Метафоры и психопрактические элементы знания

Тантры используют распространенную с древности метафору знания как светильника, рассеивающего тьму невежества. Так, "Йогини-тантра" (VI. 59) заявляет: "Подобно тому как становится видно в доме, когда лампа рассеивает [внутри него] тьму, благодаря светочу знания [пробуждается к истинному] видению тот, кто окутан иллюзией". См.: [Йогини-тантра 1898]. Еще более сильная "фотическая" метафора, огонь, также применяется тантристами. "Огонь знания" закаляет знающего и одновременно сжигает незнание. Как говорится в "Парамартхасаре" (55), "подобно пучку травы, [быстро] сгорает в огне знания долгое время копившееся, собиравшееся духовное неведение, которое выражалось в виде праведных и порочных деяний". Отметим мимоходом, что подвергается уничтожению принцип "удваивания", умножения пар противоположностей, которыми оперирует обычное индивидуальное сознание.

Кроме того, знание также метафорически сравнивается с "мечом", которым разрубается двойственность. В той же "Йогини-тантре" (VI. 71 - 72) сказано: "Разрубив скота порока и добродетели мечом знания, следует установить свой ум в высшем Духе".

стр. 147

В то время как джняна есть знание сущности высшего начала, неотъемлемое от знания самого себя, еще один термин, обозначающий знание - \idya - часто имеет более техническое, прикладное значение. В этом смысле можно уже говорить о знаниях во множественном числе, знаниях, приноровленных к разным потребностям практикующих, к различию их по менталитету, а также к разным аспектам практики. В шактистском тантризме хорошо известен комплекс так называемых "десяти великих знаний" (dasamahavidyah), персонифицированных в образах могущественных богинь - Кали, Тары, Бхайрави, Матанги и др. Под видьей часто подразумевается понятие мантры. Впрочем, несмотря на разницу в формах, по существу все видьи - одно и то же. А. Авалон замечает: "Милостивый Бхагаван Парамешвара, желая помочь людям... провозгласил различные виды видьи, которые, хотя они и кажутся отличными друг от друга, все-таки имеют общую цель, высшую цель всей человеческой жизни, то есть освобождение" [Вудрофф 2010, 152].

Тантра славится необычными и усложненными системами созерцания. Поэтому одной из основных особенностей чисто тантрического отношения к знанию является стремление представить различные его аспекты прямо в ходе психотехнической практики. Так, в частности, одна из кашмирских практик шакта-йоги - так называемая "калиная" (kallnaya); она представляет собой созерцание 12 кали, или божественных энергий, которые разделены на три разряда - субъект познания (pramatr), объект познания (prameya) и средства познания (pramana), каждый из которых в свою очередь связан с творением, сохранением, растворением и трансцендентным состоянием мира; визуализация этих энергий познания ведет к четкому убеждению в недвойственности реальности, в тождестве "меня" и всего остального.

Итак, как мы видим, в индуистском тантризме духовное знание имеет чрезвычайно большое значение. Будучи неотъемлемым компонентом высшей реальности, к обретению которой устремлен адепт, а тем самым и целью его упований, знание в то же время оказывается и источником духовного пути, и средством, и непосредственной причиной достижения освобождения. Сам образ и символика знания наделяет глубоким смыслом всю духовную практику тантристов. Знание выводит человека за пределы сансары и кармы, избавляет его от последствий совершенных грехов. С одной стороны, знание позволяет его носителю ставить под контроль всю его чувственную сферу, но, с другой, не подавляет, а преображает, трансформирует его жизнь, поскольку во всем он видит теперь "игру" единого Бога. Поскольку в тантризме постулируется идеал освобождения при жизни (jlvanmukti), то и знание реализуется в полном объеме уже прижизненно. Для знающего, пребывающего в Боге, исчезают различия между знанием и незнанием, освобожденностью и зависимостью. Для него всё - Бог, все - знание...

ЛИТЕРАТУРА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: