Станкевич

Николай Владимирович Станкевич (1813—1840) — представи­тель дворянских просветителей 30-х годов, поэт, публицист и фи­лософ. В созданном им (первоначально при Московском универ­ситет«) кружке (1831—1839 гг.), имевшем философско-этическую и эстетическую направленность, формировались его взгляды, полу­чали гласность его произведения. Краткая, но чрезвычайно яркая жизнь Н. В. Станкевича связана была с такими деятелями русского просвещения, как М. Г. Павлов, Н. И. Надеждин (профессор Мо­сковского университета), П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Гранов­ский, М. А. Бакунин и др. Влияние на него каждого из них было значительным, хотя нельзя отрицать также силь­ное на него воздействие Фих­те, раннего Шеллинга и Ге­геля. Он никогда не был «ор­тодоксальным гегельянцем», как это стремилась доказать русская буржуазно-дворян­ская историография, был во многом глубоко оригинальным мыслителем, живо откликав­шимся на идейные запросы своего времени.

Объективно - идеалистиче­ские взгляды Станкевича со­держали выразительные эле­менты дуализма—следы влия­ния деизма М. Г. Павлова, а преобладание эстетико-эти-ческого интереса в них крас­норечиво свидетельствовало о прямой связи и с идейными

позициями Н. И. Надеждина. Отсюда подчеркнутая идея его воз­зрений: философия является знанием общего, средством раскры­тия общих законов. Духовная сущность этих законов составляет Красоту и Разум, Целесообразность и Совершенство всего сущего, выраженного в Жизни и Человеке (см. «Моя метафизика», 1838 г.). Задачей философии, считал Станкевич, является выработка цель­ного миросозерцания, системы убеждений, необходимых «для жиз­ни и души». И именно здесь им делался вывод: философия обязана находить путь в область общественную, практическую, освещать своим светом все проявления жизни: деятельность Человека, его духовные ценности, науку, искусство. Противоречивость своих взглядов Станкевич сам понимал все глубже и глубже, к концу 30-х годов доходя до «новой степени»: «... дух жизни и деятельно­сти» не дают ему «этого мертвого общего признать основою всего» *.

* Н. В. Станкевич. Стихотворения — Трагедия — Проза. М., 1890, стр. 180.


В трактате «Об отношении философии к искусству» (1839 г.) рас­крывается процесс духовной эволюции Станкевича от объектив­ного идеализма к дуализму, процесс, оставшийся незавершенным (в силу неумения решать проблему соотношения общего и част­ного), а затем и эволюция в направлении к антропологическому материализму.

Наследство Станкевича убеждает в том, что его мировоззрение 30-х годов развивалось в том же направлении, в каком оно разви­валось у Белинского, Герцена и Огарёва.

Фрагменты из произведений Н. В. Станкевича подобраны авто­ром данного вступительного текста П. С. Шкуриновым по изда­ниям: 1) Н. В. Станкевич. Переписка его и биография... М., 1857; 2) Н. В. Станкевич. Стихотворения — Трагедия — Проза. М., 1890.

[ИЗ ПЕРЕПИСКИ С Я. M. H — Ъ.]

[...] Бедный, больной, несчастный век! Но в его ранах столько прекрасного, столько человеческого, что невольно верится в скорое исцеление мира. Везде порывы святого чувства, везде борьба с под­лою жизнью; самоубийство, разврат, мистицизм — все это кипит в старой Европе и просит обновления, а дух жизни уже веет в уголках ее; верное, стройное' мышление объясняет людям их назначение, восстановляет убеждения и обещает возрождение (1, стр. 201).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: