Принципы реабилитации детей с дизартрией

Успешность психолого-педагогической работы с детьми, имеющими дизартрию, существенно зависит от учета разра­ботанных теорией и практикой логопедии общих принципов реабилитации. Общие принципы реабилитации:

Этиопатогенетический принцип связан с учетом пре­имущественного поражения тех или иных структур мозга. Ему предшествует диагностика состояния ре­чевых и психофизиологических функций, позволяю­щая определить преимущественное поражение струк­тур мозга и связанный с этим характер нарушений мышечного тонуса, моторных, сенсорных и речевых функций.

Принцип раннего воздействия. Раннее воздействие на ребенка с риском дизартрии способствует более полному развитию компенсаторных возможностей мозга, а зна­чит, усиливает эффективность коррекционной работы.

Системность воздействия, направляющегося:

На моторное развитие;

На психическое развитие;

Сенсорное развитие;

Речевое развитие;

На личность ребенка.

4. Комплексность воздействия, которое состоит в согла­сованной работе специалистов: невропатолог — лого­пед — психолог.

Система коррекционного воздействия, в свою очередь, учитывает следующие более конкретные аспекты:

Учет закономерностей и последовательности развития моторных, сенсорных, психических и речевых функций.

Учет структуры речевого нарушения: выделение ведуще­го дефекта в структурно-функциональной организации речевой деятельности; учет вторичных расстройств.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Учет детско-родительских отношений, их максимальное использование.

Большое значение в специальной педагогической работе имеет воспитание личности ребенка с дизартрией, особенно при значительной выраженности паралича и общих мозговых нарушений.

Несмотря на то, что некоторые из ранних проявлений пси­хоорганического синдрома с возрастом могут ослабнуть адап­тационные и психологические проблемы обычно сохранаяются и по выходе из детского возраста.

Ребенок и его семья имеют насущную потребность в пси­хологической помощи в связи с повышенной уязвимостью к эмоциональному стрессу и личностными проблемами, отра­жающими низкую самооценку ребенка и чувство собственной неполноценности. Такие дети имеют плохие учебные и соци­альные навыки и часто страдают расстройствами личности, отражающими их попытки справиться с трудностями обуче­ния. У ребенка могут возникать отклонения в общем функци­онировании организма, дефициты зрительного и слухового восприятия, не только речевые (дизартрия), но и когнитив­ные нарушения. Эти дети отличаются импульсивностью, не­зрелостью, ригидностью. В школьном возрасте они обнару­живают дефицитарность социальных навыков, низкий ака­демический уровень, что диктует необходимость многосто­ронней поддержки специалистов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: