П. Чаадаев хорошо понимал, что избранное им философское поприще требует некоторой дистанцированности от текущей жизни общества, прежде всего от политической. Более всего автор «Философических писем» ценил свободу мысли, а политическая ангажированность не способствует свободе и самостоятельности мышления. Именно поэтому он стремился поставить себя вне политических страстей, оставил государственную службу, возможно, обещавшую блестящие перспективы. Однако все эти факты, конечно, не говорят о том, что у него не было политических убеждений.
Философ считал, что Россия нуждается в глубоких политических и социально-экономических преобразованиях. Он обличал крепостное право, произвол правительственной бюрократии, ратовал за более демократическое государственное устройство. Однако глубина преобразований не означала для П. Чаадаева их революционной стремительности. Мыслитель не поддержал декабристов в соответствующих планах и намерениях, хотя среди деятелей движения было немало тех, с кем он был в тесных дружеских отношениях. Он осудил декабристов за политический авантюризм, считая их попытку не только бесперспективной, но и вредной. Такая оценка вполне соответствовала историософской идее Чаадаева, согласно которой совершенствование общества он видел на путях наполнения общественной жизни христианскими идеалами, усиления роли нравственного начала в обществе. Чаадаевские воззрения нельзя назвать республиканскими, притом что в его трудах часто прорывается глухое раздражение самодержавием. Скорее всего, его воззрения оставались монархическими при допущении некоторых ограничений власти монарха.
|
|
П. Чаадаев остро и едко критиковал такой род патриотизма, который он называл «патриотизмом лени». Лени, в первую очередь умственной, не позволяющей трезво взглянуть на отечественные недостатки, с тем чтобы иметь возможность их исправить. Умственная лень препятствует тому, чтобы заполнить пустоту наших душ и дать плотность нашему расплывчатому сознанию».
Выше всего П.Я. Чаадаев ставил истину. Поэтому за всяким подчеркнутым возвеличиванием достоинств Родины он привык подозревать прикрываемое словесным патриотизмом нежелание считаться с истиной. Ложь и неискренность под маской патриотизма, особенно казенно-официального, — вот что вызывало его негодование. Гораздо
менее чуток он был к другой опасности — к той, которая в качестве маски выбирает стремление к истине, когда под прикрытием борьбы за истину прячутся антипатриотизм и осознанно антироссийские устремления. Такое тоже, к сожалению, встречается не столь уж редко. В отличие от П. Чаадаева, мыслитель, о котором мы поведем речь далее, обладал ярко выраженной способностью распознавать не только друзей России, но и ее недоброжелателей, прячущихся под самыми разнообразными масками.
Глава V