Методологическая характеристика в исследовании социально-культурной деятельности

КДД является элементом соц.жизни общества. Поэтому использование подходов к анализу КДД является правомерным, ибо мы имеем дело с соц.фактом – можно представить все виды деятельности КДД как соц.факт. Социальные методы для изучения КДД:

v Метод получения первичной информации: опрос, наблюдение, эксперимент и др.

v Метод обработки полученных данных

v Метод анализа полученных данных: статистический, математический

Метод получения первичной информации:

· методы получения целевой информации

· опросные методы: анкетирование, интервью;

· социометрия – для изучения первичных социальных групп, аспект взаимодействия личности с др.личностями;

· фокусгруппа – активно используется в маркет. исследованиях СКД, выявление мнения, оценочного суждения об услуге и товаре. Целевая информация – ответ на конкретную сферу.

· методы констатации фактов и описание ситуации

· наблюдение, контент – анализ. Инструменты – анкеты, опросный лист, анкета м.б. раздаточной, почтовой, прессовой;

· интервью – свободное (оговаривается тема)/фокусированное (оговорены общие вопросы)/формализованное – типа опросного листа, заполняется интервьюером)

· метод наблюдения

· естественный/лабораторный (естественный – в естественных условиях)

· открытый/ полускрытый/скрытый/ (отк – видит объект, знает цель, полуск – видит, не знает цель)

· включенный/не включенный

· формализованное

· частично формализованное по степени формализации результатов

· свободное наблюдение

наблюдение содержит субъективную оценку. Цель наблюдателя – свести к минимуму субъективную оценку: дневники наблюдателя, пометки.

контент-анализ – метод изучения документов. Общественное сознание часто отражается в текстах. Исследование текстов может осуществляться:

- традиционный способ – чтение выделения существенных моментов

- контент – анализ – появился в нач. 20 в.

О. Конт – основатель социометрии в сер 19в. Контент – анализ (контент – содержание) строится на выделении ключевых моментов - качественных характеристик. Для проведения контент – анализа составляются словник, где выделяются единицы анализа и понятия индикаторы и таблица подсчета смысловых единиц.

· метод эксперимента:

Эксперименты м.б. различны по содержанию и структурным характеристикам. По содержанию: констатирующий – фиксирующий социальные факты в эксперимент.условиях; формирующие – цель – формирование определенных качеств, навыков, принципов поведения, ценностей. Для эксперимента создаются условия, где фиксируются ряд фактов для целей исследования: фиксируются переменные факты, которые должны меняться в ходе эксперименты, нейтральные существуют, но влияние не оказывают с т.з. исследования; вводные (экспериментальные) факторы – вводятся в экспер.ситуацию. По трем категориям фактов осуществляется анализ экспериментальной ситуации. С т.з. организации Э.м.б.:

- линейные эксперименты – контрольные и экспериментальные группы выступают в одном лице Проводятся замеры по показателям на начало и конец Э. по ходу Э. также

- параллельные – проводятся в разных группах в контрольной и экспериментальной. Замеры и в тех, и в др.группах. Э.группы они подобны – репрезентативны – отражают структуру друг друга (по полу, возрасту и др.). результаты Э. не всегда соответствуют заданным гипотезам. Есть прямые результаты, которые прогнозируются и побочные – которые возникли неожиданно.

Соц.методы позволяют констатировать ситуацию, прогнозировать, выявлять причинно-следственные связи возникновения проблем и существенны для этой сферы.

В СКД используются общенаучные методы обработки информации и анализа:

- статистический анализ, когда группируются определенные хар-ки по статистическим критериям;

- анализ информации м.б. в зависимости от целей исследования СКД.

Любое соц.исследование предполагает составление специальной программы исследования – система теоретических положений, описывающих логический ход исследования и определяющий ведущие категории в исследовании. В основе – проблема, рождающая соц.конфликт. сформулировав проблемы, нужно ориентироваться на соц.фат касается соц.групп. Д.б. социальная проблема. Проблема д.б. научно обоснована.

1. Проблема

2. Цель

3. Задачи

4. Объект

5. Предмет

6. Интерпретация основных понятий

7. Системный анализ объекта

8. Гипотеза

9. Методы исследования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: