Разминка. Задание №1. «Автопортрет в цифрах»

Задание №1. «Автопортрет в цифрах»

Напишите короткий текст о себе таким образом, чтобы в ка­ждом предложении фигурировали числительные. Вы може­те, например, поведать о своих физических габаритах, рас­порядке дня, личных пристрастиях («3 раза женился, из них 4 по любви», «в 8 лет посмотрел "Великолепную семерку"»), достижениях и т.д.

Начнем с самого сложного - с себя. О себе писать труднее всего. Это вопрос воспитания, В стране, где человеку полага­лись казенная автобиография (родился в семье служащих) и официальная характеристика (морально асимптотически ус­тойчив}, традиций саморекламы и самопродажи, разумеется, нет: им просто неоткуда было возникнуть.

А между тем западная цивилизация построена на умении эффектно себя подать: форма ценится не меньше содержа­ния, так что привычку говорить и писать о себе будущий про­фессионал приобретает уже в раннем возрасте.

Поступая в колледж, школьники пишут не сочинение по «Ев­гению Онегину», а эссе, где рассказывают о своих достиже­ниях и увлечениях. Их преподаватели в свою очередь пишут не характеристики, а рекомендательные письма в свободной форме. Желая устроиться на работу, соискатель пишет не­формальное письмо (motivation letter[*]) потенциальному рабо­тодателю и посылает ему свою биографию, представленную в стандартном виде (curriculum vitae, иначе CV, иначе резю­ме). Отправляя документы в магистратуру и аспирантуру, сту­денты пишут развернутое эссе (statement of purpose), где мо­тивируют свое желание поступить именно в этот университет и именно на эту программу. Подавая заявку на стипендию или на грант, претенденты в завлекательной форме рассказывают о своих планах, фактически рекламируют свои будущие открытия.

Умение писать о себе играет огромную роль. Пожалуй, са­мое главное здесь - подстраиваться под конкретного заказ­чика. Представьте, что вы - товар, и «позиционируйте» себя так, чтобы ваша целевая группа (например, работодатель или члены приемной комиссии) на вас «клюнула», пришла к выводу, что вы - идеальный кандидат, оптимальный вариант, что вы полностью отвечаете всем требованиям, оправдывае­те все ожидания.

Вы никого не обманываете, вы просто рассказываете о се­бе с той или иной стороны, расставляете акценты, подаете себя в доступной и приятной для заказчика форме, и ничего безнравственного в этом, разумеется, нет. Вы продаете не свою бессмертную душу, а навыки, которые могут быть вос­требованы на рынке труда.

Самореклама - особый, но чрезвычайно интересный случай. Именно на этом примере проще всего понять, как работает качественная реклама.

1.1.

Идеальный соискатель, спутник жизни и студент

Представьте, что вы отвечаете на объявление об открыв­шейся вакансии, посылаете потенциальному работодателю письмо и резюме. Составлению резюме (которые не являют­ся связными текстами и со временем все более и более стан­дартизируются) посвящено множество книг. Вводное пись­мо - жанр менее формальный и, следовательно, более для нас интересный.

Общие рекомендации таковы: не следует заискивать - вы предлагаете взаимовыгодную сделку, а не просите об одол­жении; не стоит скромничать - это противоречит канонам жанра; или хвалить себя без подкрепления фактами - такое сходит с рук только героям Астрид Линдгрен. Кроме того, не приписывайте себе пустых, абстрактных качеств: трудолюбивый, настойчивый, инициативный, командный игрок - как будто пересказываете объявление о приеме на работу. Не забывайте, что всякие милые частности, факты, цифры, де­тали (если их, конечно, не слишком много) делают текст жи­вым и обаятельным. И, наконец, постарайтесь давать реле­вантную информацию: если вы претендуете на должность копирайтера, ваши 63 сантиметра в талии едва ли кто-то оценит.

Чтобы почувствовать себя раскованнее в амплуа соиска­теля, попробуйте для начала написать от имени другого че­ловека.

Задание №2. «Архитектор лестниц»*

Фирме требуется АРХИТЕКТОР ЛЕСТНИЦ. До 30 лет. Про­фильное образование. Опыт проектирования не менее 1 го­да. Знание «Архикад», «Автокад». Способность к самостоя­тельной работе.

Представьте себя в роли идеального кандидата на эту должность и напишите короткое письмо работодателю. Формально вы соответствуете всем требованиям. Ваша задача - выгодно себя подать. (Не забудьте упомянуть о своих главных достижениях: какие знаменитые лестницы вы проектировали, какие профессиональные призы выиг­рывали.)

В аудитории можно устроить конкурс заявок: один из студен­тов стал «главой фирмы» и выбирает себе архитектора. Ес­ли группа большая, две команды поочередно будут работода­телями и соискателями. На этот случай пригодится второй вариант объявления (см. приложение 1).

Чем полнее перевоплощение, тем легче дается работа над текстом. Не случайно (и мы еще не раз к этому вернемся) многим копирайтерам интереснее писать для далекой целевой группы, чем для аудитории своего возраста и пола. Опыт показывает, в частности, что следующее упражнение студен­там мужского пола одолеть проще.

Задание №3. «Брак с иностранцем»

Привлекательный американец познакомится с жизнерадост­ной эффектной женщиной не старше 32 лет, любительницей музыки кантри и путешествий, способной скрасить одинокий очаг 73-летнего журналиста.

Вы та, о ком этот человек мечтал всю свою жизнь. Напиши­те ему письмо.

Как и в предыдущем случае, отбор претендентов может осу­ществляться на конкурсной основе. Чтобы задействовать всех студентов, понадобится второе объявление (см. прило­жение 1).

Поступление в западный университет - еще одна прекрас­ная возможность поупражняться в саморекламе. Главная цель абитуриента (существительное «аппликант» (подаю­щий документы) и производный глагол «апплаяться» в ли­тературный русский язык пока еще не вошли, но при суще­ствующей тенденции продолжать образование на Западе в скором времени из жаргонизмов могут превратиться во вполне нейтральные термины), так вот, главная цель буду­щего студента-аспиранта - доказать, что он идеально под­ходит для данной «программы» (обобщающий термин: фа­культет, кафедра, специализация), а данная программа -для него.

Возможно, вы еще не определились с выбором специально­сти. Скорее всего вы подали документы в несколько разных университетов. Тем не менее вступительное эссе принято пи­сать с таким nadpocoM, такой «последней прямотой», будто речь идет о решающей попытке, о единственной редчайшей возможности. Целеустремленность - неотъемлемое качест­во хорошего абитуриента. Кроме того, считается неуместным

углубляться в далекое прошлое (это признак незрелости -страшное обвинение для американца). С другой стороны, ре­комендуется приводить необычные факты из своей жизни, а также рассказывать о своих ошибках и мелких прегреше­ниях, вследствие которых вы стали еще более зрелым и це­леустремленным. Вступительное эссе - увлекательнейший жанр, в котором стоит себя попробовать хотя бы однажды, хотя бы в игровой форме.

Задание №4. «Абитуриент года»

Одни склонны из хобби делать профессию, другие считают это неверным. Представьте, что вы пошли по первому пути: вы поступаете в американский университет и подобрали се­бе программу, соответствующую вашему заветному увлече­нию (актерское мастерство, теоретическая физика, сексология, криминалистика, тендерная проза и т.д.). Выполните предложенное задание.

Skladovsky & Curie Graduate School of Arts and Sciences. Зада­ние для абитуриентов.

Напишите эссе {не более 2 страниц). Объясните, почему вы решили поступать на данную программу, каким образом ваш предыдущий опыт, профессиональный и личный, повлиял на это решение. Расскажите, какие знания, навыки и черты ха­рактера выгодно отличают вас от других претендентов.

В роли членов приемной комиссии могут выступить студенты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: