Призрение глухонемых на Беларуси в досоветский период

По ряду причин в за­падных губерниях организация профессиональной помощи глухо­немым началась раньше, чем в центральных губерниях России, и даже ранее, чем в Западной Европе, где относительно массовое открытие институтов (училищ) для глухонемых относится лишь ко второй половине XVIII века. Тогда же оформилась и закрепи­лась профессия учителя, занимающегося только с глухонемыми учениками.

В 1804 г. для подготовки директора будущей школы глухо­немых в Вильно основатель первого на Беларуси отделения из­вестного по всей России благотворительного Императорского че­ловеколюбивого общества Виленский епископ Иоанн Корвин-Коссаковский направил в Вену Ансельма Зыгмунта. Там Зыгмунт в течение 10 месяцев изучал систему обучения глухонемых. Уже в сле­дующем 1805 г. было опуб­ликовало сообщение об открытии школы глухонемых с намерени­ем принять в нее 6 учеников. Вернувшийся к этому времени из Вены А. Зыгмунт в ожидании ее открытия занимался частной практикой, однако вскоре принял предложение Мариинского ве­домства обучать глухонемых в Павловске. Открытие школы глухонемых в Вильно затянулось по финансовым причинам.

В 1820 г. вновь сделал попытку продолжить дело Виленский университет. Он направил студента 3-го курса факультета моральных и политических наук К. Молоховца для стажировки на звание учителя в Варшавский институт глухонемых. По возвращении в Вильно, ввиду того, что открытие ин­ститута глухонемых в городе в очередной раз затягивалось, К. Молоховец при поддержке университета открыл школу для приходящих глухонемых у себя на квартире.

Только 1823 г. с полным основанием можно счи­тать годом появления в белорусских губерниях первой специаль­ной школы для глухонемых детей. Она работала в течение 20 лет. (до кончины в 1843г. К. Молоховца) вначале при Виленском университете, а после его закрытия в 1833г. — при Виленском благотворительном обществе. Еще до закрытия Виленского уни­верситета в нем была создана специальная комиссия, выдвинув­шая новый проект создания института для глухонемых, который предусматривал отдельное школьное здание с библиотекой, ин­тернат для детей и комнаты для воспитателей, учебные мастер­ские и огород. В нем предполагалось обучать до 12 детей из бед­ных семей. Однако по экономическим причинам он не был открыт.

К началу 20 века на территории империи действовали 23 школы для глухонемых, из них две — в белорусских губерниях (в Вильно и Минске). Основополагающим документом в общественном призрении инвалидов по слуху стали «Основные положения Попечительства о глухонемых» утвержденные 3 мая 1898 г. Положения определяли цели по­печительства и его отделений на местах по призрению глухоне­мых всех возрастов. Для малолетних должны были открываться школы, учебные мастерские, приюты, убежища нуждающимся семьям, в коих имеются глухонемые дети, выдаваться пособия. Попечительства также озабочиваются устройством курсов с целью подготовки учителей в школы для глухонемых.

К 1915 г. благотворительные учеб­ные заведения для глухонемых детей действовали в Вильно, Мин­ске и Витебске. Виленское убежище для глухонемых ев­рейских детей, основанное в 1887 г., было старейшим. В этом приюте находилось в разные годы от 20 до 30 мальчи­ков и девочек. Мальчики обучались переплетному, столярному и сапожному ремеслам, девочки - шитью и вязанию.

В Минске с 1888 по 1906 г. действовало училище для глу­хонемых и заикающихся еврейских детей. Оно содержалось в основном за счет сумм коробочного сбора, выде­ляемых губернским правлением, и подчинялось Минской дирекции народных училищ. Это спецучреждение было рассчитано на 50 детей, считалось закрытым учебным заведением, в котором, однако, по желанию родителей могли обучаться и вольноопреде­ляющиеся.

Попытки Попечительства о глухонемых открыть спецшко­лы при монастырях Минской епархии успеха не имели, несмотря на то, что была высказана готовность подготовить для них спе­циалистов-сурдопедагогов. Настоятели Минского мужского и женского, Пинского, Слуцкого и Ляданского монастырей отказались от этого предложения, сославшись на отсутствие при монастырях соответствующих помещений и средств.

В 1914-1917 гг. с особой остротой встал вопрос о введении в Российской империи по образцу западноевропейских стран обяза­тельного обучения всех глухонемых школьного возраста (8-16 лет).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: