Качество ПС - это совокупность его черт и характеристик, которые влияют на его способность удовлетворять заданные потребности пользователей.
Критерии качества програм-мных средств согласно Международ-ному стандарту ISO / IEC 9126:1991
Международный стандарт, ISO / IEC 9126:1991 определяет оценочные характеристики качества програм-много обеспечения (ПО). Российский аналог этого стандарта ГОСТ 28195.
Стандарт ISO 9126 состоит из 4 частей: модель качества; внешние метрики качества; внутренние метри-ки качества; метрики качества в ис-пользовании.
Функциональность - набор атрибу-тов, характеризующий соответствие фун-кциональных возможностей ПО набору требуемой пользователем функциональ-ности.
Критерий содержит следующие подхарактеристики:
- пригодность для применения;
- корректность (правильность и точ-ность);
- способность к взаимодействию (в частности сетевому);
- защищенность.
2. Надёжность - набор атрибутов, от-носящихся к способности ПО сохранять свой уровень качества функционирова-ния в установленных условиях за опре-деленный период времени. Детализи-руется подхарактеристиками:
- уровнем завершенности (отсутствия ошибок);
- устойчивостью к дефектам;
- восстанавливаемостью;
- доступностью;
- готовностью.
3. Практичность (применимость) — набор атрибутов, относящихся к объему работ, требуемых для испол-нения и индивидуальной оценки та-кого исполнения определенным или предполагаемым кругом пользова-телей. Критерий содержит следую-щие подхарактеристики:
- понятность;
- простота использования;
- изучаемость;
- привлекательность.
4. Эффективность — набор атри-бутов, относящихся к соотношению между уровнем качества функциони-рования ПО и объемом используе-мых ресурсов при установленных условиях. Критерий содержит следу-ющие подхарактеристики:
- временная эффективность;
- используемость ресурсов.
5. Сопровождаемость — набор ат-рибутов, относящихся к объему ра-бот, требуемых для проведения кон-кретных изменений (модификаций). Критерий содержит следующие под-характеристики:
- удобство для анализа;
- изменяемость;
- стабильность;
- тестируемость.
6. Мобильность — набор атрибу-тов, относящихся к способности ПО быть перенесенным из одного окру-жения в другое. Критерий содержит следующие подхарактеристики:
- адаптируемость;
- простота установки (инсталля-ции);
- сосуществование;
- замещаемость.
Некоторые из оценочных элемен-тов фактора «Удобство примене-ния»:
- наличие полного перечня доку-ментации, оглавления, предметного указателя, перекрёстных ссылок, всех требуемых разделов, рисунков, чертежей, формул, таблиц;
- соблюдение непрерывности ну-мерации страниц документа, логи-ческий порядок частей внутри гла-вы;
- уровень языка общения пользо-вателя с программой, лёгкость и быстрота загрузки и запуска про-граммы, лёгкость и быстрота завер-шения работы программы;
- соответствие меню требованиям пользователя, возможность прямого перехода вверх и вниз по много-уровневому меню, обеспечение удобства ввода данных, лёгкость восприятия и др.
Критерии качества педагоги-ческих программных средств
Система из 3 критериев качества ППС:
- технический уровень: надеж-ность работы программы, простота управления, ясность инструкций, четкость представления текста и графики;
- дидактический уровень: облада-ет реальной образовательной цен-ностью, существует взаимосвязь между целями, содержанием и мето-дами, способствует приобретению нового учебного опыта;
- степень интерактивности: воз-можность выбора различных уров-ней сложности, вариантов, содержа-ния, скорости работы; возможность обратной связи; анализ ошибок; стимуляция других видов деятель-ности без применения компьютера.
Другая система из 3 критериев качества ППС содержит следующие критерии:
a) предметное содержание:
- научность;
- объем;
- глубина;
- доступность;
- формализованность знаний;
b) педагогический сценарий:
- универсальность;
- мотивационность;
- гибкость управления;
- согласованность;
- развитие;
Система из 4 критериев качества ППС: эффективность компьютерной поддержки, методические свойства, качество экранного дизайна, эконо-мическая обоснованность.
1. Эффективность компьютерной поддержки:
- экономия времени обучающего-ся (за счет использования калькуля-тора, графики и т. п.);
- количество информации для ин-дуктивных умозаключений (за счет большого числа рассмотренных за-дач, генератора примеров и т. п.);
- глубина трактовки вопросов программы;
- предоставление возможностей для создания новых методик препо-давания и модернизации содержания учебных курсов;
- возможность выхода в смежные области знаний.
2. Методические свойства:
- отсутствие грамматических и семантических ошибок;
- простота освоения программы и простота работы с ней;
- адекватность языка и обозначе-ний, используемых в программе, предметной области;
- соответствие стандартным тре-бованиям к интерфейсу;
- открытость, т. е. возможность расширения круга решаемых задач;
- воздействие на методику препо-давания, возможность повысить преподавательское мастерство.
3. Качество экранного дизайна:
- лаконичность, аскетизм, акаде-мический стиль;
- обоснованность цветовых реше-ний (в том числе с точки зрения ме-диков, психологов);
- оптимальность количества ин-формации на экране.
4. Экономическая обоснованность:
- круг предполагаемых пользова-телей (мощность рынка);
- конкурентоспособность;
- открытость для модификаций и дополнений последующими версия-ми и разработками.
Система из 6 критериев качества ППС содержит следующие критерии:
– функциональные;
– педагогические;
– методические;
– психологические;
– технические;
– эстетические.
ВОПРОС Экспериментальная проверка педагогической целесообразности использования ППС, основанная на практической апробации их применения в процессе обученияв течение определенного периода
Экспериментальная проверка пе-дагогической целесообразности ис-пользования ППС – это проверка эффективности применения ППС в образовательном процессе в тече-ние определенного периода.
В процессе применения ППС в учебном процессе обращают внима-ние на его соответствие уровню, задаваемому основными критерия-ми, такими как: методические свойст-ва, предметное содержание, обучаю-щая программа, степень интерактив-ности, качество экранного дизайна.
Программа дорабатывается или перерабатывается в случаях выяв-ления в процессе эксплуатации:
- несоответствия стандартным требованиям к интерфейсу;
- закрытости, т. е. невозможности расширения круга решаемых задач;
- недостаточной информативности;
- недостаточной результативности;
- низкой мотивационности;
- отсутствия ориентировочной ос-новы деятельности;
- низкой степени интерактивности;
- низкого качества экранного ди-зайна;
- обнаружения других существен-ных недостатков, влияющих на ка-чество обучения.
Автономность - свойство, харак-теризующее способность ППС вы-полнять предписанные функции без помощи или поддержки других ком-понент программного обеспечения.
Временная эффективность - ме-ра, характеризующая способность ПС выполнять возложенные на него функции в течение определенного отрезка времени.
Завершенность - свойство, харак-теризующее степень обладания ПС всеми необходимыми частями и чер-тами, требующимися для выполне-ния своих явных и неявных функ-ций.
Защищенность - свойство, харак-теризующее способность ПС проти-востоять преднамеренным или неча-янным деструктивным (разрушаю-щим) действиям пользователя.
Информативность - свойство, ха-рактеризующее наличие в составе ПС информации, необходимой и достаточной для понимания назна-чения ПС, принятых предположений, существующих ограничений, вход-ных данных и результатов работы отдельных компонент, а также теку-щего состояния программ в процессе их функционирования.
Коммуникабельность - свойство, характеризующее степень, в которой ПС облегчает задание или описание входных данных, и способность вы-давать полезные сведения в доста-точно простой форме и с простым для понимания содержанием.
Модифицируемость - мера, хара-ктеризующая ПС с точки зрения простоты внесения необходимых из-менений и доработок на всех этапах и стадиях жизненного цикла ПС.
Модульность - свойство, харак-теризующее ПС с точки зрения ор-ганизации его программ из таких дис-кретных компонент, что изменение одной из них оказывает минималь-ное воздействие на другие компо-ненты.
Независимость от устройств - свойство, характеризующее способ-ность ПС работать на разнообразном аппаратном обеспечении (различных типах, марках, моделях компьюте-ров).
П-документированность - свойст-во, характеризующее наличие, пол-ноту, понятность, доступность и наглядность учебной, инструктивной и справочной документации, необхо-димой для применения ПС.
Понятность - свойство, характе-ризующее степень, в которой ПС позволяет изучающему его лицу понять его назначение, сделанные допущения и ограничения, входные данные и результаты работы его программ, тексты этих программ и состояние их реализации.
Расширяемость - свойство, ха-рактеризующее способность ПС к использованию большего объема памяти для хранения данных или расширению функциональных воз-можностей отдельных компонент.
С-документированность - свой-ство, характеризующее с точки зре-ния наличия документации, отра-жающей требования к ППС и ре-зультаты различных этапов разра-ботки данного ППС, включающие возможности, ограничения и другие черты ПС, а также их обоснование.
Структурированность - свойство, характеризующее программы ПС с точки зрения организации взаимо-связанных их частей в единое целое определенным образом (например, в соответствии с принципами струк-турного программирования).
Точность - мера, характеризую-щая приемлемость величины по-грешности в выдаваемых програм-мами ПС результатах с точки зрения предполагаемого их использования
Устойчивость - свойство, харак-теризующее способность ППС про-должать корректное функциониро-вание, несмотря на задание непра-вильных (ошибочных) входных дан-ных.
Эффективность по ресурсам - мера, характеризующая способность ПС выполнять возложенные на него функции при определенных ограни-чениях на используемые ресурсы (используемую память). Удобочитаемость - свойство, ха-рактеризующее легкость восприятия текста программ ПС (отступы, фраг-ментация, форматированность).