Методы организации социально-культурной деятельности

СКД - общественно-целесообразная, нравственно-мотивированная деятельность по созданию, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры

Субъектами СКД могут быть государственные и общественные институты, отдельные лица и социальные общности, проявляющие активность в различных сферах духовной жизни.

СКД создает систему, в процессе которой формируются нравственные убеждения, нравственные чувства, нравственные поступки, поведение человека. В условиях деятельности нравственная убежденность наиболее ярко проявляется в том, что не ощущая в свободное время факторы служебного или иного юридически зафиксированного контроля, люди с исключительным упорством и последовательностью трудятся над созданием новых духовных и материальных ценностей, отдают свой досуг благородному делу пропаганды искусства. Участие в социально - культурной деятельности стимулирует рост духовных запросов, тягу к знаниям. В этой деятельности человек вырабатывает высоко моральные и духовные качества.

· средства СКД – это духовные и материальные виды деятельности, источники и инструменты создания благоприятной культурной среды;

· методы СКД – это совокупность приемов и способов, направленных на решение конкретных просветительских, воспитательных и иных культуросозидающих задач;

· формы СКД – это стабильно применяемая совокупность средств и методов идейно – эмоционального воздействия, обеспечивающие осуществление социально – культурных процессов.

Методы СКД – это система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников СКД, направленных на решение конкретных просветительских, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

Первая группа – это методы формирования общественного сознания, которые включают в себя: информирование, разъяснение, комментирование, обобщение, внушение, заражение, убеждение.

Информирование – по радио

Комментирование – передачи по ТВ, факт комментирование к-либо действия

Внушение – метод, основанный на совокупности приемов и способов воздействия на человека или группу лиц, построенного на принципах некритического восприятия информации (все построено на вере)

Заражения – совокупность приемов и способов, обеспечивающих эмоц.влияние одних на других, основанных на подражании (аплодируют в театре и все апплодируют)

Убеждение – метод психол-педагог.воздействия, основанный на научной аргументации, бесспорной достоверности, на законах логики.

Вторая группа – методы вовлечения в СКД, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения в убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают: включение в различные формы непрерывного просвещения; привлечение к разным видам любит.тво-ва; приучение к выполнению общественно-культ.функций; самоорганизацию; самоуправление; самообразование; самообслуживание игра и т.п.

Третья группа – методы стимулирования СК активности (СК активность – интегральное качество личности, отражающее ее жизненную позицию и находящее свое выражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры), которая представляется в виде интегрального качества личности, отражающего ее жизненную позицию и находящего свое отражение в нравственно мотивированном стремлении и готовности участвовать и проявлять инициативу в деятельности, связанной с созданием, освоением, сохранением и дальнейшим развитием ценностей культуры. В эту группу входят следующие методы: положительный пример; соревнование; поощрение; общественное мнение и др.

Современное понимание таких терминов как внушение и заражение.

Внушение – это информационно – психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений.

Заражение – это информационно – психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому; форма интеграций трудовой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психологического настроя, обладающего эмоциональным зарядом.

Убеждение - процесс информационно – психологического воздействия, основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них позиций и отношений. Характеризуя методы вовлечения в социально – культурной деятельности, убеждение трактуется как качество личности, то есть систему осознанных потребностей и высшую форму направленности личности, интегрирующую мировоззренческую позицию и побуждающую ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

Перечисление приведенных выше методов СКД позволяет судить в широком диапазоне приемов и способов ее организации. Однако на практике эти методы, как правило, используются не автономно, а в системе, так как процесс вовлечения человека в мир культуры можно считать завершенным лишь тогда, когда знания, усвоенные, благодаря использованию первой группы методов преобразовались в убеждения, нормы и принципы поведения посредством реализации второй группы методов. А без методов стимулирования СК активности невозможно эффективно применить ни первую, ни вторую группу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: