Охота на ведьм» как социальное явление

ХVI-ХVІІ вв. стали пери­одом «охоты на ведьм», потрясшим своей жестокостью всю Западную и Центральную Европу. Жертвами «охоты» становились в основном одинокие женщины и душевно больные люди. Ведьмами и колдунами считались «скверные люди, и притом по преимуществу представи­тельницы женского пола, которые заключили договор с дьяволом, чтобы с его помощью, применяя разнообраз­ные колдовские средства, причинять всяческий вред жиз­ни, здоровью, имуществу, домашнему скоту, посевам и садам других людей. Идеологической основой для «охоты на ведьм» стали установки, господствовавшие в период раннего и класси­ческого средневековья, о борьбе Бога и дьявола, святых и колдунов. Гонения на ведьм и колдунов начались в 1430-1440-е гг. в западно-альпийских областях осудили за ведовство более 250 человек.

Поначалу процессы над колдунами не имели широкого распространения. Наоборот, к концу XV в. их число резко сократилось, а в течение всей первой половины XVI в. имели место лишь отдельные случаи преследования ведьм. Однако следующее столетие (середина XV-середина XVI вв.) стало подлинным «золотым» временем для «охо­ты на ведьм». Так, в небольших германских епископствах было послано на костер по обвинению в ведовстве около двух тысяч человек. Вплоть до середины XVIII в. в странах Центральной Европы судили и казнили «ведьм», хотя массовые процессы уже не проводились.

Многие судебные преследова­ния ведьм начинались под давлением местного населения, которое требовало расправ над «виновниками» обрушивав­шихся на него бедствий: падеж скота, неурожай, внезап­ные заморозки, смерть ребенка; болезни приписывались злокозненным действиям тех или иных лиц, и надлежало устранить виновных. Сельское и городское население лег­ко поддавалась панике, вызываемой слухами об отравле­ниях, действии сглаза, колдовстве. Волны же процессов рождались там, где власти шли навстречу требованиям подданных; инициатива в преследованиях исходила «сни­зу». В преследование ведьм были втянуты широкие слои населения, прежде всего — неграмотные.

Причины «охоты»:

1. Неуверенность крестьянства в завтрашнем дне.

2. Страх перед смертью и загробными мучениями.

3. Трансформация образа Сатаны и его приспешников.

Но в конце средневековья начинается поразительная трансформация образа Сатаны. Прежде всего, возникает убеждение, что количество бесов неимоверно велико. Так, в XVI в. их насчитывали уже не менее семи с половиной миллионов. Таким образом, ситуация становилась вполне определенной: нечистая сила постоянно и всесторонне вмешивается в деятельность человека; близится конец света и Са­тана собирает свое воинство, готовясь к последней битве. Поэтому обнаружение и уничтожение ведьм расценива­лись как борьба против Антихриста. Сюда же стоит отнести и традиционное неприязнен­ное отношение к женщине, как к источнику греха, харак­терное для христианства.

Стандартное обвинение, лежавшее у истоков ведовс­кого процесса, обычно представляло собою жалобу сосе­дей на вред, который якобы причинен колдовскими дей­ствиями некоего лица. При получении доноса и начинался судебный процесс. В распоряжении судей имелся примерный перечень вопросов, которые задавались обвиняемой, добиваясь от нее признания в том, что свои колдовские акты она осуществила при содействии нечис­той силы. Внимание судей было сосредоточено на договоре с дьяволом и на обстоятельствах, при которых он был зак­лючен, на половых сношениях ведьмы с Князем тьмы, посещении обвиняемой колдовского шабаша и его описа­нии, а также на выяснении того, кто еще в этих шабашах участвовал.

Крестьяне и горожане оказывали давление на власти, тре­буя расправы с ведьмами, и ликовали при виде костров, на которых их сжигали. В борьбе с порождениями дьявола были допустимы любые средства, а наиболее эффектив­ным, с помощью которого можно было побороть дьявола (то есть добиться признания ведьмы, без чего обвинитель­ный приговор не мог быть вынесен), была пытка. Новые уголовные законодательства (во Франции, Гол­ландии, Германии) допустили пытку, которая в процессах о ведовстве стала главным и решающим средством воздей­ствия на подсудимых. На допросах всегда присутствовал палач, а обвиняемым демонстрировались орудия пыток, и нередко одной этой угрозы было достаточно для того, чтобы жертвы сделали свои «признания».

Наряду с пыткой применялись и другие процедуры, изобретенные именно для установления ведьмовской «при­роды». Так, на теле обвиняемой выбривали все волосы, и врачи с помощью иглоукалывания искали места, нечув­ствительные к боли: само наличие этих точек служило свидетельством того, что к ним прикасался дьявол и, сле­довательно, обвиняемая — его служанка. «Испытание слезами» заключалось в том, что обвиня­емой читали отрывок из Библии, и если она не плакала, то считалась виновной. Упорное отрицание обвиняемым ли­цом своей связи с дьяволом также истолковывалось как доказательство — нечистый препятствует открыть правду. Подсудимую также взвешивали на весах, так как вера в способность ведьм летать предполагала наличие у них меньшего веса, чем у честных людей. Весьма распростра­ненным было «испытание водой»: связанную по рукам и ногам женщину бросали в воду, и если она не тонула, то это означало, что чистая стихия не принимает ведьму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: