Социальная помощь на Беларуси в первые послевоенные годы была неразрывно связана с задачами государства по подъему и восстановлению экономики. Для работающих в ведущих отраслях промышленности БССР устанавливается ряд преимуществ и льгот. Существенно расширяется система материального обеспечения граждан (или их семей) по старости, в случае потери трудоспособности и др. В 1946г. для неработающих пенсионеров в городах и поселках были повышены пенсии путем установления так называемой «хлебной надбавки» в твердых ценах. В 1948г. повышены пенсии за выслугу лет учителям. В два и более раза повысился размер пенсий инвалидам Великой Отечественной войны. На льготных условиях продавались автомобили и коляски инвалидам труда.
Государство взяло на себя содержание инвалидов войны, нуждающихся в постоянном уходе и неимеющих родных и близких. В 1945г. в БССР работало 22 дома-интерната для инвалидов этой категории и престарелых.
В мае 1946г. организуется Министерство социального обеспечения БССР, функции которого в последующие годы значительно расширяются. Постепенно преобладающими в его деятельности становятся проблемы инвалидизма. Многие люди, вернувшиеся с войны инвалидами, фактически потеряли свои профессии. Органы социального обеспечения развернули работу по их переобучению.
|
|
В 1944г. была открыта первая общеобразовательная школа для слепых в Гродно. К марту 1945г. в БССР действовало 5 школ для глухонемых и одна для слепых. Сеть вспомогательных школ к 1954г. была удвоена по сравнению с 1941г. Рост их числа не прекращался в течение всех послевоенных лет прежде всего за счет строительства в сельской местности.
В марте 1952г. вышло постановление Совмина БССР «О мероприятиях по борьбе с глухонемотой и улучшению обслуживания глухонемых и глухих». Этим постановлением руководители промышленных предприятий обязывались беспрепятственно принимать на работу глухонемых, сосредоточивая их группами, в штаты предприятий вводились инструктора-переводчики.
В БССР появились новые типы школ в соответствии с разработанной НИИ дефектологии РСФСР педагогической классификацией аномальных детей и принципами их дифференцированного обучения: для слабослышащих и позднооглохших (1961), для слабовидящих (1963), для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (1964) и с тяжелыми нарушениями речи (1966), которые к этому времени уже давно утвердились на Западе. Вспомогательные школы-семилетки преобразованы в 8-летние школы для умственно отсталых детей (1960).
К 1980г. в БССР появились такие специальные учреждения, как школы для детей с задержкой психического развития. На Западе подобные учреждения стали активно распространяться уже в первые послевоенные годы.
|
|
Школы для глухонемых и слабослышащих детей, для детей с тяжелыми нарушениями речи и с задержкой психического развития к этому времени действовали во всех областных центрах.
В 1960г. в Минском пединституте им. A.M. Горького было открыто отделение дефектологии, которое в 1976г. было преобразовано в факультет для подготовки специалистов с высшим образованием по сурдопедагогике, логопедии и олигофренопедагогике.
В июле 1988г. Было образовано Белорусского общества инвалидов (БелОИ). Это общество взяло на себя заботу об инвалидах с общими заболеваниями, инвалидах Великой Отечественной войны и получивших инвалидность во время службы в рядах Советской Армии, инвалидах с детства, детях-инвалидах с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.
Продолжались поиски решения проблемы устройства детей, оставшихся без семьи. Ориентация на школы-интернаты привела к сокращению численности детских домов и соответственно росту огромных, на 500 и более детей, интернатных учреждений. Для предупреждения социального сиротства и детской безнадзорности были введены школы с продленным днем.
15 июля 1964г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов, вступивший в действие с 1 января 1965г. До этого времени не было единого критерия назначения пенсий колхозникам. Минимальные размеры пенсий определялись на общих собраниях членов колхозов и касс взаимопомощи. В «крепких» хозяйствах пенсии были значительно выше, чем в «слабых».
Государственное социальное страхование развивалось и совершенствовалось в послевоенные годы, сохраняя свои неизменные черты:
-осуществлялось за счет обязательных взносов предприятий и учреждений, являвшихся составной частью государственного бюджета;
-распространялось на всех без исключения рабочих и служащих;
-являлось одной из основных гарантий конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случаях потери трудоспособности или потери кормильца;
-в соответствии с действующим законодательством распространяло ряд социальных льгот на определенные категории трудящихся: пособия по беременности и родам, в связи с рождение ребенка, пенсии за выслугу лет и т.п.;
-предусматривало различные меры лечебно-профилактического и материально-бытового характера для рабочих, служащих и членов их семей (путевки в дома отдыха и санатории, лечебное питание и т.д.).
Обеспечение по социальному страхованию можно условно разделить на: а) денежные выплаты (пенсии и пособия),
б) материальные услуги и льготы (путевки в дома отдыха, пионерские лагеря, диетпитание и т.п.).
Таким образом, к 1991г. социальная помощь населению Беларуси осуществлялась по трем основным направлениям:
1) государственное социальное обеспечение, находившееся в ведении Министерства социального обеспечения БССР и финансировавшееся из средств союзного, республиканского и местных бюджетов. В рамках этой системы помощь получали в основном военнослужащие, учащиеся и члены семей перечисленных категорий граждан.
2) государственное социальное страхование, распространявшееся на рабочих и служащих и с 1933г. находившееся в ведении профсоюзов.
3) социальное обеспечение членов колхозов, осуществлявшееся соответствующими общественными организациями колхозов при участии органов государственного социального обеспечения. Средства этого фонда формировались за счет отчислений от доходов колхозов и дотаций (в основном) из госбюджета.
На фоне достижений советского государства всячески замалчивался или шельмовался зарубежный опыт социальной работы.