Чаадаев

Петр Яковлевич Чаадаев (1794—1856) — крупный русский мыс­литель. Его деятельность относится преимущественно к 20— 40-м годам, когда в русском освободительном движении преобла­дали дворяне. Герой Отече­ственной войны 1812 г., член тайных декабристских объ­единений, влиятельный пред­ставитель передовой плеяды дворянских просветителей, он прошел сложный путь идей­ного развития.

На протяжении всего пе­риода своей общественной деятельности от 20-х до 50-х годов П. Я. Чаадаев страстно выступал против самодержа­вия, крепостничества, офи­циальной церкви, защищая идеи буржуазно-демократиче­ского преобразования страны. В общественном движении он расчищал почву деяте­лям революционно-демократи­ческого лагеря. Его «Филосо­фические письма» (1829— 1830 гг.), отрывок из которых был опубликован в журна­ле «Телескоп» в 1832 г. и це­ликом первое «Письмо» — в 1836 г., сыграли большую роль в развитии общественной мысли России XIX в. В связи с опубли­кованием первого «Письма» «Телескоп» был запрещен, его редак­тор (И. И. Надеждин) сослан в Усть-Сысольск, цензор А. В. Бол­дырев разжалован, а Чаадаев объявлен сумасшедшим,


Первое из «Философических писем», написанных по-фран­цузски, перевел на русский язык В. Г. Белинский*. Содержание этого письма свидетельствует о стремлении автора обосновать ан­тицаристскую, антикрепостническую, республиканскую программу, а также изложить основные положения своей концепции филосо­фии и истории, которая, несмотря на религиозное облачение, резко отличалась от официальной доктрины Уварова — Бенкендорфа и воззрений славянофилов. Оценивая значение первого из «Филосо­фических писем», Г. В. Плеханов писал: «...одним «Философиче­ским письмом» он сделал для развития нашей мысли бесконечно больше, чем сделает целыми кубическими саженями своих сочи­нений иной трудолюбивый исследователь России «по данным зем­ской статистики» или бойкий социолог фельетонной «школы»» **.

Статьи, написанные Чаадаевым после жестокой расправы с редакцией «Телескопа», — «Апология сумасшедшего» (1837 г.), «Прокламация» (1848—1849 гг.), «Вселенная» (1854 г.), а также записи и переписка, увидевшие свет после смерти мыслителя, по­казывают нам сложный путь развития его идейно-политической позиции, ее сближения с воззрениями революционной демократии и ранних представителей утопического социализма России.

Объективно-идеалистические взгляды Чаадаева, выраженные в «Философических письмах» (всего восемь), в отдельных выводах перерастают в дуалистическую теорию параллелизма двух миров (духовного и физического), в определенной степени связываются с идеями первоначального христианства.

Фрагменты/iia произведений П. Я. Чаадаева подобраны авто­ром данного вступительного текста П. С. Шкуриновым по изда­ниям: 1) П. Я. Чаадаев. Сочинения и письма, т. П. М., 1914; 2) «Литературное наследие», 1935, Л5 22—24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: