Неотдифференцированные (религиозно-общинные) системы

Особенностью религиозно-общинной правовой системы является то, что в ней юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они характеризуются связанностью с религиозными и обычно-общинными нормами. Примерами такого типа системы являются мусульманская, индусская и др. Рассмотрим особенности данного типа на примере мусульманской правовой семьи.

Данная система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое новое право под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Мусульманское право - это единая исламская система социально-культурного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.

Мусульманское право отличается глубокой оригинальностью по своей природе по сравнению с другими правовыми системами. Ввиду того, что оно сформировалось в глубокой древности, ему присущи как архаизм ряда институтов, казуистичность, так и отсутствие четко выраженного системного строения. Мусульманское право, основанное на Коране, представляет собой систему, совершенно независимую от других правовых систем, не имеющих того же источника.

Существует четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран, священная книга ислама; Сунна, состоящая из различных традиций, связанных с посланцем Бога; иджма, единое соглашение мусульманского общества; кияс или суждение по аналогии. Теория источников в то же время по-разному понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в нее свои оригинальные элементы обычаев и культуры. Несмотря на наличие многих школ, различия касаются лишь деталей, а не общих принципов. Коран представляет собой основу мусульманского права. Он содержит высказывания Аллаха последнему из его посланцев и пророков Магомету. Его значение как источника права является первостепенным. В то же время Коран содержит сравнительно мало положений юридического характера и не может служить для удовлетворительной регламентации всего многообразия общественных отношений мусульманского мира. Правовые строфы Корана касаются различных вопросов: личный статус, мусульманская аналогия гражданского права, конституционные строфы, международное право, уголовное право, судебная процедура, экономика и финансы.

Сунна в свою очередь повествует о бытии и поведении пророка, которое должно служить примером для верующих. Соответствующая редакция представляет собой сборник традиций (адатов), касающихся действий и высказываний Магомета. Она была предположительно создана в XI в. н.э. Докторами Эль-Бокхари и Мослемом. Сунна - это вторичный источник мусульманского права, который способствовал восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Иджма признается в качестве третьего источника мусульманского права. Иджма используется для углубления и развития легального толкования божественных источников. Она выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Источником мусульманского права также признается суждение по аналогии (кияс). При толковании какого-либо закона мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение, представляющее собой «сочетание откровения с разумом человека». По существу, кияс состоит в применении установленных первыми тремя источниками предписаний к не предусмотренным в них случаям. В то же время аналогия носит ограниченный характер. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Нельзя надеяться приспособить при помощи этого метода всю систему мусульманского права к современности.

Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются. Доктрина мусульманского права, складывавшаяся веками, очень трудно поддается изменениям. Характерной чертой данной семьи является ее неподвижность. Попытки нововведений встречаются подозрительно, любые оригинальные толкования запрещены.

Несмотря на все сложности, мусульманское право представляет собой одну из крупнейших систем и регулирует общественные отношения с участием более 800 миллионов мусульман в различных государствах. Многие страны мира заявляют в законодательстве о своей верности принципам ислама. Подобные положения включены в законы Марокко, Туниса, Алжира, Ирана, Пакистана и других стран.

Следует отметить, что ни одно из государств, независимо от степени преобладания там мусульманского права, не руководствуется исключительно им. Несмотря на бесспорность его авторитета, оно повсюду дополняется законодательством и обычаями, что позволяет сделать заключение, что мусульманское право не является единственным источником права страны. В этих странах гражданское общество никогда не смешивалось с религиозным, вследствие чего существовали обычаи и законы, опиравшиеся на мусульманское право и иногда ему противоречившие. Мусульманское право особое внимание уделяет семейному праву, регулирует ритуальное и религиозное поведение. В отличие от указанных отраслей права, конституционное, уголовное и фискальное право сильно подвержены новым веяниям и поэтому постепенно отходят от ортодоксального мусульманства.

Модернизация мусульманского права не означает утраты им своих оригинальных черт, а представляет собой синтез западного начала, выраженного в категориях и понятиях, и традиционного, задействованного в методах рассуждения и подхода, по-новому применяющих европейские нормы.

51. Понятие и признаки государства.

ермин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как страна, общество, народ, расположенное на определенной территории, и представляемое органом высшей власти. В этом значении, например, говорят о французском государстве, немецком, японском, российском государстве. В древности, примерно до XVI – XVII веков, государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества, которое оно представляет и организует. Одним из первых широкое и узкое понимание термина «государство» разграничил Макиавелли. До него для обозначения государства использовали самые разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика и так далее. Макиавелли ввел в научный оборот специальный термин «стато» для обозначения государства независимо от его конкретных форм как особой политической организации общества.

В узком собственном значении термин «государство» представляет собой организацию, обладающую верховной властью на определенной территории. Пожалуй, нет более спорного вопроса в политической, юридической науки, чем вопрос о государстве, его природе, его роли в общественной жизни.

В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства. Существует множество определений понятия «государство» и такое многообразие взглядов объясняется в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное и исторически меняющееся явление. Множественность определений понятия государства не может быть оспорена. В разных определениях отражаются различные стороны государства как сложного явления.

Всем государствам истории и современности присущи общие признаки, которые отличают государство от других политических организаций общества, например, политических партий, политических клубов, ассоциаций и так далее:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: