Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц. Основные направления реабилитации

Диагноз дизартрии, определение ее формы и степени рас­стройств определяются невропатологом. Именно врач уста­навливает время, когда может логопед начинать восстано­вительную коррекционную работу. В обязанности логопеда входит обследование состояния мышц артикуляционного ап­парата, звукопроизношения, фонематического восприятия, сохранность и понимание связной речи. Диагностическое об­следование осложняется тем, что дизартрия у взрослых часто сопровождается явлениями афазии.

Основные методики обследования речи взрослых с дизар­трией аналогичны тем, которые применяются при обследова­нии детей с дизартрией. Это позволяет выявить характер по­ражения нейромоторного аппарата артикуляторных мышц. Основное заключение логопеда делается в соответствии с кли­ническими данными, представленными в истории болезни.

Е.Н. Винарская, A.M. Пулатов (1989) рекомендуют для взрослых больным с дизартрией нейрофонетический анализ симптомов дизартрии, который обычно проводится врачом, что позволяет произвести качественную квалификацию диз­артрии, выделив ее клиническую форму.

Как правило, у взрослых больных не отмечается наруше­ний письма и чтения и расстройства касаются только звуко-произносительной стороны речи.

Понятие «реабилитация» в специальной педагогике явля­ется относительно новым и означает процесс восстановления физических или психических функций у лица, которое пере­несло травму или заболевание. Реабилитация предполагает, что ранее этот человек был способен адекватно функциониро­вать в определенных сферах деятельности. Целью реабилита­ции лиц с дизартрией в широком плане является возвращение к прежнему состоянию или прежней способности функцио­нирования. В контексте данного учебного пособия понятие реабилитации включает в себя восстановление способностей к деятельности на основе резервных возможностей пациента с использованием специальных педагогических и психологи­ческих методов воздействия.

Реабилитация взрослых лиц, страдающих дизартриями, связана с целым комплексом мероприятий специализированной помощи. Имеется в виду клиническое обследование и диагностика, лечение с помощью медикаментозных и физио­терапевтических средств, специальная педагогическая рабо­та по коррекции звукопроизношения, специализированная психологическая помощь.

Нарушения речи органического генеза отражаются на по­ведении, характере и личностностных особенностях взросло­го человека. Речевой дефект создает трудности коммуника­тивного характера, возникает дезадаптивное поведение, что затрудняет процессы социализации.

Лица, страдающие дизартрией, характеризуются астени­ей, высоким уровнем тревожности, фрустрационными пере­живаниями, заниженной самооценкой, сниженной психи­ческой активностью, преобладанием негативного настроения и отрицательных реакций (избегания, ухода, страха), нару­шениями ритмичности и координации движений, слабыми адаптационными возможностями.

Прогностически неблагоприятным для развития компенса­торных возможностей является взаимосочетание речевых на­рушений, структуры темперамента и проявлений тревожности.

В комплексной реабилитации взрослых основное значение имеет медицинская помощь, так как больные поступают в ле­чебные учреждения, главным образом, с острыми и нередко тяжелыми состояниями, обусловленными органическим по­ражением головного мозга в связи с кровоизлияниями, трав­мами и т. П.

Логопедическая работа начинается по назначению вра­ча и в сроки, указанные врачом. С первых дней нарушения речи больные нуждаются в психологическом сопровожде­нии. Психическая травма, связанная с заболеванием, носит как острый, так и хронический характер. С одной стороны, больной внезапно теряет речь вследствие тех или иных нару­шений деятельности мозга. С другой стороны, последующая ситуация начинает постепенно декомпенсировать психику. В особенности, это касается лиц 40-60 лет, которые занима­ли определенный социальный статус и были активны в тру­довой деятельности.

Основным патогенным фактором в плане психологической дезадаптации у них являются ситуации ломки жизненного стереотипа, а иногда и семейной жизни. На фоне органичес­кого поражения мозга начинают развиваться расстройства невротического и психоорганического характера. Это, помимо основного заболевания, усиливает астению, перенапряже­ние вегетативной нервной системы, а затем вызывает целый комплекс вегетативных дисфункций. Чем глубже болезнь из­менила характер личности, тем более необходимы в лечении такого больного патогенетическая психотерапия и психоло­гическое сопровождение, направленные на реорганизацию личности, на снижение депрессивного настроения, формиро­вание положительного эмоционального контакта с близкими людьми, врачом и логопедом.

Особенно важным является взаимодействие врача, логопе­да и психолога на протяжении всей работы с больным дизарт­рией, проведение совместно психогигиенических и психопро­филактических мероприятий. Необходимо учитывать то, что психоорганический тип изменения психических процессов характеризуется дефицитарностью психических функций различной степени, связанной с нарушением памяти, внима­ния, мышления, эмоционального состояния.

При общении с больным с дизартрией психолог и логопед должны способствовать реалистической оценке больным ок­ружающей действительности, собственной работоспособнос­ти, сохранности профессиональных навыков, возможности вербального общения. По мере восстановления речи психолог и логопед свою работу направляют на уменьшение психоло­гической зависимости больного от врача, психолога и логопе­да. К концу реабилитационного периода, когда создается точ­ное представление о возможностях последующей социальной реабилитации больного, необходимо правильно ориентиро­вать больного на новые виды деятельности. Основные усилия психолога и логопеда должны направляться на сохранность личности, мотивов активной социореабилитации. Так, невоз­можность работы по специальности, где необходим вербаль­ный контакт, некоторые больные обучаются различным тру­довым навыкам, которым не мешают дефекты двигательной и речевой сфер.

Нередко взрослые с дизартрией нуждаются в эмоциональ­ной разгрузке.

Существуют разработанные методы арттерапии, с помо­щью которых пациента стимулируют к созданию художест­венных произведений для активного творческого выражения личностной динамики и решения проблем.

В современных тренингах с использованием биологичес­кой обратной связи применяются внешние зрительные или слуховые сигналы, которые информируют больного о появле­нии специфических изменений функций организма. В этих методиках пациенты обучаются устранению паттернов пове­дения утяжеляющих их состояние, часто путем преднамерен­ного вхождения в определенные состояния мозга (А.А. Сметанкин, 2001; Н.М. Яковлев, 1993).

Использование нервно-мышечной обратной связи позво­ляет выработать точность движений, а также возбуждать или тормозить деятельность отдельных мотонейронов.

Подобные методы воздействия, в настоящее время, все шире используются для облегчения контроля над тревогой и депрессией, а также для содействия расслаблению опреде­ленных групп мышц, что бывает особенно важно при спасти­ческих формах дизартрии.

Существуют методы, использующие различные способы дыхания. Они основаны на заданной длительности вдоха, па­узы и выдоха. Такие методы можно использовать для регуля­ции дыхательной функции и ее ритмизации. Их часто ком­бинируют с методиками осознания движений. Как и в танце-терапии, правильное использование этих процедур предпола­гает овладение специфической эмоциональной экспрессией и способствует не только оптимальному эмоциональному состо­янию, но и, что важно для больных с дизартрией, расслабле­нию спастических мышц. Показана таким больным и музыкотерапия. Полезно слушать ритмическую музыку, так как слышимые ритмы вызывают реальную моторную индукцию, характеризующуюся периодичностью мышечной активнос­ти. Мышечно-звуковая гармония вызывает эмоциональные реакции, соответствующие ритму, мобилизует ритмическую перцепцию.

Учитывая то, что процессы письма и чтения у взрослых больных остаются сохранными, эффективным в работе пси­холога является библиотерапия. Материалы библиотерапии могут быть мощным и динамическим средством пробужде­ния неизведанных ранее чувств и прояснения неразрешимых конфликтов. Выбор материала для чтения зависит от целей информирования или удовлетворения эмоциональных пот­ребностей.

Как правило, взрослые больные с дизартрией меняют свой социальный статус, в связи с чем проходят различного вида целый ряд экспертиз. Основополагающим в экспертной оцен­ке должно являться то положение, что в заключении дается оценка не речевому дефекту, а человеку как носителю этого дефекта, если он нуждается в социальной защите в виде при­обретения новой профессии, отвечающей его возможностям, группе инвалидности и т. П.

Специальный и клинический психолог участвует и в оцен­ке возможностей восстановления психической деятельности человека, реабилитационного прогноза и формировании на этой основе индивидуальной программе реабилитации.

Работа логопеда по восстановлению звукопроизноситель-ной и просодической сторон речи строится в соответствии с методиками, подробно разработанными в отечественной логопедии и широко представленными в специальной ли­тературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: