Вопрос теоретическое обоснование проектирования ППС

Проектирование ППС должно опи-раться на теоретический фундамент, т. к. без надежной теоретической ба-зы создать эффективное ППС вряд ли возможно.

Проектирование обучающих про-грамм должно базироваться на пси-хологической теории, причем, прежде всего, необходимо проектировать процесс обучения, а не его машин-ную программную реализацию.

Технологию обучения не должны диктовать существующие техничес-кие средства. Основными в ее создании должны быть теоретичес-кие представления о процессе обучение. Такой подход на практике реализовать сложно, но именно он позволяет построить эффективный учебный процесс.

Проектирование и создание ППС требует от разработчиков самых раз-нообразных знаний и умений. Преж-де всего, требуется хорошее знание учебной дисциплины, для которой создается ППС.

Необходим также опыт препода-вания данного предмета, так как без этого невозможно правильно органи-зовать контроль усвоения знаний, а значит нельзя верно построить управление учебной деятельностью. Очень желательно, чтобы создава-емые ППС опирались на научно обоснованную методику обучения.

Вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы уже первый проект ППС полностью удовлетворял всем намеченным требованиям.

Проектирование ‑ непрерывный процесс, в котором каждый последующий проект должен быть лучше предыдущего.

Поэтому не стремитесь сразу же построить совершенную обучающую систему, однако при этом, во-пер-вых, четко фиксируйте основные недостатки предлагаемого проекта и, во-вторых, попытайтесь наметить пути устранения этих недостатков.

2.2. Психолого-педагогические требования к педагогическим про-граммным средствам

При проектировании ППС необхо-димо учитывать следующие психо-лого-педагогические требования:

- построение учебной деятель-ности обучающихся с учетом основ-ных принципов педагогической пси-хологии и дидактики;

- обеспечение доступности обуче-ния для обучающихся с различным уровнем подготовки;

- обеспечение возможности адап-тации программ к индивидуальным особенностям обучающегося, его способности воспринять предложен-ный учебный материал;

- создание условий, позволяющих обучающемуся принимать решение о стратегии обучения, характере помо-щи и т. п.;

- стимулирование познавательной активности обучающихся;

- информирование обучающегося о цели обучения, о достигнутых результатах учебной деятельности, об основных недочетах, характере повторяющихся ошибок;

- обеспечение наглядности обуче-ния;

- обеспечение простоты пользо-вания программой;

- наличие эффективного интер-фейса.

ППС должно строиться на основе деятельностного подхода, т. е. в обу-чающей программе должна просле-живаться модель деятельности обу-чающегося.

Необходимо стимулировать вы-сокую мотивацию обучающихся к учению, причем мотивы их деятель-ности должны быть адекватны со-держанию учебного материала (учеб-ные мотивы, интересы обучающихся);

При проектировании ППС необхо-димо учитывать особенности таких психических процессов, как воспри-ятие, внимание, воображение, па-мять, мышление.

В соответствии с дидактическим принципом наглядности обучения, в ППС должны быть реализованы воз-можности компьютерной визуализа-ции учебной информации, в том чис-ле имитационного моделирования.

В ППС должны быть реализованы интерактивный диалог и обратная связь. Обратная связь используется для контроля и самоконтроля с целью оценки результатов учебной деятельности. Должна быть реали-зована возможность обучающимся инициировать диалог.

Средства тестирования и конт-роля знаний и умений должны давать объективную информацию об уровне усвоения учащимися изучаемого учебного материала. Процедуры тестирования должны активизировать познавательную де-ятельность обучающихся.

В ППС также должна быть обес-печена возможность автоматизации выполнения рутинных операций за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ, а также реализована возможность доступа к сетевым информаци-онным ресурсам по изучаемой об-ласти знаний.

2.3. Дидактические требования к ППС

Дидактическим требованием к ППС является выполнение следующих дидактических принципов:

- научности;

- доступности;

- адаптивности (индивидуализа-ции и дифференциации процесса обучения);

- систематичности и последова-тельности обучения;

- связи обучения с практикой;

- сознательности;

- самостоятельности и активиза-ции деятельности.

2.4. Функциональные требования к ППС

ППС должны предусматривать выполнение следующих функций:

- представление текста со скрол-лингом не более 3 экранов монитора;

- контекстный поиск фрагментов текста;

- наличие гиперссылок в виде всплывающего окна;

- наличие списка ключевых слов с определением данного термина;

- наличие ссылок на элементы статической графики с представ-лением этих элементов (при срав-нительно небольшом размере ри-сунка);

- наличие ссылок на сокращения и условные обозначения в тексте;

- наличие ссылок на литературу;

- наличие замечания при невер-ном или неполном ответе на конт-рольный вопрос при самопроверке усвоения учебного материала с при-ведением текста полного ответа;

- возможность быстрой распечат-ки учебного материала.

2.5. Технические требования к ППС

Основными техническими требо-ваниями к ППС являются:

- функционирование в локальном (на компакт-дисках и других внешних носителях информации) и в сетевом режиме;

- надежность работы;

- гетерогенность (устойчивая ра-бота на различных аппаратно – про-граммных платформах);

- наличие защиты от несанкцио-нированных действий пользовате-лей;

- тестируемость;

- простота, надежность и полнота инсталляции и деинсталляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: