Государственное управление в области использования и охраны вод

Понятие и содержание государственного управления в области использования и охраны вод. Особенности содержания государственного управления в области использования и охраны вод обусловлены спецификой вод как объекта природы. Отличительной чертой государственного управления в этой области является принцип бассейнового управления использованием и охраной вод.

Благоприятное состояние водного объекта зависит от того, как осуществляется хозяйственная деятельность, используются природные ресурсы на его водосборной площади, т.е. в бассейне водного объекта. Водосборная площадь — территория, сток с которой формирует водный объект. Это обстоятельство обусловливает не только содержание государственного управления, функций управления в области использования и охраны вод, но и систему государственных органов и их компетенцию.

Государственное управление в рассматриваемой области основано на закрепленных в законе принципах (ст. 69 ВК).

К их числу относятся:

устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды);

сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);

разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.

Функциями государственного управления в области использования и охраны вод являются:

планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения);

ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра и государственного учета поверхностных и подземных вод;

проведение государственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов;

государственный контроль за использованием и охраной водных объектов и соблюдением режима использования территорий их водоохранных зон;

лицензирование в области использования и охраны водных объектов;

подготовка, заключение и реализация бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов.

1)Планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования. Эта функция управления осуществляется на основе водохозяйственных балансов. Водохозяйственные балансы представляют собой расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Они предназначены для оценки наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов.

Составляются водохозяйственные балансы специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Сведения, содержащиеся в водных балансах, имеют большое практическое значение, поэтому данные по водным балансам большинства основных озер и водохранилищ страны публикуются в бюллетенях оперативных водных балансов, которые составляются ежемесячно по 50 водоемам. Кроме того, в изданиях Государственного водного кадастра ежегодно публикуются данные по водным балансам 70 водоемов.

На основании водохозяйственных балансов устанавливаются лимиты водопользования. Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) представляют собой предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества, которые устанавливаются водопользователю на определенный срок.

2)Государственный мониторинг водных объектов. Государственный мониторинг водных объектов представляет собой систему регулярных наблюдений за гидрологическими или гидрогеологическими и гидрогеохимическими показателями их состояния, обеспечивающую сбор, передачу и обработку полученной информации в целях своевременного выявления негативных процессов, прогнозирования их развития, предотвращения вредных последствий и определения степени эффективности водоохранных мероприятий. Государственный мониторинг водных объектов является составной частью системы государственного мониторинга окружающей природной среды.

Мониторинг водных объектов ведется Минприроды РФ совместно со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, с государственным органом управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственным органом управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам). Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов утверждено постановлением Правительства РФ от 14 марта. 1997 г. № 307*. Государственный мониторинг водных объектов осуществляется в целях своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов, оценки эффективности водоохранных мероприятий, а также информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.

В процессе государственного мониторинга ведутся регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод; обеспечиваются сбор, хранение, пополнение и обработка наблюдений; проводятся оценка и прогнозирование изменений состояния водных объектов.

Государственный мониторинг водных объектов состоит из мониторинга поверхностных водных объектов суши и морей; мониторинга подземных водных объектов; мониторинга водохозяйственных систем и сооружений.

Министерство природных ресурсов РФ совместно с Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды обеспечивает создание и развитие государственной наблюдательной сети станций и постов на водных объектах, разработку автоматизированных информационных систем по ведению государственного мониторинга водных объектов, создает наблюдательную сеть постов на водохозяйственных системах и сооружениях и выполняет в этих целях иные работы.

3)Государственный учет вод и государственный водный кадастр. Порядок ведения государственного учета поверхностных и подземных вод и государственного водного кадастра установлен в ст. 79 ВК ЗК

Государственный учет поверхностных и подземных вод представляет собой систематическое определение и фиксацию в действующем порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Целью государственного учета вод является обеспечение текущего и перспективного планирования рационального использования водных объектов, их восстановления и охраны. Данные учета характеризуют состояние поверхностных и подземных водных объектов по качественным и количественным показателям, степени их изученности и использования. Государственный учет осуществляется по единой для всей страны системе и базируется на данных учета использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.

Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Государственный водный кадастр ведется по единой для всей страны системе и основывается на данных государственного учета вод.

Представление водопользователями в Минприроды РФ данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, обязательно. На основе этих данных принимаются решения при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов, и они должны представляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Государственный учет поверхностных и подземных вод и ведение государственного водного кадастра осуществляют Минприроды РФ и Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На Минприроды РФ возложена обязанность обеспечения доступа к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством РФ.

4)Государственная экспертиза. Особой функцией управления является государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов. Содержание этой функции представляет собой проверку указанной документации на ее соответствие исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проектированию и строительству. Государственная экспертиза выполняется органами Минприроды РФ. Порядок проведения государственной экспертизы регулируется законодательством РФ.

Что касается государственной экологической экспертизы, то она проводится в соответствии с законодательством РФ об охране окружающей природной среды.

5)Государственный контроль за использованием и охраной вод. Порядок государственного контроля за использованием и охраной вод регулируется ст. 81 ВК и постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 716 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов»*. Кроме того, действуют Методические указания по организации и проведению государственного контроля за использованием и охраной водных объектов в системе Министерства природных ресурсов РФ, утвержденные приказом Минприроды РФ 31 декабря 1997 г. Задачей государственного контроля за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами установленного законодательством порядка использования и охраны водных объектов; стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны водных объектов; режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства РФ.

Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, Министерство природных ресурсов РФ, специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей природной среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции.

Минприроды РФ выполняет государственный контроль непосредственно либо через свои структурные подразделения: подразделение центрального аппарата Министерства, ведающее вопросами государственного контроля за использованием и охраной водных объектов; отделы государственного контроля за использованием и охраной водных объектов территориальных органов (бассейновых органов, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов в пределах бассейна водного объекта, и органов управления, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории соответствующего субъекта РФ).

В процессе государственного контроля обеспечиваются: соблюдение требований водного законодательства РФ, стандартов, нормативов, правил и иных правовых актов, связанных с использованием и охраной водных объектов, в том числе внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации; соблюдение субъектами РФ установленных им лимитов водопотребления и водоотведения; соблюдение установленного законодательством порядка предоставления лицензий на пользование водными объектами и заключения договоров пользования водными объектами, а также выполнения водопользователями условий и требований лицензий и договоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: