Система уровней проектиро-вания обучающих программ.
Проектирование обучающих про-грамм является многоуровневым процессом, в котором можно выде-лить следующие уровни: концепту-альный, технологический, операцио-нальный, уровень реализации.
На концептуальном уровне зада-ется модель обучения: обучение описывается как система, состоящая из двух подсистем ‑ деятельности преподавателя и деятельности обучающихся: все компоненты обучения, включая содержание и метод обучения, рассматривается в контексте этих видов деятельности.
На этом уровне описываются психологические механизмы и принципы обучения, которые отражают авторское видение процесса обучения и являются теоретическим фундаментом обучения.
На технологическом уровне про-ект обучающей программы описы-вается в виде способа управления учебной деятельностью (метода обучения) на микроуровне. Описание проекта дается в виде предписаний, однако, они существенно отлича-ются от предписаний, которые со-держатся на концептуальном уровне проекта.
|
|
Если на концептуальном уровне предписания содержат указания о психологических принципах обуче-ния, положенных в основу проекта, то здесь предписания переводятся на уровень технологии обучения.
На операциональном уровне процесс обучения описывается как решение дидактической задачи. Здесь указывается, во-первых, какие функции обучающей деятельности возлагаются па компьютер, и, во-вторых, основные способы управле-ния учебной деятельностью.
Уровень реализации включает два подуровня: педагогической и программной реализации.
Первый из них содержит систему обучающих воздействий. Проект обучающей программы на уровне педагогической реализации может быть описан в виде сценария.
Концептуальный уровень про-ектирования ППС.
Началом проектирования ППС яв-ляется установление целей учебной деятельности (учебных целей), кото-рые должны быть достигнуты в ре-зультате обучения.
Выделяют ближайшие и отдален-ные цели.
К первым относится усвоение знаний или способа действия (спо-соба решения типа задач), более отдаленные цели отражают различ-ные аспекты психического развития обучающихся.
На концептуальном уровне учеб-ные цели описываются в общем виде, например, усвоение решения задач определенного типа (ближняя цель), формирование приемов логи-ческого мышления (отдаленная цель).
При разработке структуры необ-ходимо опираться на следующие принципы: модульность, нагляд-ность, ветвление.
Модульное строение ППС позво-ляет оперативно обновлять учебную информацию и поэтапно внедрять ППС в учебный процесс, причём внесение изменений в учебный материал и совершенствование ППС происходит без значительных затрат времени и ресурсов.
|
|
Технологический уровень проектирования ППС
На технологическом уровне учеб-ные цели должны описываться на уровне способа действия с указа-нием всех операций (действий), кото-рые должны быть сформированы у учащихся, и уровня их сформиро-ванности.
Операциональный уровень проектирования ППС
На операциональном уровне про-цесс обучения описывается как решение дидактической задачи. Здесь указывается, во-первых, какие функции обучающей деятельности возлагаются па компьютер, и, во-вторых, основные способы (пути) управления учебной деятельностью