Изучение анамнестических сведений

Анализ анамнестических данных осуществлялся с помо­щью сбора сведений со слов родных ребенка.

К приемам ранней диагностики дизартрии относятся све­дения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, безусловные врожденные (сосательный, поисковый, хоботко­вый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте ново­рожденных отмечается:

Характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро исто­щающийся, всхлипывание;

Захват соска: сильный, слабый, невозможность;

Сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, не­возможность;

Глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вы­текание жидкости из носа;

Дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное;

Наличие асимметрии лица (обследование невропатолога);

Врожденные безусловные рефлексы (обследование невро­патолога);

Мышечный тонус (обследование невропатолога);

Звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный, сроки появления.

Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, свя­заны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовы­вает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, ды­хания.

Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз пер­вой, второй половины беременности; болезни матери в пе­риод беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (пато­логия); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на дис­пансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в ка­ком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую).

Те же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с род­ными.

Анализируются сведения о раннем периоде речевого развития ребенка. Отмечаются появление первых слов; фразовой речи; понятна ли была речь ребенка для окру­жающих в дошкольном возрасте; имел ребенок занятия с логопедом, посещал ли логопедическую группу; как ха­рактеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении в школу; имелись ли трудности обучения письму и какого характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: