Социальная коммуникация как составная часть СКД

Для того, чтобы говорить о социальной коммуникации, чтобы раскрыть сущность этого понятия необходимо определить его род, структуру и назначение. Род - коммуникация. Коммуникация - это опосредованное и целесообразное воздействие двух или более субъектов. Отличительной особенностью СК заключается в том, что объектом воздействия между коммуникантом и реципиентом является осмысленное сообщение, а совершается это взаимодействие не в психическом пространстве, а в социальной среде, то есть в соц. времени и пространстве. Т.О.

СК – движение смыслов в социальном пространстве (коммуникационная деятельность) и времени (коммуникационная память).

Социальное пространство – это система социальных отношений между людьми. Отношения между людьми разнообразны (служебные, деловые, родственные, соседские, дружеские и т.д.) Социальное пространство многомерно. Сколько отношений, столько и координат в пространстве. Для коммуниканта важно, чтобы смысл его сообщения дошел бы до людей, которые связаны с ним отношением. Социальное пространство – это абстракция, но люди его интуитивно ощущают.

Социальное время – интуитивно ощущаемое движение времени, которое зависит от интенсивности изменений, происходящих в обществе. Если изменений нет, то социальное время находится в застое, если много изменений, то время движется быстро и смыслы устаревают быстро. В СК важно, чтобы актуальные смыслы сохранялись и доходили до реципиентов, которым они нужны.

Проблема смыслов – 3 мантии (мотива), заставляющие входить в коммуникацию с реципиентом:

1.Познавательный – коммуникант хочет рассказать что-то, а реципиент согласен. Движется в социальном хронотопе знания и умения.

2.Побуждение – коммуникант желает стимулировать реципиента выполнить какие-то действия, а реципиент признает полномочия коммуниканта. В этом случае передается стимул или волевое побуждение.

3.Аффективная ситуация – коммуникант переживает эмоцию и желает поделиться с реципиентом, а реципиент согласен сочувствовать коммуниканту, передача эмоций.

В пределах социальной коммуникации принимаем определение (дефиницию) смысл – это знание, умение, волевое воздействие, эмоции

СК – это движение знаний, умений, волевых воздействий, эмоций.

В категории знания относим ценностные ориентации, идеалы, убеждения, предметы, веры, так как человек знает о существовании этих предметов в своем сознании.

Идеальные предметы являются гибридными, то есть представляют собой синтез знаний, эмоций, ценностной ориентации и волевых воздействий.

В категорию умения относят нормы, методы, принципы, привычки, стереотипы, так как они управляют деятельностью людей.

Проблема понимания – под пониманием разумеется раскрытие смысла ситуации или раскрытие назначения машины ил постижение причинно-следственной связи. Познание является предметом изучения гносеологии. Коммуникационное понимание – это постижение смысла сообщения. Герменевтика (от греч. почтальон) - наука о понимании текстов. В 19 в. герменевтика переключилась с текстов на социологию, превратилась в методологическую науку философии. Всякое сообщение имеет 3 уровня:

1.Глубинный смысл – это тот замысел, который имел коммуникант.

2.Поверхностный смысл – это значения знаков выбранных коммуникантом для оформления сообщения: слова, рисунки. Сумма значения знаков служит для передачи сообщения.

3.Выражения – план выражения – звуки, буквы, изображения, которые воспринимаются органами чувств. Коммуникационное понимание зависит от уровня достигнутого реципиентом и делится на 3 вида:

А.Коммуникационное познание – когда реципиент смог постичь глубинный смысл. Условие – познание поверхностного смысла и воспринять форму. Реципиент обогащает свое сознание (знание, эмоции, желание, которые сообщают коммуниканту).

Б.Коммуникационное восприятие ограничено поверхностным смыслом и восприятием форм. Глубинный смысл не постигается (басня).

В.Псевдокоммуникация – это когда реципиент воспринимает только форму сообщения и механически может повторить слова, которые соответствуют сообщению.

Критерии коммуникационного понимания

1.Прагматический (полезный) – если реципиент исполняет совет, просьбу, приказания коммуниканта, значит он правильно понимает глубинный смысл.

2.Смысловой – если реципиент способен задавать разумные вопросы по содержанию сообщения, аргументировано возражать, вести диалог, дополнять содержание сообщения, то состоялось понимание глубинного смысла коммуниканта.

3.Гуманистический –понимание не ограничивается знанием, но и распространяется на эмоции и волевые стимулы. Правильно понять худ. произведение – не только освоить сюжет, но и сопереживать.

Одни и те же тексты люди понимают по-разному. У книг столько содержания, сколько читателей, глубинное содержание полностью недостижимо.

Проблема понимания не решена наукой, не разработаны методы правильного понимания, поэтому можно рассчитывать только на свою интуицию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: