Сущность понятия «педагоги-ческий сценарий»
Уровень реализации обучающей программы включает два уровня: пе-дагогической и программной реали-зации.
Проект обучающей программы на уровне педагогической реализации может быть описан в виде сценария.
На уровне программной реали-зации сценарий переводится в программу для компьютера. При этом обычно используются языки программирования либо авторские системы. Проблемы программной реализации мы рассмотрим на следующем занятии, а сейчас оста-новимся на понятии «педагогический сценарий».
Педагогический сценарий ‑ доку-мент, в котором отображается учеб-ное содержание и задается модель управления познавательной дея-тельностью обучающихся (алгоритм).
Сценарий включает два блока: содержательный и функциональный.
Содержательный блок програм-много средства для обучения дол-жен включать: учебную цель, описа-ние сюжета, текст, графику, анима-цию, аудио- и видеоматериалы, тесты для контроля и т. д.
На уровне педагогической реали-зации учебные цели должны описы-ваться операционально, так, чтобы можно было точно определить, дос-тигнуты ли они. Описание учебных целей должно иметь четкие крите-рии, позволяющие различным спе-циалистам одинаково описывать результаты деятельности обучаю-щихся.
|
|
1.2. Требования, предъявляемые к педагогическому сценарию
Педагогический сценарий явля-ется результатом творческой работы коллектива педагогов, методистов, художников-дизайнеров, программи-стов, хотя не исключается возмож-ность разработки сценария одним человеком.
Окончательный вариант сценария создается, как правило, после про-работки всех деталей с программи-стом, ответственным за подготовку рабочего проекта, с другой стороны педагогический сценарий является основой для последующей работы различных специалистов над содер-жанием материалов ППС, поэтому сценарий должен удовлетворять следующим требованиям:
- быть понятным всем членам коллектива разработчиков, а также рецензентам;
- обеспечивать достаточно точное описание каждого шага обучающей системы в каждый момент обучения;
- предусматривать способы реа-гирования системы на самые нео-жиданные ответы учащихся (даже бессмысленные);
- предусматривать определенные действия обучающей системы в любой ситуации и ни при каких обстоятельствах не позволять ей «выключаться»;
- все обучающие воздействия должны строиться с учетом основ-ных психолого-педагогических тре-бований, предъявляемых к обучаю-щим системам.
Графическое представление педагогического сценария
Педагогический сценарий курса дает представление о содержании и структуре учебного материала, о пе-дагогических и информационных те-хнологиях, используемых для орга-низации учебного диалога, о методи-ческих принципах и приемах, на ко-торых построен как учебный матери-ал, так и система его сопровождения.
|
|
2. 1.4. Разработка сценария
При разработке сценария важное значение имеет величина фрагмента (урок, занятие, тема, раздел, учеб-ный курс), поскольку способы разра-ботки сценария урока и курса обуче-ния по учебному предмету весьма различны.
Обучающая программа учебного курса не является механическим объединением ряда сценариев от-дельных занятий. Это обусловлено тем, что при разработке учебного курса появляются новые проблемы индивидуализации обучения, пос-троения рефлексивного управления. Иначе должна решаться и проблема управления решением учебных задач.
Процесс создания сценария ППС может происходить по восходящей линии, т. е. сначала пишутся его составные части ‑ блоки, которые затем объединяются в сценарий фрагмента в соответствии с выбранной моделью учебной деятельности.