Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел Министерству Иностранных Дел Германии

22 апреля 1918 г. M 103

Радиограмма Германского Министерства Иностранных Дел от 20 апреля была Народным Комиссариатом по Иностранным Делам передана Петроградской Трудовой Коммуне. Последняя заявляет нижеследующее:

«Неверно, что наши войска при Токсове угрожают перехождением финляндской границы. Неверно, что к Выборгу посылаются русские войска. Неверно, что в Гельсингфорс посланы русские матросы нашими военными властями. Давно уже отданы приказания русским войскам не переходить русской границы. В приказе от 13 апреля за № 616/101107 за подписью генерала Шварца и комиссара Ковригина говорится прямо: «Нашим войскам никаких военных действий не начинать».

В нападении на Кемь, несомненно, участвовали войска Маннергейма, что установлено незыблемо местными русскими властями; документы могут быть доставлены. Уже вчера Совет Комиссаров Петроградской Трудовой Коммуны решил опубликовать следующее радио, которое разослано всем, всем. Текст гласит: «Ввиду положения на театре военных действий в Финляндии Совет Комиссаров Петроградской Трудовой Коммуны считает нужным заявить во всеобщее сведение нижеследующее. Войска Российской Республики заняли нашу русско-финляндскую границу и получили следующий приказ: Русские войска фииляидской границы переходить не должны; если какие-нибудь войска сделают попытку перейти русскую границу, русская армия должна действовать, как армия нейтрального государства, а именно,— тем войскам, которые попытаются переходить границу с враждебными целями, будет оказан самый решительный


отпор; те же войска, которые пожелают просто оставить территорию Финляндии, будут нами разоружены и отведены. Семьям финляндских беженцев может быть оказана помощь только в порядке частной инициативы».

Народный Комиссариат по Иностранным Делам

Чичерин

Лечат, по арх.

143. Декрет Совета Народных Комиссаров о национализации внешней торговли

22 апреля 1918 г. I

Вся внешняя торговля национализируется. Торговые сделки по покупке и продаже всякого рода продуктов (добывающей, обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и пр.) с иностранными государствами и отдельными торговыми предприятиями за границей производятся от лица Российской Республики специально на то уполномоченными органами. Помимо этих органов' всякие торговые сделки с заграницей для ввоза и вывоза воспрещаются.

Примечание. Правила ввоза и вывоза почтовых посылок и пассажирских вещей будут изданы отдельно.

II

Органом, ведающим национализированной внешней торговлей, является Народный Комиссариат Торговли и Промышленности.

III

Для организации вывоза и ввоза при Народном Комиссариате Торговли и Промышленности учреждается Совет Внешней Торговли. В состав Совета входят представители следующих ведомств, учреждений и организаций: а) ведомств военного, морского, земледелия, продовольствия, путей сообщения, иностранных дел и финансов; б) представители центральных органов регулирования и управления отдельных отраслей производства, как то: Центрального Чайного Комитета (Цеитрочай), Главного Сахарного Комитета (Главса-хар), Центрального Комитета текстильной промышленности (Цеитротекстиль) и т. д., и представители всех отделов Высшего Совета Народного Хозяйства; в) центральные организации кооперативов; г) центральные представительства торгово-промышленных 'и сельскохозяйственных организаций; д) центральные органы профессиональных союзов и торгово-промышленных служащих; е) центральные органы торговых предприятий по ввозу и вывозу важнейших продуктов.


Примечание. Народному Комиссариату Торговли и Промышленности предоставляется право привлекать в состав Совета Внешней Торговли представителей организаций, здесь не поименованных.

IV

Совет Внешней Торговли проводит план товарообмена с заграницей, вырабатываемый и утверждаемый Народным Комиссариатом Торговли и Промышленности.

В задачи Совета Внешней Торговли входят: 1) учет спроса и предложения вывозимых и ввозимых продуктов; 2) организация заготовки и закупки при посредстве соответственных центров отдельных отраслей промышленности (Главный Сахарный Комитет-—Главсахар, Главный Комиссар над нефтяной промышленностью — Главнефть и т. д.), а при их отсутствии — при посредстве кооперативов, собственных агентур и торговых фирм; 3) организация закупки за границей при посредстве государственных закупочных комиссий и агентов, кооперативных организаций н торговых фирм; 4) установление цены вывозимых и ввозимых товаров.

V

1) Совет Внешней Торговли разделяется на отделы по отраслям производства н важнейшим группам вывозимых и ввозимых товаров, причем председателями отделов являются представители Народного Комиссариата Торговли и Промышленности.

2) Председателем общего собрания членов Совета Внешней Торговли и его президиума, избираемого общим собранием, является представитель Народного Комиссариата Торговли и Промышленности.

Примечание. Внутренняя организация Совета Внешней Торговли, число отделов, их задачи, права и круг деятельности будут выработаны особо.

3) Все решения отделов представляются президиумом Совета иа утверждение Народного Комиссариата Торговли и Промышленности.

Председатель Совета Народных Комиссаров

Вл. Ульянов (Ленин)

Народный Комиссар

Сталин

Заместители Народных Комиссаров:

Гуковский, Чичерин, Вронский

Управляющий делами Совета Народных Комиссаров

Вл. Бонч-Бруевич

22(9) апреля 1918 г.

Печат. по «Собранию узаконений...» №33, 27(14) апреля 1918 е., стр. 411—412.


144. Радиограмма Народного Комиссариата Иностранных

Дел Министерству Иностранных Дел Германии

22 апреля 1918 г. M 104

В силу Брестского договора Российская Республика обязалась немедлеиио заключить мир с Центральной Радой, и Германское Правительство неоднократно нам напоминало об этом обязательстве. На посланные Центральной Раде как непосредственно, так и через посредство Германского Правительства предложения о начатии переговоров в Смоленске ответа не последовало.

Русское Правительство было бы благодарно за сообщение, должно ли это отсутствие ответа быть истолковано в том смысле, что Германское Правительство желает отказаться от соответствующего пункта Русско-Германского договора.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам

Чичерин

Пвчат. по арлг.

145. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел Министерству Иностранных Дел Германии Копия —Полномочному Представителю РСФСР

Передано по радио 23 апреля 1918 г. M Юв

Народный Комиссариат по Иностранным [Делам] в ответ на радио Императорского Германского Министерства Иностранных Дел за Ng 16976 считает необходимым заявить следующее; Согласно буквального текста части 2 ст. 6 Мирного догопора * Россия обязалась свои военные суда «либо перенести и русские порты и оставить там до заключения всеобщего мира, либо немедленно разоружить». Оставление русских военных судов в русских портах не знаменует собой обязательства оставаться в какой-либо гавани, а требует лишь нахождения в русских портах, то есть запрещает русским военным судам** находиться вне русских гаваней, но никоим образом Не налагает на Россию обязательства держать свои поенные суда без движения в одном каком-либо русском порту.

Изложенное находит себе полное подтверждение в третьей части ст. 5, а равно отчасти и в части 3-й ст. 6; согласно 3-й части 5 ст. Россия обязуется в Балтийском море и в подвластных России частях Черного моря немедленно начать работы по уничтожению минных заграждений. Совершенно очевидно, что работа эта может быть фактически выполнена лишь в том

* Имеется в виду V статья Мирного договора. ** В тексте: «портам».


случае, когда тралящие суда, являющиеся частью военно-морских сил, будут иметь возможность выходить в море не только в пределах своих вод и между своими портами, но даже вообще в море, в районы, точно не предусмотренные еще Мирным договором.

Точно так же, 3-я часть ст. 6-й указывает на то, что Россия имеет возможность перевести свои суда в русские порты из портов Финляндии, а следовательно, дает право российским военным судам ходить по морю.

Изложенные соображения дают полное основание Российскому Правительству считать, что обязательство, сообщенное в радио Германского Министерства Иностранных Дел за № 16976, является, по-видимому, новым обязательством, не предусмотренным Мирным договором и во всяком случае новым односторонним толкованием условий Мирного договора.

Поэтому Народный Комиссариат по Иностранным Делам, считая, что ст. ст. 5 и 6, по-видимому, допускают различные толкования, а в частности, содержат противоречия, предлагает Германскому Правительству передать вопрос о праве русских военных судов передвигаться между своими гаванями и в пределах своих вод, являющийся спорным, на рассмотрение Комиссии, имеющей быть образованной в ближайшее время в Берлине согласно радио Германского Правительства № 16900 *.

Исходя из этих соображений и во избежание могущих быть до подробного рассмотрения этого вопроса недоразумений, Правительство Российской Республики сделало распоряжение Черноморскому флоту оставаться в своих портах впредь до выяснения этого вопроса; ио вместе с тем, принимая во внимание действительную обстановку, имеющую место в Крыму и на Черном море, где, с одной стороны, имеются данные предполагать установление со стороны германского морского командования, если и не формальной блокады Севастополя с моря подводными лодками, то во всяком случае контрольного' их присутствия, а с другой, продолжение наступления на' Крымский полуостров, Правительство Российской Республики: в связи с вновь выдвинутым толкованием Мирного договора,, изложенным в радио № 16976, просит Германское Правительство сообщить, гарантирует ли Германское Правительство, что Черноморский флот, оставаясь в Севастополе, будет обеспечен от захвата или нанесения ему какого-либо вреда как со стороны наступающих на Крым вооруженных сил Четверного союза, так и вообще со стороны сухопутных и морских сил этого союза.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх.

* См. стр. 248.


В указанной радиограмме МИД Германии от 23 апреля 1918 г. № 16976 говорилось:

«Имперское Германское Правительство имеет честь возразить Русскому Правительству на радио № 87 * от 18 с. м. следующее:

Согласно ст. 5, абзац 2 Мирного договора Россия обязалась свои военные суда или перевести а русские гавани и там держать до заключения всеобщего мира, или же немедленно разоружить.

Передвижение русских военных судов из одной русской гавани в другую и вдоль русского побережья поэтому не допускается и противоречит Мирному договору.

Имперское Правительство просит поэтому Русское Правительство озаботиться о том, чтобы русские военные суда Черноморского флота никаких передвижений не предпринимали и строжайшим образом придерживались постановлений Мирного договора».

146, Беседа корреспондента газеты «Известия» с Временным Заместителем Народного Комиссара Иностранных Дел

24 апреля 1918 г.

По поводу выходящих за рамки обычных газетных интервью заявлений французского посла г. Нуланса журналистам** наш сотрудник беседовал с Временным Заместителем Народного Комиссара по Иностранным Делам т. Чичериным.

— В данный момент, — сказал тов. Чичерин, — я еще ничего не могу сказать Вам о том, какие шаги будут официально предприняты Русским Правительством в связи с появившимся в русских газетах интервью французского посла г. Нуланса. Но мое мнение по поводу этого интервью я могу высказать самым определенным образом.

Я не могу нс выразить своего глубочайшего сожаления по пешолу опубликования такого, несомненно, совершенно недопустимого интервью и не могу не выразить надежды, что фрлпцузекос правительство поймет, какие неблагоприятные последствия оно, несомненно, будет иметь для отношений между Россией и Францией в случае, если французское правительство открыто и безмолвно поддержит занятое г. Нулан-сом положение.

Кпк пи тяжело положение русского народа, как ни тягостен дл«него был Брестский мир, русский народ и Советское Пра-ШГШ1ЫТ1Ю нее же никак не могут допустить, чтобы официальные представители держав с таким цинизмом, хотя бы под прикрытом принычпых услошю-дружслюбпых дипломатических фриз, ^лишились дележом его территории и грозили на-енльстпепным нихшппм русских областей.

Меня прежде всего не может не поразить в заявлениях г. Нуланса полное незнание с его стороны тех фактов, о которых он говорит. Особенно странно его утверждение, что

* См. док. № 135. ** См. док. № 155.


Германия посредством своих пленных стремится организовать в Сибири колонизационные центры. Только что вернулись из Сибири американские офицеры, лично убедившиеся в том, что никакая опасность со стороны немецких военнопленных в Сибири не грозит интересам союзников. Эти офицеры сделали доклад в Вологде, и результаты их расследования в Сибири не могут быть неизвестны г. Нулансу. Почему же он решается повторять категорически опровергнутые утверждения? В частности, я не могу понять, что он подразумевает под созданием в Сибири колонизационных центров. В пределах Сибири и вообще Российской Республики останутся лишь такие германские военнопленные, которые являются принципиальными противниками германского империализма и никоим образом его не будут поддерживать. Именно по поводу этих военнопленных, сознательных интернационалистов, мы уже получили ряд протестов со стороны германского правительства, доходящего до того, что оно требует недопущения их собраний и съездов, что явно противоречит самим основаниям нашего строя.

Нельзя не признать весьма странными и другие утверждения г. Нуланса, которыми он аргументирует оправдание японского десанта и возможность будущих захватных действий Японии и ее союзников в Сибири. Г-н Нуланс весьма красноречиво распространяется об якобы царившей во Владивостоке ужасной анархии. В действительности во Владивостоке царила и царит вовсе ие анархия, а Советский строй, диктатура трудящихся масс, разумеется, приходящаяся не по вкусу эксплуататорам, как отечественным, так и иностранным. Тот же Советский строй господствует во всей Российской Республике, и если по мнению г. Нуланса он должен вести к иностранному вторжению во Владивостоке, то принципиально это означает, что во всей России требовался бы иностранный захват для восстановления власти эксплуататоров. Даваемое г. Нулансом оправдание японского десанта во Владивостоке, мы, несомненно, должны самым решительным образом отклонить.

В числе мотивов, выставляемых г. Нулаисом для возможного общего вторжения Японии и ее союзников в Сибирь, имеется утверждение, будто германское наступление далеко выходит за пределы, предуказанные Брестским договором.

Действительно, по целому ряду отдельных вопросов, касающихся проведения в жизнь Брестского договора, между нами и Германией имеются серьезные разногласия, и германское толкование я считаю несомненно неправильным. Таковы, например, вопросы, связанные с положением флота и военного имущества в покидаемых Россией гаванях. Не определена граница Украины, не везде установлены демаркационные линии, к тяжелым неожиданностям ведут невыясненные отношения к финляндским белогвардейцам.


Все эти неизъяснимо тяжелые для несчастной, страдающей России явления заключались в зародыше в беспримерно тягостном Брестском договоре, навязанном беззащитной России. Однако все это не имеет ничего общего с таким положением, при котором каждой державе оставалось бы лишь урвать кусок растерзанной страны. До такого состояния Россия далеко но дошла, против такого отношения со стороны других а аредов она будет всеми силами бороться, и 'против прикрытых дипломатическими иносказаниями захватных стремлений г. Нулаи-са она может лишь протестовать самым решительным образом.

Японский десант есть акт хищнический, и никакого удовлетворения с целью удаления вторгшихся к нам иностранных войск мы давать не намерены. Этивойска явилисьв наши пределы насильственным образом, пусть они удалятся; никакие другие разговоры по этому поводу невозможны. Если же захватчиками будут являться не одна держава, а несколько держав, нам от этого будет не лучше, и ко всем вторгающимся к нам иностранным войскам мы отнесемся точно так же.

Никакое вторжение в Россию по соглашению с русским народом, т. е. с трудящимися массами, невозможно.

Г-н Нуланс предвидит возможность вторжения по соглашению с так называемым «общественным» мнением России. Действительно, внутренние враги трудящихся масс, домашние грабители, эксплуататоры, возлагают все свои надежды на поддержку со стороны вторжения извне. Такое вторжение будет направлено против самых жизненных интересов русского парода, т. е. трудящихся масс. Мы знаем, что в этом отношении уже принесли с собой иностранные захваты.

'В апключопис не могу не признать весьма странным представление г. Пулапса, будто захватами иа Востоке Япония н се союзники могут ослабить занятое теперь Германией сильное положение на Западе России. Нужно.только немножко поразмыслить, чтобы попять, что в действительности произойдет как раз обратное.

Настоящий друг русского народа может ставить себе только одну задачу: помогать русскому народу в его тяжелой работе внутреннего возрождения на совершенно новых иача-лЛх господства самих трудящихся масс, то есть всячески ока-Пыапть помощь и поддержку Советской власти в ее безмерно трудной работе по реорганизации всей народной жизни.

Кто >кп будет пользоваться переживаемым нами тяжелым переходным применим, чтобы порабощать обширные области России, тот будет сеять ненависть в трудовом русском народе, который теперь является его жертвой, но в свое время ему отплатит.

Кто сеет ветер, тот пожнет бурю.

Печат. по газ. «Известия» J& 81(345), 24 апреля 1918 г.


147. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел Правительству Японии *

24 апреля 1918 г.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам, препровождая при сем опубликованные официальные документы о деятельности некоторых японских консульских агентов и официальных лиц в Сибири, просит довести до сведения Токийского Правительства нижеследующее:

Уже неоднократно как Японское Посольство в Петрограде, так и официальные представители Японии в Москве, в частности г. Сэнтаро Уэда, Консул, давали заверения в том, что Японское Правительство не намерено вмешиваться во внутренние дела России.

Нами также неоднократно указывалось представителям Японии, что, вопреки этим заверениям, значительное число японских граждан и даже официальных лиц принимают непосредственное участие в гражданской войне на стороне контрреволюционных элементов против Правительства Российской Федеративной Советской Республики. В последний раз мы обращали внимание Японского Представителя на присутствие в шайке известного бандита есаула Семенова японских артиллеристов и на нахождение в этой шайке японских орудий. Мы указывали также иа недопустимое вмешательство Японского Консула во Владивостоке в деятельность революционного суда.

Опубликованные данные с неопровержимостью устанавливают широкое участие японских правительственных агентов в контрреволюционной борьбе против Российского Правительства. Таковые действия Японии побуждают нас ныне же выяснить в форме, не оставляющей никаких сомнений, позицию Токийского Кабинета в отношении к Правительству Российской Федеративной Республики, и, в частности, намерено ли Японское Правительство в будущем поддерживать контрреволюционные элементы в России, либо оно пожелает немедленно же назначить гласное расследование деятельности некоторых своих агентов, отозвать безусловно уличенных и преподать остальным определенные инструкции.

В противном случае Правительство Российской Федеративной Советской Республики должно будет принять против подобных агентов те же меры, которые принимаются против русских граждан-контрреволюционеров.

Печат. по сборн. «Документы по истории гражданской войны в СССР», т. I, стр. 188—189.

* Нота передана через представителя Японии в Москве.


148. Нота Советского Полномочного Представителя в Германии Статс-Секретарю Министерства Иностранных Дел Кюльмаиу

24 апреля 1918 г. M 6

Господин Статс-Секретарь,

Как Вам, конечно, известно, Брест-Литовский мирный договор делает существенное различие между отдельными частями оккупированных Германией территорий, искони входивших в состав бывшей Российской Империи. В частности, статьи III, IV и VI Мирного трактата* совершенно определенно указывают, что в то время, как суверенные права России отныне не распространяются более на Польшу, Литву и Курляндию, эти права целиком остаются в отношении Эст-ляндии и Лифляндии. Германия сохраняет в этих областях только полицейскую оккупацию и обязуется немедленно по установлении правового порядка в стране вывести оттуда также и эти полицейские войска.

В пояснение к этому во время брестских мирных переговоров с германской стороны неоднократно указывалось, что эти области после заключения всеобщего мира должны опять войти в состав Российской Федеративной Республики. Ту же мысль приводил в своих объяснениях перед Рейхстагом и Помощник Статс-Секретаря господин фон Буше.

Стоя на точке зрения права всех наций на самоопределение, вплоть до отделения от России, Рабоче-Крестьянское Правительство Российской Республики ни в коем случае не позполило бы себе насиловать свободную волю отдельных наций и вмешиваться п их внутренние дела. Единственно, что пплястсм безусловно обязательным, — это гарантия совершенно свободного изъявления воли всей нации в целом, а не отдельных частей ее.

Пребывающие ныне в Берлине эстляндская и лифлянд-ская делегации, представляющие только имущие верхи латышского и эстонского народов и ни в коем случае не выражающие воли обоих этих народов в целом, пытаются тем не менее за них решить судьбы Эстляндии и Лифляндии.

Принимая по внимание все вышеизложенное, особенно полчеркишш укцзапныс статьи Мирного договора, я от имени РлЙочс-Крег п.япского Правительства Российской Социалистическом Федеративной Советской Республики заявляю свой решительный протест против того, чтобы судьба Эстляндии и Лнфляидпн каким бы то ни было путем разрешалась без действительного и вполне свободного волеизъявления всех народов, населяющих эти территории, а также без предварительного соглашения с Правительством России.

[Иоффе]

Печат. по арх.

* См. ДОК. № 78.

26?


149. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел Министерству Иностранных Дел Австро-Венгрии

Передано по радио 25 апреля 1918 г. № ПО

В ответ на радиотелеграмму Австро-Венгерского Восточного Главнокомандования № 6 W 83 от 24 апреля Народный Комиссариат Иностранных Дел заявляет: Русские военнопленные, возвращающиеся из австрийского плена, сообщают о фактах такого рода, что, если бы Русское Правительство хотело на основании этих рассказов прибегать к расстрелу австро-венгерских военнопленных, как этим угрожает по отношению к русским военнопленным Австро-Венгерское Главнокомандование, в скором будущем не стало бы и трети австро-венгерских военнопленных. Русское Правительство не считает возможным на основании рассказов военнопленных, без расследования каждого случая нейтральными комиссиями, выступать с каким-либо обвинением.

Что же касается сообщения Австро-Венгерского Правительства о расстрелах австро-венгерских военнопленных в России, то Русскому Правительству не известен ни один подобный факт, и если Австро-Венгерскому Правительству конкретные факты известны, прежде всего их следовало бы нам сообщить. Австро-Венгерскому же Правительству не может не быть известно, что австро-венгерские военнопленные пользуются в России свободами, которыми никогда не пользовались русские военнопленные в Австрии. Русское Правительство, будучи готово всегда самым энергичным образом наказывать виновников всякого насилия над австро-венгерскими военнопленными в России, ожидает, что Австро-Венгерское Министерство Иностранных Дел обратит внимание Австро-Венгерского Высшего Восточного Командования на то, что исполнение его угрозы расстрела русских пленных было бы актом насилия над невинными и беззащитными военнопленными, актом, который даже на четвертом году войны представлял бы собой совершенно исключительное пятно.

Русское Правительство просит немедленно сообщить ему, предприняло ли Австро-Венгерское Министерство Иностранных Дел перед Австрийским Восточным Главнокомандованием необходимые шаги для недопущения исполнения указанной угрозы.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам

Чичерин

Печат, по арх.

В радиограмме австро-венгерского восточного главнокомандования от 24 апреля 1918 г. К» 6 W 83 говорилось:

«Возвратившиеся из России австро-венгерские военнопленные сообщают, что Россия, хотя она не о состоянии выполнить обмен военнопленных, затрудняет австро-венгерским военнопленным возвращение, даже за-


тягивает его и при попытке к бегству немедленно расстреливает пленных. Австро-Венгерское Высшее Командование энергично (протестует против подобных поступков и, не ставя предварительно в известность Народный Комиссариат, будет впредь расстреливать двух русских пленных в Австро-Венгрии в каждом случае расстрела австро-венгерского военнопленного, который станет ему известным, если факт расстрела будет несомненно подтвержден двумя 'свидетелями».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: