Существует четыре группы теорий, изучающих природу лидерства.
Теория лидерских качеств (первая группа) – исторически самая первая (со времен
Древней Греции). Согласно данной теории лидера определяют ряд навыков,
способностей, качеств, которые он получил от природы/по наследству. Является
непопулярной в силу отсутствия единого представления о необходимо наборе
лидерских качеств.
Ко второй группе следует отнести исследования, изучающие автократический
и демократический типы лидеров. Автократичный лидер стремится
сконцентрировать в своих руках всю власть, полагается на законные полномочия,
власть, основанную на вознаграждении и принуждении. Демократичный лидер
делегирует властные полномочия сотрудникам, способствует их участию в
управлении и при воздействии на подчиненных полагается на референтную и
экспертную власть.
Поведенческие подходы в изучении природы лидерства (третья группа
теорий) выросла из вывода, что эффективность руководства определяется
скорее «поведением», нежели персональными качествами менеджера, который был
получен в ходе исследования теории автократичного и демократичного лидера.
Под эту группу теорий относят, прежде всего, исследования Мичиганского
университета и Двухмерную теорию лидерства (Техасский университет).
Ситуационный подход в изучении природы лидерства (четвертая группа теорий)
изучает проблемы взаимосвязи стилей руководства и конкретных рабочих ситуаций и
является наиболее перспективным на сегодняшний момент. К данной группе теорий
следует отнести модель Фреда Фидлера, ситуационную теорию Пола Герси и Кеннета
Бланчарда, теорию «путь-цель» Мартина Эванса и Роберта Хауса и концепцию
субститутов лидерства).