Активы, способные служить обеспечением заимствуемых средств | Возможная величина заимствований под различные типы обеспечения (в % от балансовой величины соответствующего типа обеспечения) |
Наличные денежные средства и высоколиквидные ценные бумаги | |
Дебиторская задолженность (со сроком погашения не более 90 дней) | 75-85 |
Запасы (оцененные по текущей рыночной, а не по балансовой стоимости) | 20-30 |
Фиксированные активы (основные средства), оцененные по текущей рыночной, а не по балансовой стоимости |
4) Оценка «весомости» руководящей команды компании-заявителя.
5) Выявление особенности проекта.
6) Общий анализ бизнес-плана.
Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. При необходимости выполняются узкопрофильные экспертизы: маркетинговая, технологическая, патентная и экономическая.
Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.
|
|
Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Очень важно внимательно спланировать эту критическую фазу делового планирования, так как отклонения от первоначальных проектных данных могут легко подвергнуть опасности весь бизнес-план. Реализовать бизнес-план – значит выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.
Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:
• определение типа рабочих задач в фирме и вне ее, которые необходимы для реализации бизнес-плана;
• определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
• подготовка графика реализации, определяющего положение рабочих задач конкретно во времени и учитывающего соответствующее время для завершения каждой индивидуальной задачи;
• определение ресурсов, необходимых для завершения индивидуальных задач, и выявление соответствующих издержек;
• подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование на всем протяжении фаз реализации и эксплуатации бизнес-плана;
• документирование всех данных реализации, позволяющее корректировать планы и бюджет реализации, равно как и прогнозы, сделанные во время составления бизнес-плана.
Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:
|
|
• финансовое планирование;
• организационное оформление;
• приобретение и передачу технологии;
• подготовку заявочных документов;
• представление предложений;
• переговоры и заключение контрактов;
• приобретение земли;
• строительные работы;
• установку оборудования;
• закупку материалов и сырья;
• предпроизводственный маркетинг;
• обучение и назначение на должности;
• запуск и начало производства;
• поддержание и развитие производства.
Главные стадии реализации бизнес-плана не всегда поддаются шаговому анализу, когда одна стадия неизменно следует за другой. Неизбежно большое количество пересечений и одновременного планирования различной деятельности.
Даже самый лучший бизнес-план может устареть, если изменяются условия. Внешние факторы — экономическая ситуация, новые требования потребителей, появление новых технологий, изменение политики, а также события внутренней жизни предприятия, в частности изменения в руководящем составе, — могут вызвать необходимость пересмотра бизнес-плана. Необходимо уметь улавливать новые тенденции во внутренней жизни фирмы, в отрасли, в рыночной конъюнктуре и вносить соответствующие корректировки в бизнес-план. Корректировка плана дает возможность, не изменяя целей, менять пути их достижения и, следовательно, повышать шансы предприятия на успех.
Выполнение отдельных работ, относящихся к различным стадиям бизнес-планирования, во времени носит параллельно-последовательный характер.
Завершается реализация бизнес-плана оценкой и анализом соответствия поставленных и достигнутых в процессе бизнес-планирования целей.
Стадия разработки бизнес-плана осуществляется с некоторым отрицательным временным лагом по отношению к подготовительной стадии. Работы по подготовке бизнес-плана могут проводиться параллельно с завершающими стадиями разработки бизнес-проекта. Стадия продвижения бизнес-плана начинается практически с самого начала работы над бизнес-проектом. Уже после утверждения бизнес-идеи могут проводиться предварительные переговоры и консультации с будущими партнерами и инвесторами. Стадия реализации бизнес-плана, как правило, начинается сразу после завершения всех процессов продвижения бизнес-плана или с некоторым положительным временным лагом.
1.5. Структура бизнес-плана
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения); по предприятию в целом (новому или действующему). К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации, можно также отнести:
специфику вида предпринимательской деятельности;
размеры предприятия;
цель составления бизнес-плана;
общую стратегию предприятия;
перспективы роста создаваемого предприятия;
размер предполагаемого рынка сбыта;
наличие конкурентов.
Например, предполагается создать предприятие по производству ПЭВМ. В этом случае бизнес-план должен быть подробным, т.к. это диктуется мощностью самого продукта и рынка сбыта ПЭВМ. Если речь идет о розничной продаже видеокассет, то бизнес-план может быть простым. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему.
Типовая структура бизнес-плана содержит следующие разделы:
1. Выводы, конфиденциальность, аннотация, резюме
|
|
2. Описание предприятия, отрасли, продукции
3. Анализ рынка
4. Анализ конкуренции
5. План маркетинга
6. Производственный план
7. Организационный план
8. Юридический план
9. Оценка риска и разработка мероприятий по его снижению
10.Финансовый план
11.Стратегия финансирования
12. Внешнеэкономическая деятельность
1.6. Последовательность составления бизнес-плана
1. Принятие решения о создании нового предприятия или внедрения мероприятий совершенствования действующего;
2. Анализ собственных возможностей;
3. Выбор изделия или услуги, производство которого является целью задуманного проекта;
4. Исследование возможного рынка сбыта;
5. Составление прогноза объектов сбыта;
6. Выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;
7. Разработка плана производства;
8. Разработка плана маркетинга;
9. Разработка организационного плана;
10. Разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;
11. Решение вопросов организации бухгалтерского учета;
12. Решение вопросов страхования;
13. Разработка финансового плана;
14. Написание резюме к бизнес-плану.
Таким образом, бизнес-план предстает как определенная модель деятельности предприятия, которая использует все наработки традиционного планирования применительно категория рыночной экономики: бизнесу, конкурентной борьбе; деятельности маркетинговых служб; коммерческому риску; стратегии финансирования; достижение безубыточности и необходимого уровня рентабельности; качественному обслуживанию потребителя.
Начинается бизнес-план с титульного листа, оформление которого должно отвечать определенным требованиям.
Титульный лист бизнес-плана не должен содержать излишних подробностей, он должен был лаконичным и привлекательным.
На титульном листе целесообразно указывать данные адресата, которому направляется.
Очень важно дать проекту краткое название, которое затем может появиться на наружной вывеске организации, в рекламных материалах, на упаковке и т.д., будет жить вместе с бизнесом Хорошее название должно соответствовать Вашему роду занятий, указывать на Вас, Ваш бизнес или место расположение, вызывать положительные эмоции как на титульном листе бизнес-плана, так и возможно, в последствии везде, где он может попасться на глаза тому, кто способен повлиять на судьбу вашего начинания.
|
|
ГЛАВА 2. Методика разработки бизнес-плана
2.1. Конфиденциальность и аннотация бизнес-плана
Меморандум о конфиденциальности составляется в целях предупреждения лиц, ознакамливающихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации.
В меморандуме может содержаться напоминание о том, что знакомящийся с бизнес-планом берет на себя ответственность и гарантирует нераспространение содержащейся в нем информации без предварительного согласия автора. Может быть указано о запрете копирования всего бизнес-плана или отдельных его частей для каких-либо целей или о запрете передачи третьим лицам.
Также в нем может содержаться требование о возврате автору бизнес-плана, если он не вызывает интереса инвестировать средства в его реализацию.
В аннотации дается краткое описание цели и основных положений бизнес-плана (0,5-2 страницы). Аннотация предназначена для высшего руководства, письменных обращений, рекламных объявлений.