Социально-культурные институты и их классификация

СКС включает в свою структуру творческие, коммуникативные, обслуживающие подситсемы.

СКИ – это содержание, дополнение подсистем.

СКИ – это разновидность социальных институтов, СКИ – предмет социологии и в социологии СКИ понимается двояко:

1.Нормативные СКИ – это совокупность исторически сложившейся в неформальных социально-нормативных обычаях, нравах, которые концентрируются вокруг какой-либо главной социально важной цели, ценности или потребности (институт семьи, естественный язык, фольклор, искусство, литература).

2.Учрежденческое СКИ – социальный институт предстает, как формально организованная совокупность учреждений и профессиональных групп, обладающие самовоспроизводством и определенным общественным назначением. Учрежденческие СКИ выросли из нормативных институтов.

СКИ – это те формальные или неформальные институты, которые обеспечивают осуществление профессиональной или непрофессиональной культурной деятельности.

Определение СКИ затрудняется тем, что все СКИ имеют отношение к культуре. СКИ будем считать те социальные институты, которые создают, сохраняют, усваивают духовные, культурные ценности.

Критерии распознования СКИ вытекают из дефиниции СКИ – социальные институты, обеспечивающие осуществление культурной деятельности. Первый критерий распознования СКИ – по субъекту СКД, по составу работников:

1.Социально-культурные работники, которые занимаются хранением и распространением духовно-культурных ценностей

2.Творческие работники, которые создают духовные ценности

Кроме того, среди субъектов были представлены анонимные творцы народных культурных ценностей, нравственности. В результате обнаруживаются 3 группы СКИ, которые пересекаются

Соотношение классов СКИ:

В, А и Б – работают профессионалы

А и В – не профессионалы.

А и Б являются формальными, так как регулируются государством, имеют материально-техническую базу и законодательно-нормативную базу.

А – духовно-производственные формальные институты

А1 – социально-политические институты. Политика вместе с политическими органами

А2 – научно-технические институты. Включают Академию наук, лаборатории – все организационные структуры

А1 и А2 это источники духовных ценностей (смыслов)

АБ – это СКИ, сочетающие духовно – производственную и коммуникационную деятельность

АБ1 – церковь, она обеспечивает творческое раскрытие и обоснование религиозных догм и распространение.

АБ2 – журналистика – она включает прессу, радио, телевидение. Они и творческие и коммерческие.

АБ3 – службы специальной организации – реклама, связи с общественностью, техническая информация.

АБВ – институты, сочетающие духовные производства и формальные и неформальные коммуникации (инстиутут народного образования в целом).

АБВ1 – базовое образование (дошкольные учреждения, средняя школа, средняя специализированная школа им Высшая школа).

АБВ2 – дополнительное образование (система повышения квалификации, профессиональные курсы, муз. школы).

АВ – институты, сочетающие формальные нормативы и свободы творчества

АВ1 – гуманитарные, духовные, производственные институты

АВ11 – архитектура (творчество)

АВ12 – искусство (изобразительное, исполнительское, зрелище)

АВ13 – словесность (литература, публицистика)

АВ2 – любительское творчество

АВ21 – коллекционеры

АВ22 – техническое творчество и технические виды спорта (радиолюбительство, кинолюбительство)

АВ23 – худ. самодеятельность

Б – коммуникационные

Б1 – институты документальной коммуникации (массовые и специализированные)

Б11 – архивы

Б12 – библиотеки

Б13 – библиография

Б14 – издательство

Б15 – книжная торговля

Б16 – музеи, выставки

Б17- прочие

Б2 – не документальная коммуникация (лекции, пропаганда, конференции, Интернет)

БВ – СКИ, сочетающие неформальное творчество и коммуникационную деятельность

БВ1 – семья – институт социализации и индивидуализации подрастающего поколения

БВ2 – клубные учреждения

БВ3 – садово-парковые учреждения (заповедники)

БВ4 – массовые праздники

БВ5 – инициативные культурно – защитные движения (общество охраны природы)

В – социальные институты неформального народного творчества

В1 – нравственность – система общественно одобряемых норм поведения

В2 – фольклор, народное творчество, обычаи.

Существуют сущностные и прикладные функции СКИ.

Сущностные – это те, которые изначально присущи, если они исчезнут, то объект станет другим:

1.Духовно-производственные или творческие

2.Индивидуализации

3.Социализации

4.Мнемическая (социальной памяти)

Прикладные – для удовлетворения текущих потребностей общества:

1.Школьные, образовательные

2.Культурно-просветительские

3.Научно-вспомогательные

4.Идейно-воспитательные

5.Гедонистическая (музеи, театр)

22. Технология планирования в системе менеджмента СКС

Планирование занимает центральное место в системе менеджмента. Это определение целей и показателей деятельности организации в будущем, а также постановка задач и оценка необходимых для их решения ресурсов. План – определяет содержание работы конкретной структуры (фирмы, подразделения, службы) на какой то период (год, месяц, неделя, день) – при этом речь может идти о работе, связанной на этот период с реализацией нескольких проектов и программ. Планы, разрабатываемые и используемые в сфере культуры различаются в зависимости от содержания планируемой деятельности, уровня принятия плановых решений, степени директивности и сроков, на которые они рассчитаны

По содержанию:

1.Планы культурно-досуговой деятельности

2.Планы финансирования

3.Планы повышения квалификации

В зависимости от уровня:

1.федеральные

2.республиканские

3.областные и краевые

4.районные и городские

5.планы учреждений и организаций, их подразделений

6.индивидуальные

От степени обязательности:

1.прогнозные

2.рекомендательные

3.директивные (обязательные, планируются ассигнования из гос. бюджета, задания, связанные со строительством и др.)

В зависимости от сроков:

1.перспективные (среднесрочные и долгосрочные)

2.текущие (краткосрочные и оперативные)

Долгосрочные свыше 5 лет (на федеральном и региональном уровне), среднесрочные от года до 5 лет. Краткосрочные до года. Также есть стратегические и тактические планы.

Этапы разработки плана:

1.организационно-подготовительный этап (определение круга исполнителей, определение сроков разработки, информационное обеспечение, методическое обеспечение)

2.разработка проекта плана (определение целей и задач на планируемый период, их характеристика в конкретных показателях, обоснование реализации плана, оформление проекта плана)

3.согласование и утверждение плана

4.пропаганда и организация контроля выполнения плана.

В качестве реализации конкретного проекта используется бизнес-план, который представляет собой набор документов, фактов, анализ информации, оценку рынка. Бизнес-план – разновидность планирования, направленного на привлечение финансирования. Инвестором мб: банк, гос-во.

Структра Б-П: 1 анотация (краткое изложение сути проекта, кот вкл необходимую суммы на 1-2стр); 2 цели и задачи (мб производство или предоставление услуг); 3 маркетинговый план (потребители, анализ факторов макросреды - при выходе на заруб рынок – правовая, культурная специфика; и анализ микросреды – конкуренты, их деятельность, товары и услуги; партнеры; поставщики); 4 анализ внутренних возможностей фирмы – наличие ресурсов (квалиф персонал, имущество, деньги). SWOT –анализ – определяет сколько имеется собств средств, сколько необходимо средств от инвесторов. 5 Финансовый план – стоимость товаров и услуг, кот производятся, график будущих поступлений от реализации (график безубыточности) определяется порядок выплат по кредиту и др заемному финансированию. 6 Производственный план – особенности произ-ва т/у, особенности поставки сырья и материалов, режим работы оборудования, сертификация качества, контроль качества. 7 Общие выводы – проводятся итоги по всем состовляющим. Если фирма сама занимается сбытом т/у, то в бизнес-план входит Р и ПР деят-ть.

Методы планирования:

1.аналитическое – связано с выявлением тенденций, действовавших в предшествующий период. В зависимости от конкретных технологий различают интуитивные и формализованные методы. АП совпадает с прогнозированием, отличие лишь в степени директивности принятия решения по итогам разработки, минусами АП являются то, что результаты зависят от глубины и достоверности проведенного анализа, и идет опора на предыдущий опыт, это же является и плюсом.

2.Нормативное – обоснование плановых норм с помощью норм и нормативов. Его использование предполагает наличие и использование нормативной базы, которая включает систему показателей, выбранных в качестве нормативных, методику расчет количественных значений этих показателей, расчет конкретных нормативных и количественных значений показателей, утверждение конкретных норм и нормативов, процедуру пересмотра норм и нормативов. В сфере культуры используются нормы и нормативы, связанные с планированием финансовой и хозяйственной деятельности, использование основных фондов, нормы расхода материала, электроэнергии, инвентаря.

3.Балансовый, то есть планирование материального и финансового обеспечения. Три вида балансов: материальный – менее распространен, финансовый – стоимостной и трудовой – кадры.

4.Матричный – построение таблицы, в которой соотносится перечень необходимых работ и круг должностных лиц и подразделений, который обеспечивают их выполнение.

5.Сетевой – упорядочение необходимых работ в зависимости от их последовательности и длительности. Три этапа: составление полного перечня работ, упорядочение в зависимости от последовательности, упорядочение в зависимости от длительности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: