Вопрос уровни проектирования обучающих программ

Система уровней проектиро-вания обучающих программ.

Проектирование обучающих про-грамм является многоуровневым процессом, в котором можно выде-лить следующие уровни: концепту-альный, технологический, операцио-нальный, уровень реализации.

На концептуальном уровне зада-ется модель обучения: обучение описывается как система, состоящая из двух подсистем ‑ деятельности преподавателя и деятельности обучающихся: все компоненты обучения, включая содержание и метод обучения, рассматривается в контексте этих видов деятельности.

На этом уровне описываются психологические механизмы и принципы обучения, которые отражают авторское видение процесса обучения и являются теоретическим фундаментом обучения.

На технологическом уровне про-ект обучающей программы описы-вается в виде способа управления учебной деятельностью (метода обучения) на микроуровне. Описание проекта дается в виде предписаний, однако, они существенно отлича-ются от предписаний, которые со-держатся на концептуальном уровне проекта.

Если на концептуальном уровне предписания содержат указания о психологических принципах обуче-ния, положенных в основу проекта, то здесь предписания переводятся на уровень технологии обучения.

На операциональном уровне процесс обучения описывается как решение дидактической задачи. Здесь указывается, во-первых, какие функции обучающей деятельности возлагаются па компьютер, и, во-вторых, основные способы управле-ния учебной деятельностью.

Уровень реализации включает два подуровня: педагогической и программной реализации.

Первый из них содержит систему обучающих воздействий. Проект обучающей программы на уровне педагогической реализации может быть описан в виде сценария.

Концептуальный уровень про-ектирования ППС.

Началом проектирования ППС яв-ляется установление целей учебной деятельности (учебных целей), кото-рые должны быть достигнуты в ре-зультате обучения.

Выделяют ближайшие и отдален-ные цели.

К первым относится усвоение знаний или способа действия (спо-соба решения типа задач), более отдаленные цели отражают различ-ные аспекты психического развития обучающихся.

На концептуальном уровне учеб-ные цели описываются в общем виде, например, усвоение решения задач определенного типа (ближняя цель), формирование приемов логи-ческого мышления (отдаленная цель).

При разработке структуры необ-ходимо опираться на следующие принципы: модульность, нагляд-ность, ветвление.

Модульное строение ППС позво-ляет оперативно обновлять учебную информацию и поэтапно внедрять ППС в учебный процесс, причём внесение изменений в учебный материал и совершенствование ППС происходит без значительных затрат времени и ресурсов.

Технологический уровень проектирования ППС

На технологическом уровне учеб-ные цели должны описываться на уровне способа действия с указа-нием всех операций (действий), кото-рые должны быть сформированы у учащихся, и уровня их сформиро-ванности.

Операциональный уровень проектирования ППС

На операциональном уровне про-цесс обучения описывается как решение дидактической задачи. Здесь указывается, во-первых, какие функции обучающей деятельности возлагаются па компьютер, и, во-вторых, основные способы (пути) управления учебной деятельностью


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: