СКС включает в свою структуру творческие, коммуникативные, обслуживающие подситсемы.
СКИ – это содержание, дополнение подсистем.
СКИ – это разновидность социальных институтов, СКИ – предмет социологии и в социологии СКИ понимается двояко:
1.Нормативные СКИ – это совокупность исторически сложившейся в неформальных социально-нормативных обычаях, нравах, которые концентрируются вокруг какой-либо главной социально важной цели, ценности или потребности (институт семьи, естественный язык, фольклор, искусство, литература).
2.Учрежденческое СКИ – социальный институт предстает, как формально организованная совокупность учреждений и профессиональных групп, обладающие самовоспроизводством и определенным общественным назначением. Учрежденческие СКИ выросли из нормативных институтов.
СКИ – это те формальные или неформальные институты, которые обеспечивают осуществление профессиональной или непрофессиональной культурной деятельности.
Определение СКИ затрудняется тем, что все СКИ имеют отношение к культуре. СКИ будем считать те социальные институты, которые создают, сохраняют, усваивают духовные, культурные ценности.
|
|
Критерии распознования СКИ вытекают из дефиниции СКИ – социальные институты, обеспечивающие осуществление культурной деятельности. Первый критерий распознования СКИ – по субъекту СКД, по составу работников:
1.Социально-культурные работники, которые занимаются хранением и распространением духовно-культурных ценностей
2.Творческие работники, которые создают духовные ценности
Кроме того, среди субъектов были представлены анонимные творцы народных культурных ценностей, нравственности. В результате обнаруживаются 3 группы СКИ, которые пересекаются
Соотношение классов СКИ:
В, А и Б – работают профессионалы
А и В – не профессионалы.
А и Б являются формальными, так как регулируются государством, имеют материально-техническую базу и законодательно-нормативную базу.
А – духовно-производственные формальные институты
А1 – социально-политические институты. Политика вместе с политическими органами
А2 – научно-технические институты. Включают Академию наук, лаборатории – все организационные структуры
А1 и А2 это источники духовных ценностей (смыслов)
АБ – это СКИ, сочетающие духовно – производственную и коммуникационную деятельность
АБ1 – церковь, она обеспечивает творческое раскрытие и обоснование религиозных догм и распространение.
АБ2 – журналистика – она включает прессу, радио, телевидение. Они и творческие и коммерческие.
АБ3 – службы специальной организации – реклама, связи с общественностью, техническая информация.
|
|
АБВ – институты, сочетающие духовные производства и формальные и неформальные коммуникации (инстиутут народного образования в целом).
АБВ1 – базовое образование (дошкольные учреждения, средняя школа, средняя специализированная школа им Высшая школа).
АБВ2 – дополнительное образование (система повышения квалификации, профессиональные курсы, муз. школы).
АВ – институты, сочетающие формальные нормативы и свободы творчества
АВ1 – гуманитарные, духовные, производственные институты
АВ11 – архитектура (творчество)
АВ12 – искусство (изобразительное, исполнительское, зрелище)
АВ13 – словесность (литература, публицистика)
АВ2 – любительское творчество
АВ21 – коллекционеры
АВ22 – техническое творчество и технические виды спорта (радиолюбительство, кинолюбительство)
АВ23 – худ. самодеятельность
Б – коммуникационные
Б1 – институты документальной коммуникации (массовые и специализированные)
Б11 – архивы
Б12 – библиотеки
Б13 – библиография
Б14 – издательство
Б15 – книжная торговля
Б16 – музеи, выставки
Б17- прочие
Б2 – не документальная коммуникация (лекции, пропаганда, конференции, Интернет)
БВ – СКИ, сочетающие неформальное творчество и коммуникационную деятельность
БВ1 – семья – институт социализации и индивидуализации подрастающего поколения
БВ2 – клубные учреждения
БВ3 – садово-парковые учреждения (заповедники)
БВ4 – массовые праздники
БВ5 – инициативные культурно – защитные движения (общество охраны природы)
В – социальные институты неформального народного творчества
В1 – нравственность – система общественно одобряемых норм поведения
В2 – фольклор, народное творчество, обычаи.
Существуют сущностные и прикладные функции СКИ.
Сущностные – это те, которые изначально присущи, если они исчезнут, то объект станет другим:
1.Духовно-производственные или творческие
2.Индивидуализации
3.Социализации
4.Мнемическая (социальной памяти)
Прикладные – для удовлетворения текущих потребностей общества:
1.Школьные, образовательные
2.Культурно-просветительские
3.Научно-вспомогательные
4.Идейно-воспитательные
5.Гедонистическая (музеи, театр)
22. Технология планирования в системе менеджмента СКС
Планирование занимает центральное место в системе менеджмента. Это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов. План – определяет содержание работы конкретной структуры (фирмы, подразделения, службы) на какой то период (год, месяц, неделя, день) – при этом речь может идти о работе, связанной на этот период с реализацией нескольких проектов и программ. Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны
По содержанию:
1.Планы культурно-досуговой деятельности
2.Планы финансирования
3.Планы повышения квалификации
В зависимости от уровня:
1.федеральные
2.республиканские
3.областные и краевые
4.районные и городские
5.планы учреждений и организаций, их подразделений
6.индивидуальные
От степени обязательности:
1.прогнозные
2.рекомендательные
3.директивные (обязательные, планируются ассигнования из гос. бюджета, задания, связанные со строительством и др.)
В зависимости от сроков:
1.перспективные (среднесрочные и долгосрочные)
2.текущие (краткосрочные и оперативные)
Долгосрочные свыше 5 лет (на федеральном и региональном уровне), среднесрочные от года до 5 лет. Краткосрочные до года. Также есть стратегические и тактические планы.
Этапы разработки плана:
|
|
1.организационно-подготовительный этап (определение круга исполнителей, определение сроков разработки, информационное обеспечение, методическое обеспечение)
2.разработка проекта плана (определение целей и задач на планируемый период, их характеристика в конкретных показателях, обоснование реализации плана, оформление проекта плана)
3.согласование и утверждение плана
4.пропаганда и организация контроля выполнения плана.
В качестве реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой набор документов, фактов, анализ информации, оценку рынка. Бизнес-план – разновидность планирования, направленного на привлечение финансирования. Инвестором мб: банк, гос-во.
Структра Б-П: 1 анотация (краткое изложение сути проекта, кот вкл необходимую суммы на 1-2стр); 2 цели и задачи (мб производство или предоставление услуг); 3 маркетинговый план (потребители, анализ факторов макросреды - при выходе на заруб рынок – правовая, культурная специфика; и анализ микросреды – конкуренты, их деятельность, товары и услуги; партнеры; поставщики); 4 анализ внутренних возможностей фирмы – наличие ресурсов (квалиф персонал, имущество, деньги). SWOT –анализ – определяет сколько имеется собств средств, сколько необходимо средств от инвесторов. 5 Финансовый план – стоимость товаров и услуг, кот производятся, график будущих поступлений от реализации (график безубыточности) определяется порядок выплат по кредиту и др заемному финансированию. 6 Производственный план – особенности произ-ва т/у, особенности поставки сырья и материалов, режим работы оборудования, сертификация качества, контроль качества. 7 Общие выводы – проводятся итоги по всем состовляющим. Если фирма сама занимается сбытом т/у, то в бизнес-план входит Р и ПР деят-ть.
Методы планирования:
1.аналитическое – связано с выявлением тенденций, действовавших в предшествующий период. В зависимости от конкретных технологий различают интуитивные и формализованные методы. АП совпадает с прогнозированием, отличие лишь в степени директивности принятия решения по итогам разработки, минусами АП являются то, что результаты зависят от глубины и достоверности проведенного анализа, и идет опора на предыдущий опыт, это же является и плюсом.
|
|
2.Нормативное – обоснование плановых норм с помощью норм и нормативов. Его использование предполагает наличие и использование нормативной базы, которая включает систему показателей, выбранных в качестве нормативных, методику расчет количественных значений этих показателей, расчет конкретных нормативных и количественных значений показателей, утверждение конкретных норм и нормативов, процедуру пересмотра норм и нормативов. В сфере культуры используются нормы и нормативы, связанные с планированием финансовой и хозяйственной деятельности, использование основных фондов, нормы расхода материала, электроэнергии, инвентаря.
3.Балансовый, то есть планирование материального и финансового обеспечения. Три вида балансов: материальный – менее распространен, финансовый – стоимостной и трудовой – кадры.
4.Матричный – построение таблицы, в которой соотносится перечень необходимых работ и круг должностных лиц и подразделений, который обеспечивают их выполнение.
5.Сетевой – упорядочение необходимых работ в зависимости от их последовательности и длительности. Три этапа: составление полного перечня работ, упорядочение в зависимости от последовательности, упорядочение в зависимости от длительности