Упражнения для развития мимических мышц лица

Закрывание и открывание глаз.

Нахмуривание бровей.

Поднимание бровей и образование продольных морщин на лбу.

Надувание щек.

Проглатывание слюны.

Открывание и закрывание рта.

Жевательные движения.

Упражнения для развития губной мускулатуры

Вытягивание губ трубочкой — «хоботок».

Растягивание губ в стороны — улыбка.

Чередование движений «хоботок» — «оскал».

Смыкание губ при сомкнутых и разомкнутых челюс­тях.

Быстрое смыкание губ и быстрое размыкание.

«Поцелуй».

Губной выдох, при котором щеки надуваются не напря­женно.

Губной выдох в определенном направлении (вверх, вниз, влево, вправо) с напряженными и расслабленны­ми щеками.

Поднимание верхней губы с обнажением зубов.
Упражнения для увеличения объема и силы артикуляци­онных движений

Выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку попеременно слева и справа.

Перемещение в полости рта предметов различного раз­мера, фактуры и формы (пуговицы, шарики).

Удержание губами различных предметов (пробка, мар­ля, пуговицы и пр.).

Последние два упражнения требуют пристального внима­ния логопеда, во избежании проглатывания предметов!

Упражнения для развития более тонких движений языка и создание возможности перехода к артикуляционным дви­жениям

Прикосновение кончиком языка к краю нижних зу­бов.

Выдвигание языка вперед.

Втягивание языка внутрь.

Опускание выдвинутого языка вниз.

Приподнимание выдвинутого языка вверх.

Боковые отведения вправо-влево.

Приподнимание вверх и прижимание средней части языка к твердому нёбу («горочка»).

Приподнимание средней части языка вверх и прижи­мание боковых краев языка к зубам верхней челюсти («седло»).

Суживание языка и заострение его («жало», «иголоч­ка»).

Переключение различных позиций. Усвоение этих упражнений позволяет перейти к артику­ляционной гимнастике.

Все виды гимнастики имеют особое значение для поста­новки артикуляционных поз, их удержания и постановки звуков.

Поскольку при дизартрии страдает сила, объем, точность и координация движений, их автоматизация, то период вве­дение звуков в речь является длительным и постепенным.

Все виды артикуляционной гимнастики достаточно широ­ко представлены в логопедической литературе (Н.С. Жуко­ва, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1990; Е.Ф. Архипова, 1977; Л.В. Лопатина, 2004 и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: