Вопрос критериальная оценка методичес-кой пригодности, основывающаяся на использовании критериев оценки качест-ва ППС

Качество ПС - это совокупность его черт и характеристик, которые влияют на его способность удовлетворять заданные потребности пользователей.

Критерии качества програм-мных средств согласно Международ-ному стандарту ISO / IEC 9126:1991

Международный стандарт, ISO / IEC 9126:1991 определяет оценочные характеристики качества програм-много обеспечения (ПО). Российский аналог этого стандарта ГОСТ 28195.

Стандарт ISO 9126 состоит из 4 частей: модель качества; внешние метрики качества; внутренние метри-ки качества; метрики качества в ис-пользовании.

Функциональность - набор атрибу-тов, характеризующий соответствие фун-кциональных возможностей ПО набору требуемой пользователем функциональ-ности.

Критерий содержит следующие подхарактеристики:

- пригодность для применения;

- корректность (правильность и точ-ность);

- способность к взаимодействию (в частности сетевому);

- защищенность.

2. Надёжность - набор атрибутов, от-носящихся к способности ПО сохранять свой уровень качества функционирова-ния в установленных условиях за опре-деленный период времени. Детализи-руется подхарактеристиками:

- уровнем завершенности (отсутствия ошибок);

- устойчивостью к дефектам;

- восстанавливаемостью;

- доступностью;

- готовностью.

3. Практичность (применимость) — набор атрибутов, относящихся к объему работ, требуемых для испол-нения и индивидуальной оценки та-кого исполнения определенным или предполагаемым кругом пользова-телей. Критерий содержит следую-щие подхарактеристики:

- понятность;

- простота использования;

- изучаемость;

- привлекательность.

4. Эффективность — набор атри-бутов, относящихся к соотношению между уровнем качества функциони-рования ПО и объемом используе-мых ресурсов при установленных условиях. Критерий содержит следу-ющие подхарактеристики:

- временная эффективность;

- используемость ресурсов.

5. Сопровождаемость — набор ат-рибутов, относящихся к объему ра-бот, требуемых для проведения кон-кретных изменений (модификаций). Критерий содержит следующие под-характеристики:

- удобство для анализа;

- изменяемость;

- стабильность;

- тестируемость.

6. Мобильность — набор атрибу-тов, относящихся к способности ПО быть перенесенным из одного окру-жения в другое. Критерий содержит следующие подхарактеристики:

- адаптируемость;

- простота установки (инсталля-ции);

- сосуществование;

- замещаемость.

Некоторые из оценочных элемен-тов фактора «Удобство примене-ния»:

- наличие полного перечня доку-ментации, оглавления, предметного указателя, перекрёстных ссылок, всех требуемых разделов, рисунков, чертежей, формул, таблиц;

- соблюдение непрерывности ну-мерации страниц документа, логи-ческий порядок частей внутри гла-вы;

- уровень языка общения пользо-вателя с программой, лёгкость и быстрота загрузки и запуска про-граммы, лёгкость и быстрота завер-шения работы программы;

- соответствие меню требованиям пользователя, возможность прямого перехода вверх и вниз по много-уровневому меню, обеспечение удобства ввода данных, лёгкость восприятия и др.

Критерии качества педагоги-ческих программных средств

Система из 3 критериев качества ППС:

- технический уровень: надеж-ность работы программы, простота управления, ясность инструкций, четкость представления текста и графики;

- дидактический уровень: облада-ет реальной образовательной цен-ностью, существует взаимосвязь между целями, содержанием и мето-дами, способствует приобретению нового учебного опыта;

- степень интерактивности: воз-можность выбора различных уров-ней сложности, вариантов, содержа-ния, скорости работы; возможность обратной связи; анализ ошибок; стимуляция других видов деятель-ности без применения компьютера.

Другая система из 3 критериев качества ППС содержит следующие критерии:

a) предметное содержание:

- научность;

- объем;

- глубина;

- доступность;

- формализованность знаний;

b) педагогический сценарий:

- универсальность;

- мотивационность;

- гибкость управления;

- согласованность;

- развитие;

Система из 4 критериев качества ППС: эффективность компьютерной поддержки, методические свойства, качество экранного дизайна, эконо-мическая обоснованность.

1. Эффективность компьютерной поддержки:

- экономия времени обучающего-ся (за счет использования калькуля-тора, графики и т. п.);

- количество информации для ин-дуктивных умозаключений (за счет большого числа рассмотренных за-дач, генератора примеров и т. п.);

- глубина трактовки вопросов программы;

- предоставление возможностей для создания новых методик препо-давания и модернизации содержания учебных курсов;

- возможность выхода в смежные области знаний.

2. Методические свойства:

- отсутствие грамматических и семантических ошибок;

- простота освоения программы и простота работы с ней;

- адекватность языка и обозначе-ний, используемых в программе, предметной области;

- соответствие стандартным тре-бованиям к интерфейсу;

- открытость, т. е. возможность расширения круга решаемых задач;

- воздействие на методику препо-давания, возможность повысить преподавательское мастерство.

3. Качество экранного дизайна:

- лаконичность, аскетизм, акаде-мический стиль;

- обоснованность цветовых реше-ний (в том числе с точки зрения ме-диков, психологов);

- оптимальность количества ин-формации на экране.

4. Экономическая обоснованность:

- круг предполагаемых пользова-телей (мощность рынка);

- конкурентоспособность;

- открытость для модификаций и дополнений последующими версия-ми и разработками.

Система из 6 критериев качества ППС содержит следующие критерии:

– функциональные;

– педагогические;

– методические;

– психологические;

– технические;

– эстетические.

ВОПРОС Экспериментальная проверка педагогической целесообразности использования ППС, основанная на практической апробации их применения в процессе обученияв течение определенного периода

Экспериментальная проверка пе-дагогической целесообразности ис-пользования ППС – это проверка эффективности применения ППС в образовательном процессе в тече-ние определенного периода.

В процессе применения ППС в учебном процессе обращают внима-ние на его соответствие уровню, задаваемому основными критерия-ми, такими как: методические свойст-ва, предметное содержание, обучаю-щая программа, степень интерактив-ности, качество экранного дизайна.

Программа дорабатывается или перерабатывается в случаях выяв-ления в процессе эксплуатации:

- несоответствия стандартным требованиям к интерфейсу;

- закрытости, т. е. невозможности расширения круга решаемых задач;

- недостаточной информативности;

- недостаточной результативности;

- низкой мотивационности;

- отсутствия ориентировочной ос-новы деятельности;

- низкой степени интерактивности;

- низкого качества экранного ди-зайна;

- обнаружения других существен-ных недостатков, влияющих на ка-чество обучения.

Автономность - свойство, харак-теризующее способность ППС вы-полнять предписанные функции без помощи или поддержки других ком-понент программного обеспечения.

Временная эффективность - ме-ра, характеризующая способность ПС выполнять возложенные на него функции в течение определенного отрезка времени.

Завершенность - свойство, харак-теризующее степень обладания ПС всеми необходимыми частями и чер-тами, требующимися для выполне-ния своих явных и неявных функ-ций.

Защищенность - свойство, харак-теризующее способность ПС проти-востоять преднамеренным или неча-янным деструктивным (разрушаю-щим) действиям пользователя.

Информативность - свойство, ха-рактеризующее наличие в составе ПС информации, необходимой и достаточной для понимания назна-чения ПС, принятых предположений, существующих ограничений, вход-ных данных и результатов работы отдельных компонент, а также теку-щего состояния программ в процессе их функционирования.

Коммуникабельность - свойство, характеризующее степень, в которой ПС облегчает задание или описание входных данных, и способность вы-давать полезные сведения в доста-точно простой форме и с простым для понимания содержанием.

Модифицируемость - мера, хара-ктеризующая ПС с точки зрения простоты внесения необходимых из-менений и доработок на всех этапах и стадиях жизненного цикла ПС.

Модульность - свойство, харак-теризующее ПС с точки зрения ор-ганизации его программ из таких дис-кретных компонент, что изменение одной из них оказывает минималь-ное воздействие на другие компо-ненты.

Независимость от устройств - свойство, характеризующее способ-ность ПС работать на разнообразном аппаратном обеспечении (различных типах, марках, моделях компьюте-ров).

П-документированность - свойст-во, характеризующее наличие, пол-ноту, понятность, доступность и наглядность учебной, инструктивной и справочной документации, необхо-димой для применения ПС.

Понятность - свойство, характе-ризующее степень, в которой ПС позволяет изучающему его лицу понять его назначение, сделанные допущения и ограничения, входные данные и результаты работы его программ, тексты этих программ и состояние их реализации.

Расширяемость - свойство, ха-рактеризующее способность ПС к использованию большего объема памяти для хранения данных или расширению функциональных воз-можностей отдельных компонент.

С-документированность - свой-ство, характеризующее с точки зре-ния наличия документации, отра-жающей требования к ППС и ре-зультаты различных этапов разра-ботки данного ППС, включающие возможности, ограничения и другие черты ПС, а также их обоснование.

Структурированность - свойство, характеризующее программы ПС с точки зрения организации взаимо-связанных их частей в единое целое определенным образом (например, в соответствии с принципами струк-турного программирования).

Точность - мера, характеризую-щая приемлемость величины по-грешности в выдаваемых програм-мами ПС результатах с точки зрения предполагаемого их использования

Устойчивость - свойство, харак-теризующее способность ППС про-должать корректное функциониро-вание, несмотря на задание непра-вильных (ошибочных) входных дан-ных.

Эффективность по ресурсам - мера, характеризующая способность ПС выполнять возложенные на него функции при определенных ограни-чениях на используемые ресурсы (используемую память). Удобочитаемость - свойство, ха-рактеризующее легкость восприятия текста программ ПС (отступы, фраг-ментация, форматированность).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: