Социальная коммуникация как составная часть СКД

Для того, чтобы говорить о социальной коммуникации, чтобы раскрыть сущность этого понятия необходимо определить его род, структуру и назначение. Род - коммуникация. Коммуникация - это опосредованное и целесообразное воздействие двух или более субъектов. Отличительной особенностью СК заключается в том, что объектом воздействия между коммуникантом и реципиентом является осмысленное сообщение, а совершается это взаимодействие не в психическом пространстве, а в социальной среде, то есть в соц. времени и пространстве. Т.О.

СК – движение смыслов в социальном пространстве (коммуникационная деятельность) и времени (коммуникационная память).

Социальное пространство – это система социальных отношений между людьми. Отношения между людьми разнообразны (служебные, деловые, родственные, соседские, дружеские и т.д.) Социальное пространство многомерно. Сколько отношений, столько и координат в пространстве. Для коммуниканта важно, чтобы смысл его сообщения дошел бы до людей, которые связаны с ним отношением. Социальное пространство – это абстракция, но люди его интуитивно ощущают.

Социальное время – интуитивно ощущаемое движение времени, которое зависит от интенсивности изменений, происходящих в обществе. Если изменений нет, то социальное время находится в застое, если много изменений, то время движется быстро и смыслы устаревают быстро. В СК важно, чтобы актуальные смыслы сохранялись и доходили до реципиентов, которым они нужны.

Проблема смыслов – 3 мантии (мотива), заставляющие входить в коммуникацию с реципиентом:

1.Познавательный – коммуникант хочет рассказать что-то, а реципиент согласен. Движется в социальном хронотопе знания и умения.

2.Побуждение – коммуникант желает стимулировать реципиента выполнить какие-то действия, а реципиент признает полномочия коммуниканта. В этом случае передается стимул или волевое побуждение.

3.Аффективная ситуация – коммуникант переживает эмоцию и желает поделиться с реципиентом, а реципиент согласен сочувствовать коммуниканту, передача эмоций.

В пределах социальной коммуникации принимаем определение (дефиницию) смысл – это знание, умение, волевое воздействие, эмоции

СК – это движение знаний, умений, волевых воздействий, эмоций.

В категории знания относим ценностные ориентации, идеалы, убеждения, предметы, веры, так как человек знает о существовании этих предметов в своем сознании.

Идеальные предметы являются гибридными, то есть представляют собой синтез знаний, эмоций, ценностной ориентации и волевых воздействий.

В категорию умения относят нормы, методы, принципы, привычки, стереотипы, так как они управляют деятельностью людей.

Проблема понимания – под пониманием разумеется раскрытие смысла ситуации или раскрытие назначения машины ил постижение причинно-следственной связи. Познание является предметом изучения гносеологии. Коммуникационное понимание – это постижение смысла сообщения. Герменевтика (от греч. почтальон) - наука о понимании текстов. В 19 в. герменевтика переключилась с текстов на социологию, превратилась в методологическую науку философии. Всякое сообщение имеет 3 уровня:

1.Глубинный смысл – это тот замысел, который имел коммуникант.

2.Поверхностный смысл – это значения знаков выбранных коммуникантом для оформления сообщения: слова, рисунки. Сумма значения знаков служит для передачи сообщения.

3.Выражения – план выражения – звуки, буквы, изображения, которые воспринимаются органами чувств. Коммуникационное понимание зависит от уровня достигнутого реципиентом и делится на 3 вида:

А.Коммуникационное познание – когда реципиент смог постичь глубинный смысл. Условие – познание поверхностного смысла и воспринять форму. Реципиент обогащает свое сознание (знание, эмоции, желание, которые сообщают коммуниканту).

Б.Коммуникационное восприятие ограничено поверхностным смыслом и восприятием форм. Глубинный смысл не постигается (басня).

В.Псевдокоммуникация – это когда реципиент воспринимает только форму сообщения и механически может повторить слова, которые соответствуют сообщению.

Критерии коммуникационного понимания

1.Прагматический (полезный) – если реципиент исполняет совет, просьбу, приказания коммуниканта, значит он правильно понимает глубинный смысл.

2.Смысловой – если реципиент способен задавать разумные вопросы по содержанию сообщения, аргументировано возражать, вести диалог, дополнять содержание сообщения, то состоялось понимание глубинного смысла коммуниканта.

3.Гуманистический –понимание не ограничивается знанием, но и распространяется на эмоции и волевые стимулы. Правильно понять худ. произведение – не только освоить сюжет, но и сопереживать.

Одни и те же тексты люди понимают по-разному. У книг столько содержания, сколько читателей, глубинное содержание полностью недостижимо.

Проблема понимания не решена наукой, не разработаны методы правильного понимания, поэтому можно рассчитывать только на свою интуицию.





Подборка статей по вашей теме: