Психология совместной трудовой деятельности

Отечественная социальная психология, которую в истории данной отрасли науки условно называют «психологической» социальной психологией (в отличие от «социологической») и которая представлена именами таких крупных специалистов, как К.А. Абульханова, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Л.И. Уманский, Е.В. Шорохова и др., формировалась, прежде всего, на основе общей психологической теории деятельности, поэтому естественно, что понятие «совместная деятельность» стало одним из важнейших элементов системы социальнопсихологических понятий. Анализ развития исследований совместной деятельности показал, что, начиная с рубежа 50–60х годов ХХ в., эти исследования сыграли заметную роль в процессе возрождения отечественной социальной психологии в целом. Можно утверждать, что развитие психологической концепции совместной деятельности является неотъемлемой, существенной (атрибутивной) характеристикой состояния социальной психологии в России периода ее возрождения в 60е годы — начале 70х годов и последующего чрезвычайно динамичного развития, вплоть до настоящего времени.

Совместная деятельность является таким целостным феноменом, в котором концентрируются и интегрируются основные социальнопсихологические, организационнопсихологические и экономикопсихологические явления. Ее исследование, по нашему мнению, стало фактическим переходом от анализа «парциальных» явлений (общения, межличностных отношений, лидерства и т. д.),— а, следовательно, от «парциальной» социальной психологии,— к изучению целостных образований (совместной деятельности),— следовательно, к становлению «интегральной» социальной психологии. Именно в совместной деятельности наиболее полно представлена взаимосвязь и взаимозависимость

(через взаимодействие и взаимоотношение) основных психологических феноменов и понятий: личности, группы и деятельности, образующих «вершины теоретического треугольника» (его стороны при этом обозначают взаимодействия и взаимоотношения, а плоскость — совместную деятельность).

[А.Л. Журавлев «Психология совместной деятельности» https://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/09/1214794037/0039.pdf]

Авторитет и лидерство всегда нужно воспринимать в совокупности. Одно не возможно без другого. Авторитет подкрепляет лидерство; а лидерство, в свою очередь, влияет на авторитет. [https://uspeh-i-vliyanie.ru/liderstvo/avHYPERLINK "https://uspeh-i-vliyanie.ru/liderstvo/avtoritet-i-liderstvo"toritet-i-liderstvo]

Авторитет (D0%259D%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B5%25D1%2586%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D1%258F%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BA"нем. Autorität, от D0%259B%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25BD%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25B9_%25D1%258F%25D0%25B7%25D1%258B%25D0%25BA"лат. auctoritas — «власть, влияние») — в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединённая власть; в узком — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной D0%259C%25D1%2583%25D0%25B4%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%2582%25D1%258C"мудрости, D0%2597%25D0%25BD%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5_(%25D0%25BF%25D0%25BE%25D0%25BD%25D1%258F%25D1%2582%25D0%25B8%25D0%25B5)"знания, добродетели. Влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д.

Авторитет заключается в признании за D0%25A1%25D1%2583%25D0%25B1%25D1%258A%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582_(%25D1%2584%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25BE%25D1%2584%25D0%25B8%25D1%258F)"субъектом (носителем) выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в D0%259E%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25B2%25D0%25BE"обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, D0%259D%25D0%25B0%25D1%2583%25D0%25BA%25D0%25B0"науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект, обуславливающем определенную исторически изменяющуюся форму подчинения действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок субъекта. [википедия]

Лидер - это человек, который может влиять на поведение других людей, брать на себя ответственность, последовательно идти к достижению конкретных целей и вести за собой команду. Поэтому лидерские качества необходимы, прежде всего, кандидатам на руководящие и топовые позиции.

В широком смысле лидерство (от англ. lead – вести) – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. Таким образом, лидер – ведущий или идущий впереди. [https://planetahr.ru/publication/2052]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: