Первые после Октябрьской революции годы на Беларуси стали переломными в подходах к проблемам социальной помощи и поддержки. Государство становится единственным субъектом помощи. Понятие «благотворительность» на десятилетия исчезает не только из официальных документов, но и из советских словарей.
Уже в ноябре 1917г. образованным при Совете Народных Комиссаров (СНК) Министерством по государственному призрению (МГП) во главе с A.M. Коллонтай упразднены благотворительные общества и заведения помощи инвалидам, а денежные суммы поступили на счет ВЦИК увечных воинов при МГП. В декабре A.M. Коллонтай подписала постановление об упразднении учреждений Мариинского ведомства и его отделений, в январе 1918 г. упразднены Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, Алексеевский комитет, Александровский комитет о раненых и т.д. Вместо них созданы соответствующие отделы Народного комиссариата социального обеспечения (НКСО) с представительствами (отделениями) в губерниях при местных Советах и других государственных институтах. До конца марта 1918г. Комиссариату призрения последовательно были переданы обязанности по организации выдачи пайков семьям призванных на военную службу; убежища для военно-увечных; назначение пенсий военно-увечным; ряд открытых учебных заведений; санатории и др. Декреты и другие законодательные акты РСФСР распространялись и на территорию Беларуси. С 1917 по 1922г. вышло более 100 декретов по вопросам социального обеспечения.
|
|
Можно условно выделить три периода в оформлении идей советской модели социальной поддержки:
1-й — с 1919 по 1941 г., когда происходит сужение области познания социальной помощи досоветского периода, отказ от древних, изначально существующих отечественных традиций милосердия и благотворения и оформление новой парадигмы знания о социальном обеспечении и социальном страховании в социалистическом обществе;
2-й — 1941-1945 гг., когда в экстремальных условиях, вызванных военными действиями и геноцидом, происходит единение государственных и общественных сил и средств помощи населению (в т.ч. и с привлечением возможностей конфессионального социального служения), на основе общечеловеческих ценностей;
3-й — 50-е -начало 90-х гг., когда сохраняется и развивается система социального обеспечения и социального страхования в условиях «развитого социализма» на всем пространстве СССР, особо интенсивно развивается врачебно-трудовая экспертиза, методика социально-правовой реабилитации инвалидов и помощи другим категориям «льготников».
Первый из названных периодов в практике социальной помощи характеризуется становлением государственной системы социального обеспечения трудящихся во всех случаях нетрудоспособности, оформлением на основе классового подхода нового законодательства, приоритетных направлений деятельности НКСО: охрана материнства и младенчества; устройство детских домов для беспризорников; попечение об инвалидах и их семьях, о престарелых и несовершеннолетних; медицинская помощь.
|
|
1 декабря 1921 г. состоялся I съезд работников социального обеспечения социалистической Беларуси. На нем присутствовало 20 делегатов.
Закладываются основы пенсионного обеспечения по старости и инвалидности с условием, что пенсия не должна превышать обычного среднего заработка рабочего. В 1921г. помощь от белорусского государства получили более 276 тыс. человек (ок. 10% всего населения).
В конце 1921 г. правительство советской Беларуси приняло постановление «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, государственных, концессионных, арендных и частных предприятиях, в учреждениях и хозяйствах». Социальное страхование распространялось на все случаи временной и постоянной утраты трудоспособности и по случаю смерти кормильца. Официально рабочие и служащие освобождались от расходов на социальное страхование. В составе белорусского НКСО создается управление социального страхования, которое с 7 июня 1922г. перешло на самоокупаемость. Госстрах Советской Беларуси образован 27 февраля 1923 г. На основе членских взносов в районах и областях открываются страховые кассы, которые помимо выплаты пенсий и пособий трудящимся содержали дома инвалидов.
Уравнительные тенденции в назначении и получении пенсий и пособий преобладали. Переход к начислению пенсий в зависимости от заработка в БССР был осуществлен лишь в 1928 г., когда было введено пенсионное обеспечение по старости независимо от состояния трудоспособности. Сначала оно распространялось на рабочих текстильной промышленности, а в дальнейшем и на всех работников других отраслей народного хозяйства.
Стратегия социального обеспечения меняется в годы НЭПа. На первый план выдвигаются вопросы кооперации инвалидов, социального страхования рабочих, обеспечения крестьянства в порядке обязательной взаимопомощи. Ведущей становится проблематика инвалидизма и медико-трудовой экспертизы. Последняя все более унифицируется. Вводятся плановые показатели распределения инвалидов по предприятиям. С середины 30-х гг. появляются специальные цехи на предприятиях и в кооперациях инвалидов для рабочих, больных туберкулезом легких.
Намечается стабилизация в области пенсионного обеспечения, которое распространяется на всех рабочих, а в 1937-1939 гг. — и на служащих. В декабре 1937г. на НКСО возлагаются задачи по обеспечению пенсиями военного контингента. Существенно возросли расходы государства на социальное обеспечение и развитие социального страхования. Страхование от безработицы за счет нанимателей и государства, при помощи профсоюзов осуществлено впервые в мире. Одновременно закрыты частные (негосударственные) страховые пенсионные фонды, появившиеся на Беларуси в 20-е гг.