина
Sпс=Sвп или Sборта (что больше)
Здесь Sпс - толщина палубного стрингера, мм;
Sвп – толщина настила палубы, определенная в п.3;
Sборта – толщина бортовой обшивки в верхней части борта, рассчитанная в разделе «Наружная обшивка».
6. Продольные подпалубные балки – пп. 2.6.4.2; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pa l;
m=12 – для продольных подпалубных балок;
ks= 0,65 - для продольных подпалубных балок ВП в средней части судна;
0,75 - для продольных подпалубных балок остальных палуб в средней части судна;
l – пролет продольных балок (расстояние между рамными бимсами), м;
a - расстояние между продольными подпалубными балками (шпация), м;
р – расчетное давление на палубу, определенное в п. 2;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – симметричный или несимметричный полособульб.
7. Рамные бимсы - пп. 2.6.4.4; 2.6.4.6; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pa l;
m=10 – для рамных бимсов при продольной системе набора;
ks= 0,65 - для рамных бимсов ВП в средней части судна;
0,75 - для рамных бимсов остальных палуб в средней части судна;
l – пролет рамных бимсов, при этом в качестве опор, уменьшающих пролет рамных бимсов, могут устанавливаться пиллерсы, м;
a - расстояние между рамными бимсами, м;
р – расчетное давление на палубу, определенное в п. 2;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – сварной тавр и проверить условие hрб≥2hпр. б (при необходимости – увеличить профиль рамного бимса). Кроме того, с точки зрения технологичности обычно профиль рамных бимсов и карлингсов выбирают равными (по большему W – обычно по карлингсу).
8. Карлингсы - пп. 2.6.4.7; 1.6.4.1; 1.6.4.2
Здесь Q=pа l;
m=12 – для карлингсов;
ks= 0,7 - для карлингсов в средней части судна;
l – пролет карлингсов, м; для уменьшения пролета карлинсов при отсутствии поперечных переборок в грузовой части ролкеров устанавливаются полупереборки или усиленные консольные бимсы – на расстоянии 10-20 м (это расстояние должно быть кратно расстоянию между рамными бимсами);
а – расстояние между карлингсами, м;
р – расчетная нагрузка на ВП, определенная в п. 1;
=1,05 – коэффициент, учитывающий добавку на коррозию.
Подобрать профиль – сварной тавр.