Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях

Освещением данного вопроса занимались такие авторы,как Генкин Дм.Мих., Вершиковский Эльмир Викт., Аль, Чечетин, Шаров, Марков Олег.

В основе любого досугового мероприятия лежит сценарий – литературная основа досуг. мероприятия, художественная программа педагогического взаимодействия, решающая конкретные педагогические задачи. Сценарий ДМ имеет два аспекта – художественный и психологический, которые программируют выстраивание материала по законам драматургии, но и воздействуют на участников, на их предполагаемую реакцию и поведение.

В основе любого сценария лежит сценарный ход – это комплекс предлагаемых обстоятельств (что, где, когда), формирующих историю или прием, посредством которых эпизоды, из которых складывается досуговое мероприятие, объединяются в единое целое.

Специфика клубной драматургии заключается в ее документальном характере (жизненный материал).

Особое положение художественно-массовой работы находящейся на стыке жизни и искусства, создает и сливает воедино 2 линии его организации – факты жизни и факты искусства:

· Факты жизни – реальные факты и события, произошедшие в жизни, не относящиеся к сфере ис-ва, зафиксированные в документах, письмах, фотографиях, ориг. документах (архивы, кинохроника, видеозапись).

· Факты искусства – все жанровое разнообразие произведений ис-ва, их фрагменты, поэтич., муз, хореограф. элементы.

Прежде чем написать сценарий необходимо:

1 этап – формулировка идейно - тематического замысла

Тема – круг жизненного материала, положенного в основу сценария, но границы этого круга очерчивает его формулировка – о чем? Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею

Идея – активная мысль автора, направленная на внесение того или иного изменения в общественню жизнь, того, ради чего написано произведение.

(тема – Проблема прошеных собак в СПб. Идея – Вы в ответе за тех кого приручили!)

ДМ имеет педагогический аспект. Это решается через цели и задачи.

2. этап - изучение аудитории - возрастного соц, проф., образов. критерия аудитории

3 этап – написание театрализованного сценария, т.е. по законам драматургии:

· единый сюжет

· конфликт – в сценарии ДМ решается на уровне борьбы идей, образов жизни, преодоления препятствий.

· единое образное решение

· единый сценарный ход

Сюжет строится по закону композиционного решения:

Сюжет – совокупность каких-то явлений, событий, расположенных в определенной последовательности, раскрывающих тему в намеченном объеме и характеризующий основной конфликт.

Пролог (экспозиция) – вступительная часть сценария, ввод в тему. Э. д.перейти в завязке.

Завязка – момент возникновения основного конфликта

Основное действие – д.идти по нарастающей. От экспозиции через цепь эпизодов к кульминации и финалу.

Кульминация – момент наивысшего напряжения действия и обострение конфликта.

Развязка действия – момент разрешения К.

Финал – эмоционально – смысловое завершение произведения, художественное обобщение идейной сущности.

Помочь в развитии дейтсивя д. сценарный ход, связывающий действие в его логическом развитии. С.х. был найден на этапе разработки замысла, когда у автора сформулирована проблема. С.х. – метод ведения рассказа.

Типичные С.х.:

1. Хроникально – исторический – история события, хроника

2. Персонифицированный С.х. – отвлеченные понятия представляют в человеческом образе (герой и виде памяти)

3. Использование таких форм обществен.жизни, как диспут, собрание, суд.

4. Через публицистические жанры (хроника событий, очерк, репортаж, интервью)

5. Построение игрового действия

6. Через трансформацию деталей (белый платок как символ мира)

7. Через событийный ряд сюжетной линии

8. Через столкновение положительного и отрицательного материала, персонажей.

Монтаж (фр. сборка, сцепление)– средство, помогающее выстроить сюжет. М. – авторское видение, мышление сценариста. М. необходим, чтобы соединить факты жизни и искусства. Монтаж под разными названиями существует во всех видах ис-ва, элементы монтажа присутсвуют в построении картины, муз, лит. произведениях.

Существует 3 вида монтажа:

Последовательный – когда одно средство выразительности следует за другим, сохраняя единство места и времени.

Параллельный – это монтаж, когда стыкуются два ряда действия (в одно и тоже время, но в разных местах)

Звуко-зрительный – наибольшая сила воздействия; когда монтируются элементы звукоряда с элементами видеоряда по принципу контраста, неся с собой заряд некоторой иронии.

(видим одно, а фоном идет по контрасту (кадры - вырублены леса и т.п., а песня играет на контрасте – как прекрасен этот мир).

Выстраивая материал, необходимо помнить о едином конфликте.Составляющие К.:

коллизия – не получившие полного разрешения противоречия, которое явилось следствием конкретной ситуации;

перипетия – неожиданный перелом в ходе событий; контраст – сопоставление противоположных явлений;

интрига – сложное, противоречиво развивающееся сочетание событий. Единственным средством воплощения сюжета является монтаж, в основе которого – конфликт столкновения составляющих элементов.

2.I. Социально-психологические типы самодеятельных обществ.

Основная категория – самодеятельное общество.

Творчество – преобразовательная деятельность, разрушающая старое во имя нового и создающая на основе старого общественно ценное новое. Новизна, оригинальность, общественная значимость творчества – и процесс, и результат. Творческая деятельность – только процесс.

Научная систематизация СКД опирается на многокритериальный подход, потому, что являет собой сложное культурное явление.

В сфере социально-культурного творчества выделяют:

· Социальная сфера. На основании критерия ведущего интереса в ней существуют политические, экономические, экологические, педагогические, психологические, этнические объединения (все, что связано с взаимодействием людей).

· Сфера художественного творчества:

а) художественная самодеятельность в области производства художественной культуры. Подразделяется на организованную (хоры, ансамбли, творческие коллективы, самодеятельные театры и т.п.) и неорганизованную (любители пения, рисования и т.п.)

б) самодеятельность в области потребления художественной культуры. Также подразделяется на организованную (художественно-критическую – клубы, худ.критики; художественно-исследовательскую) и неорганизованную (зрители, слушатели).

Самодеятельность - активность личности, направленная на самосовершенствование, самореализацию своих творческих потенций, добровольная, формально нерегламентированная непрофессиональная деятельность по удовлетворению своих интересов и потребностей.

Одним из видов самодеятельности является художественная самодеятельность - форма реализации творческих потенция социальной общности или отдельной личности в условиях досуга посредством инициативной и свободной любительской практики в сфере искусства, осуществляемой как осознанное или неосознанное отражение эстетических потребностей и художественных способностей.

Самодеятельность подразделяется и по жанровой структуре:

ü Самодеятельность, ориентированная на виды и жанры искусства (музыка, танец, живопись, театр).

ü Самодеятельность, ориентированная на фольклор и прикладные виды творчества.

ü Самодеятельность, которая не имеет аналогов ни в фольклоре, ни в профессиональном искусстве (дискофиерия, «Сам себе режиссер»).

Распределяют самодеятельность и по критерию единства характера творчества: авторскую и исполнительскую.

· естественно-научного, естественно-технического творчества, творчества в сфере современных технологий

Дифференциация осуществляется на основании критерия ведущего интереса деятельности (по предметной сфере – авиа, компьютерное творчество и т.д.)

Существуют разновидности, которые трудно отнести к одной из сфер (прикладное творчество - создание предметов художественного творчества, но в то же вр. и технич. тв-во – ложки, матрешки. Дизайн – и технич. и художеств. сфера и т.д.)

Социально-психологические типы самодеятельных обществ:

1. Клуб. Возникает естест. путем (не клуб как учреждение). Признаки клуба как соц.-псих. общности:

- отсутствие инструментальных целей, приоритет мотивов к отдыху, развлечению;

- отсутствие строгой иерархической структуры, свобода от отношений «руков-ва – подчинения»;

- примерно один социальный и интеллектуальный статус уч-ков (социогенная природа клубного общения – равенство);

- уединенное от посторонних место сбора, клуб – закрытая общность;

- отрицат. отношение к чужим, нет борьбы с ними, клуб не агрессивен.

2. Коалиция. Эта разновидность досуговых общностей имеет четко обозначенные цели; формально, а иногда документально закрепленные связи между участниками; ярко выраженные инструментальные (предметные) отношения (напр., клуб горнолыжников – по соц.-псих. природе это коалиция).

3. Клуб – коалиция (промежуточный, нестойкий вариант). Отличие от клуба: открытость; стремление сформировать цели, программу действий. Доминирует мотивация развлечения, приоритет связей по горизонтали.

4. Клика – группа с общими интересами, но связи базируются на личной зависимости, занимающих в иерархии более низкие ступени. Состав подбирается не по личным качествам, а по критерию личной преданности (напр., различные политизированные объединения).

5. Секта – единство ценностей; психологич. зависимость от лидера; экспансия в плане завоевания пространства к лидеру (энергетика идет внутрь). М. быть и худож.-творч. Объединения, психол. Клубы.

6. Банда – м.б. и в политике, и в эк., и в соц. сфере (расширительное толкование). Признаки:

- приоритет связей по вертикали, обладающих большой степенью жесткости;

- отношения замыкаются на лидере (он персонифицирован всегда);

- трехступенчатая иерархич. структура банды: лидер и его ближ. окруж. = участники = молодежь (в открытых условиях; это опред. резерв);

- сплоченность (блокирует нерешительность, неопределенность); - агрессия к чужим;

- завоевание и охрана территории.

7. Коллектив. Теория коллектива была основополагающей в отеч. Педагогике (Макаренко, Сухомлинский). Критика теории К. – Азаров. Макаренко: банде м. противостоять только К. Два аспекта коллектива:

- это формализованная, жесткая система; - эта система отвечает интересам тех, кто внутри нее.

Признаки коллектива:

= социальная и личностная значимость цели (д.б. баланс);

= ценностно-ориентационное единство по отношению к базовой системе ценностей (отличие от секты – все д. думать одинаково); = психол. совместимость (общность взглядов, доверие, загруженность коллективной деят.); = самоорганизованность группы – развитая формальная структура;

= развитая система внешних связей.

Коллектив создается в результате соц. –псих., педаг. усилий, все ост. – спонтанно!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: