Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел Дипломатическому Представителю Германии Мирбаху

// мая 1918 г. M 1369

В ответ на ноту господина Германского Дипломатического Представителя Императорского Посланника графа Мирбаха от 8-го мая Народный Комиссариат по Иностранным Делам считает необходимым указать, что так называемое кавказское правительство в Тифлисе является кучкой людей без серьезной поддержки широкими народными массами36.

Относительно объявления Закавказья независимым Русское Правительство послало в свое время запрос в Тифлис, но не получило ответа. Отделение Закавказья никогда не было признано Русским Советским Правительством.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам предлагает поэтому, чтобы переговоры о проведении в жизнь Брестского договора на турецкой границе велись ни с кем иным, как с Русским Советским Правительством.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

[Чичерин]

Печат. по арх.

Нота Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел Дипломатическому Представителю Германии Мнрбаху

// мая 1918 г. M 1374

Нами уже заявлялось, что так называемое закавказское правительство является кучкой людей, не имеющих опоры в широких народных массах. Мы уже указывали Турецкому и Германскому Посланникам, что отделение Закавказья не было признано Советским Правительством. Мы уже предлагали Германскому и Турецкому Правительствам через посредство их представителей в Москве вести с нами переговоры, касающиеся осуществления Брестского договора.

В Сухумском округе советские власти ведут борьбу против так называемого закавказского правительства, находясь в то же время в мире с Турцией. Нашему флоту дана инструкция в случае нападения самозванного, так называемого закавказского правительства на Сухумский округ оказать поддержку советским властям. К Турции и Германии наш флот будет относиться как флот нейтральной державы37.

Заместитель Народного Комиссара

по Иностранным Делам

[Чичерин]

Печат. по арх.


Телеграмма Народного Комиссариата Иностранных Дел

Мурманскому Краевому Совету

12 мая 1918 г. № 313

Вопреки нашим протестам Ваша неосторожная политика ведет край к гибели. Англия посылает через Мурманск контрреволюционеров против Советской власти. Вы их пропускаете без визы Литвинова. Они сносятся из Мурманска шифром с контрреволюционным изменническим правительственным комитетом в Лондоне. Сегодня телеграф в Але-ксандровске отказался принять [и] переслать в Стокгольм нашу правительственную телеграмму, — вот плоды.

Нарком Инодел Чичерин

Печат. по арх.

План развития экономических отношений между Советской Россией и Соединенными Штатами Америки, разработанный Комиссией по внешней торговле при ВСНХ

12 мая 1918 г. I.

4-летняя война истощила экономическую мощь России. Производительные силы страны за это время, не производя в достаточном количестве орудий производства, не увеличивали своих сил. Употребляя их на производство продуктов военной надобности, не увеличивали продуктов потребления. Уменьшилась деятельность сельского хозяйства н добывающей промышленности. Если в первые два года войны это не было заметно, а, наоборот, как будто бы по статистическим данным темп хозяйственной жизни увеличивался, то на третьем и четвертом году войны с ужасающей ясностью данные стали свидетельствовать об уменьшении производительности народного хозяйства всей страны.

Достаточно указать на следующие факты: внутреннее производство сельскохозяйственных машин в 1915 г. равнялось половине внутреннего производства 1913 г.; в 1916 г.— одной пятой, а в 1917 г. — одной десятой.

Одновременно с этим сократился ввоз орудий производства: в 1913 г. заграничный ввоз сельскохозяйственных машин и орудий по ценности равнялся почти внутреннему производству; в 1914 году этот ввоз уменьшился на одну четверть по сравнению с 1913 годом, а в 1917 г. дошел до одной пятой. Следовательно, внутренняя потребность сельскохозяйственных машин и орудий по норме 1913 г. не была удовлетворена в 25 раз. Фактически недостаток сельскохо-


зяиственного инвентаря за эти четыре года значительно больше, нежели показывают это цифры.

То же самое и в области производства каменного угля, производства чугуна и т. д. и во всех областях добывающей и обрабатывающей промышленности.

Производство чугуна (в тысячах пудов) *

  Обшая выплавка % Общая выплавка (без Польши) %
  282 960 100,0 256 830 100,0
  264 363 93,4 249 205 97,0
  225 363 79,8 224 970 87,6
  232 610 82,1 332 865 ** 90,6
  191 940*** 68,5 189 305 73,7

Падение производительных сил страны является результатом уменьшения производства и притока из-за границы орудий производства, а не как поверхностные наблюдатели предполагают, понижения производительности труда рабочего, хотя нельзя умолчать, что таковое существует, но оно является лишь следствием, а не причиной.

И.

Выход России из состояния войны делает настоятельно необходимым восстановление производительного аппарата всего народного хозяйства. Самое главное уже сделано. Миллионы рабочих рук, оторванных за время войны от очагов производства, из заводов, фабрик, мастерских и главным образом из деревень, возвратились и возвращаются обратно. Заводы и фабрики, работавшие на оборону, имеют возможность возвратиться к производству продуктов производительного потребления. Законодательство революционного правительства, уничтожившее всякого рода сословное закрепощение, возвратившее крестьянам землю, деятельно борющееся с ростовщическим посредничеством, открыло путь Каждому гражданину к производительному труду.

Главнейшей задачей настоящего времени является спешное обновление и увеличение орудий производства как для сельского хозяйства, так и для добывающей и обрабатывающей промышленности. Колоссальнейшие перспективы откры-

* В «Вестнике» колонки % % были перепутаны местами. ** Цифра искажена. По-видимому, следует—232 865. *** Данные за 1917 г. опубликованы только за первые 10 месяцев. Мы взяли за два последние месяца приблизительные данные. [Прим. док.]


ваются для промышленности, обслуживающей нужды сельского хозяйства. Благодаря аграрной реформе, миллионы тружеников, доселе ютившихся на малых клочках земли и не имевших возможности приложить свою рабочую силу, получают возможность сделаться земледельцами. Обеспечивая этих крестьян орудиями производства всякого рода, страна может ожидать колоссальнейшего увеличения производительности сельского хозяйства как в смысле увеличения посевной площади, так и в смысле увеличения производительности земли на душу. Одновременно с этим является необходимым спешное обновление аппарата, соединяющего различные производственные центры России, для возможно скорого, правильного товарообмена между городом и деревней, между губерниями, производящими хлеб и сырье, и промышленными центрами, производящими продукты потребления, как мануфактуру и продукты производства. Восстановление Железнодорожного транспорта дает возможность освободить некоторые сибирские области от залежей хлеба, количество которого исчисляется Комиссариатом Земледелия в 500 миллионов пудов. Нужно сказать, что запасы хлеба в Сибири не ограничиваются только сбором последнего года, валовой сбор которого, по последним данным Комиссариата Земледелия, достигает (в 1917 г.) 599,1 миллиона пудов (на 58°/о больше сбора 1916 г. и на 101°/о больше среднего сбора с 1909 до 1913 г.). Нетронутыми остались еще запасы сбора прежних лет. Улучшение железнодорожного транспорта сделает возможным не только перевезти эти хлеба в местности потребляющие и несомненный излишек вывезти за границу, но и разгрузить Владивосток и Архангельск от залежей грузов, привезенных из-за границы.

Без помощи стран, производящих в большом количестве орудия производства для сельского хозяйства и части железнодорожного состава —паровозы, вагоны и т. п., России не так легко и не так скоро удастся преодолеть все трудности восстановления народного хозяйства. Россия и до войны ввозила в большом количестве эти материалы на сумму, доходящую до 350 миллионов рублей, причем главным поставщиком этих предметов была Германия.

Ввоз в Рос сию метадлов и металлических изделий

(в миллионах рублей)

  1913 г. % 1914 г. % 1915 2.
Великобритания.... Соед. Штаты CA... 236 48,2 18,4 17,2 3,5 1,3 166 66 15,1 6 1,9 104 137

Правда, за время войны положение изменилось настолько, что первое место привоза по указанной группе товаров перешло к Соединенным Штатам Северной] А[мерики]. Еще в 1914 г. Германия доставила 15,1°/о всего нашего привоза на сумму 166 миллионов руб., а Великобритания 6°/о на сумму 66 миллионов руб., Соединенные же Штаты Северной Америки 1,9°/о —лишь 21 миллион рублей. В 1915 г. привоз из Англии и Америки значительно увеличился-, из Англии до 104 миллионов рублей, а из Америки в 7 раз (137 млн. руб.). В том же самом направлении и темпе шел привоз из Америки и из Англии в 1916 и 1917 гг.

То же самое явление заметно и в других группах привоза и вывоза. В общем война резко изменила весь русско-американский товарообмен. В то время как до войны Америка занимала шестое место в товарообмене, теперь она стоит на втором месте.

Увеличение вывоза из Америки в Россию шло следующим образом (в миллионах рублей):

Годы Общий ваээ в Россию Bw3 из A teamen % пчозо. С{оединечны-] HJima-oel QeiejHOUj AMtepuKUJ no от юш. к общему яаозу
1912 1913 1914 1915 1016 1 171,8 1 374,0 1 098,0 956,7 2 414,9 87,4 79,1 82,2 256,4 801,7 7,5 5,8 7,3 26,8 33,2

С вывозом из России в Соединенные] Ш[таты1 С[еверной] А[мерики1 дело обстоит так-.

    Ввоз a Соединенные]  
Го)ы России Ш[таты\ С]еверной] А(мерики] в СШСА
  1 518,8 18,0 1,2
1!И,Ч 1 320,1 14,2 0,9
  «5(1,1 8,8 0,9
11)1 Л ,420,5 .4,3 0,9
IUI« Г)00,;1 14,0 2,8

В 1917 г. привоз из Америки в Россию сделал скачок даже по сравнению с 1916 г. По статистическим данным, за первые 8 месяцев 1917 г. привоз в Россию из Соединенных-]


Ш[татов] С[еверной] Лм[ерики] представляется в" Следующих цифрах (в тысячах рублей):

1913 1914 1915 1916 1917

45 186 71 429 48 151 239 142 336 454

Хотя увеличение цен является одной из причин цифрового возрастания привоза, однако не подлежит сомнению, что и относительно количества привозимых товаров импорт значительно увеличился.

III.

Состояние войны между Россией и странами центральных держав окончилось, и перед нами Стоит вопрос: какой возможен товарообмен с этими странами, которые до войны обслуживали нас необходимыми товарами, и с теми странами, которые это делали во время войны? Система наибольшего благоприятствования, введенная в торговый договор с Германией, не дает нам возможности какой-либо стране давать лучшие условия внешнего товарообмена, чем странам центральных держав.

Но война внесла изменения в фактическое состояние внутреннего производства воюющих стран, и если сравнить производительные силы Германии н Соединенных Штатов С[еверной] А[мерики], то нужно признать, что то положение, которое заняла Америка в торговых сношениях с Россией за время войны, едва ли в ближайшие годы может быть сильно изменено системой наибольшего благоприятствования. Народное хозяйство Германии настолько истощилось за время войны, что ей едва ли представится возможным вывозить в ближайшее время в Россию необходимые для нас продукты.

Из Соединенных Штатов С[еверной] А[мерикн] привезены в 1916 г. в Россию следующие товары (в тысячах рублей):

кожи выделанной................. 15289

обуви кожаной.................. 28 874

шпагата...................... 8 764

машин из чугуна, железа и стали..... 92 116

с.-х. машин.................... 5 847

хлопка на 5770, 595 д[олл.|, г. е. около... 30 000

Итого.............. 180890

Здесь перечислена только наиболее обширная группа продуктов ввоза в Россию и не говорится ни о сахаре, ни о бумаге и о многих необходимых продовольственных продуктах.


Если сравнить данные привоза товаров из Германии в Россию до войны с тем, что Германия совокупно с Австро--Венгрией может снабдить народное хозяйство России, то окажется, что перспективы товарообмена Америки с Россией Довольно значительны. Германия вывозила в Россию следующие товары (в миллионах марок):

Наименование товаров

Годы

1911 ]<)12 1913
20,6 12,2 17,6
18,2 15,7 27,6
16,6 19,9 29,2
15,3 9,9 11,7
14,9 16,2 23,9
13,0 15,9 14,8
Н,8 17,5 20,6
9,3 8,9 11,8
8.9 9,0 10,2
8,0 9,0 15,5
V 10,7 17,8
7,0 6,7 7,9
7,0 7,2 9,8
7,0 5,2 6,4
6,8 9,5 8,1
6,5 6,3 8,9
6,2 6,2 6,6
6,2 6,7 8,7
6,2 6,1 8,3
5,8 6,6 7,5
5,8 7,7 10,6
5,6 5,4 5,5
4,9 5,2 5,3
4,5 4,4 6,0
4,4 5,3 7,8
4,3 3,8 3,8
4,2 3,2 2,6
4,0 4,8 5,1
3,8 3,1 3,7
3,8 5,4 9,0
3,6 4,2 5,0
3,3 4,7 2,7
3,3 _

Пряжа камвольная......................

Шкуры рогатого скота...................

Каменный уголь........................

Хлопок-сырец.........................

Кожа выделанная для передков..............

Мериносовая шерсть, мытая................

Шкуры пушных зверей, выделанные вполне или отчасти..............................

Кожи овечьи, козьи, рогатого скота, лакированные..

Двигатели внутреннего сгорания.............

Машины для обработки металлов.............

Автомобили пассажирские.................

Швейные машины ручные, части их...........

Домашняя и кухонная утварь из латуни........

Кожи козьи, вполне отделанные..............

Электрические лампочки накаливания..........

Цинк...............................

Шерстяные ткани.......................

Плуги железные........................

Металлоиды, кислоты, соли и т. п.............

Суперфосфаты.........................

Кокс...............................

Шкуры конские........................

Киши..............................

Химические продукты, ос(обо] непоименованные], для 'MiMunviiiicK. целен.....................

TpilllbO ШСЛКииоО И 111('|К'1Ш1(>г, кромка суконная... ЛокомиЛилп, щчкм (Wut ПО длинных] цемтн., кроме

IMIIUMurt, ДЛИ |(Л>|П||...................

Шкуры пушных:шир'.'11...................

!'оили, пианино, форшп.нно.................

Типографские машины....................

Электрич. приборы 'для осисщспии, передачи силы,

электролиза и т. и,, части их.............

Медн. и латуп. товары, лакирои., полиров, и т. п....

Каучук.............................

Смоляные пигменты.....................

Ю*


Несомненно, многие из товаров, которые Германия привозила до войны, в ближайшие годы после заключения всеобщего мира она не будет в состоянии доставлять. Во всяком случае теперь, когда Россия нуждается в этих товарах, от Германии она получить их не может. Ни пряжу камвольную, ни каменный уголь, ни шерстяные ткани, ни каучук и т. п. вывозить она не будет. Но и другие продукты, специально продукты железоделательной промышленности, Германия едва ли будет в состоянии дать русскому народному хозяйству. Хотя на основании Брестского договора Россия не может запретить вывоз руды в Германию и Австрию, хотя, значит, таким образом Германия может быть ею обеспечена в достаточном количестве, тем не менее вывоз из Германии в Россию таких вещей, как машины для обработки металлов, пассажирские автомобили, двигатели внутреннего сгорания, швейные и типографские машины, медные и латунные товары, локомобили и электрические приборы для освещения, передачи сил и т. д., очень проблематичен и почти исключается. Хозяйственный аппарат Германии, по словам немецких экономистов, так истощен, что не в состоянии будет в ближайшее время ссужать другие страны орудиями производства, ибо ему придется обновить свои собственные орудия производства, изношенные за время войны усиленным использованием их для нужд обороны.

Таким образом, в настоящее время и в ближайшие годы после заключения всеобщего мира Германия фактически должна будет уступить свое первенствующее место в роли питателя народного хозяйства России средствами производства и продуктами потребления другой стране, капиталистически высоко развитой, ио войной не настолько разоренной, как Германия. Такой страной в ближайшее время может быть только Америка. Брестский договор, выговоривший для Германии наилучшие условия товарообмена и обеспечивший ее промышленности и судоходству благоприятные условия экспорта в Рессию, при нынешнем фактическом состоянии немецкого народного хозяйства не в состоянии будет их использовать.

Чем платила Россия за товары, привезенные из других стран, и чем она может теперь платить? Мы платили продуктами сырья. Мы вывозили хлеб, мясо и птицу, лесные материалы, выжимки масличных семян, кожу, шерсть, руды, нефть и продукты из нее, лен, пеньку, льняные и пеньковые изделия, щетину, телячьи шкуры, шкуры пушных зверей, скотские кишки, желудки и пузыри, икру и т. п. За время войны мы вывезли из числа важнейших предметов нашего экспорта, разрешенных по военным законам к вывозу, следующие продукты (в тыс. руб.):


1914 го)

Весь вывоз

СШСА

1915 год

Весь аыюэ

СШСА

1916 год

Весь вывоз

В

СШСА

9.

Jini........

Кожи нсвыдсл. Каракуль.... Шкуры прочие

Щетина.....

Шерсть.....

Льняная кудель Солодков[ый]

кор[ень].....

Свекловица...

64 256 16 346

6 857 6 265 5 620 4 635 1637

705 654

3 034

2 535

0,3

37 0,2 0.4

31 057   0,8 98 261 2 506
7 057 5 641  
         
2 739     10 768 3 608
4 986   2,0 10 100  
      2 659
7 545     12 688  
         
  9 603 2 282

3 26 30 33

92 24

Кроме этих продуктов, непосредственно вывозимых в Америку, Россия могла бы платить за товары, купленные в Америке, еще и другими продуктами своего сельского хозяйства и добывающей промышленности. Не подлежит сомнению, что в ближайшее время едва ли удастся наш торговый баланс привести в нормальное состояние, ибо для этого опять-таки нужны орудия производства, чтобы увеличить количество производимых товаров, могущих быть вывезенными за границу. Таким образом, страна, которая заинтересована в скорейшей выплате за привозимые в Россию товары, заинтере-conniifl также в скорейшей и полнейшей доставке в Россию DCCX тех средств производства, машин, паровозов и т. п., которые увеличили бы производства сельского хозяйства н добывающей промышленности России.

Что нам нужно и на каких основаниях можем мы получить необходимое нам из Америки? На первый вопрос от-петить не так легко, нбо по каждой отрасли промышленности — добывающей или обрабатывающей — нужно произвести анкету недостающих и необходимых продуктов, выяснить возможность внутреннего производства, способность его покрыть нужды внутреннего потребления в количественном и качественном отношениях. Для этого потребуется некото-рис Прсми. Это II будет ближайшей задачей различных отделов Совета внешней торговли, в состав которого входят центральные органы производственного аппарата всех важнейших отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности. В настоящее время можно указать на следующие группы необходимого спешного заграничного привоза в Россию: продукты железнодорожного строительства, сельскохозяйственные орудия, предметы электротехнической промышленности для получения дешевой электрической энергии, орудия горнозаводского строительства, ввиду необходимости.


перенесения центра тяжести горнозаводской промышленности из Донецкого бассейна на Урал, средства улучшения транспорта от шоссейных до узкоколейных электрических дорог, связывающих деревню с городом, хлопок и машины для нужд хлопчатобумажной и текстильной промышленности, по возможности также и продукты массового питания, как сахар, пшеница и т. д. Условия, на которых Соединенные] Ш[таты] С[еверной] А[мерики] могли бы доставить народному хозяйству России необходимейшие продукты, должны явиться предметом особых и специальных переговоров.

Наша экономическая политика не допускает предоставления какой-либо стране специальных концессий по эксплуатации натуральных богатств России. В обеспечение же уплаты за привозимые продукты Россия могла бы предоставить Америке наравне с другими странами на общих концессионных началах участие в эксплуатации богатств, пользование частью доходов, — при оставлении за государством контроля и соучастия в разного рода сооружениях,— участие в эксплуатации угольных и др[угих] копей, а также водных богатств Восточной Сибири, участие в железнодорожном и воднотранспортном строительстве Сибири и северной Европейской России. Особенно соединение Северного морского пути с Енисеем и улучшение водных путей в Сибири и Европейской России явились бы настоятельной необходимостью. Кроме этого, Америке мы могли бы предоставить возможность обработки и утилизации сельскохозяйственных участков земли в широком размере в целях введения более усовершенствованных в техническом отношении способов культуры, на условиях предоставления высокой доли получаемого продукта38.

Печат. по «Вестнику Народного Комиссариата Торговли и Промышленности» Л? Л июнь 1918 г.

174. Нота Народного Комиссариата Иностранных Дел Министерству Иностранных Дел Германии Копия —Полномочному Представителю РСФСР

Передано по радио 13 мая 1918 г. M 172

Радиограммой от 11-го мая Главнокомандующий германскими войсками на Восточном фронте сообщил Народному Комиссариату по Иностранным Делам требование о немедленном возвращении Черноморского флота в Севастополь, мотивируя это требование тем, что суда Черноморского флота неоднократно принимали участие в боях против германских войск на Украине и прибавляя, что если это требование не будет исполнено, Главнокомандующий Восточным фронтом будет вынужден продолжать наступательные> действия по побережью Черного моря против судов Черноморского флота, вышедших из Севастополя.


Народный Комиссариат по Иностранным Делам решительно протестует против этого требования как явно противоречащего Брестскому договору, возлагающему на русские суда обязанность пребывания в русских гаванях или разоружение, а не передачу в германские руки. После оккупации Севастополя германскими войсками суда Черноморского флота обязаны были уйти в русскую гавань, что они и сделали, уйдя в Новороссийск. Возвращение судов в Севастополь означало бы полную фактическую капитуляцию Черноморского флота.

Германское Правительство ни разу не протестовало против якобы участия советского флота на Черном море в военных действиях против Германии или Турции. Против сепаратных действий отдельных судов по указанию Германского Правительства нами приняты были меры, и о недействительности принятых нами мер с германской стороны не было никаких сообщений.

Между тем само Германское Правительство, ссылающееся на Брестский договор, оккупировало Крым вопреки Брестскому договору и вопреки собственному заявлению от 26-го марта *, что Крым не входит в состав Украины.

Одновременно 12 мая Германский Дипломатический Представитель граф Мирбах заявил от имени Германского Правительства, что впредь до разрешения вопроса о форте Ино па Финском заливе русские суда из Кронштадта не могут проходить в Ино. Народный Комиссариат по Иностранным Делам не может не указать на противоречие, которое заключается между требованием о возвращении русских су-Д01) M русской гаиани Новороссийск в оккупированный Се-Вистополь и требованием русским судам Балтийского моря воздерживаться от передвижения между Кронштадтом и находящимся в русских руках Ино.

Русское Правительство готово сделать все, что в его силах, в целях установления прочного мира во всех частях России. Идя навстречу желанию Германского Военного Компидонання гарантировать себя от возможности враждебных" действии со стороны советского Черноморского флота, Русский 'Пранптельство в качестве таковой гарантии предла-Fuuï разоружение Черноморского флота с оставлением'его в Пиноросснпшм.

Onu roToiio даже согласиться на возвращение судов в Севастополь, по лишь в том случае, если соглашение по этому вопросу будет частью общего соглашения, которого мы настойчиво добивались и добиваемся, об установлении окончательных пределов германской, австро-венгерской и турец- кой оккуп ации во всех частях России и границ Финляндии

* Очевидно, имеется в виду радиограмма МИД Германии от 29 марта 1918 г. № 13402 (см. стр. 218).


и Украины, предполагающего безусловное прекращение военных действий во всех частях России.

Другим условием возвращения флота в Севастополь было бы полное освобождение Севастополя от оккупации со стороны Германии, Турции, Австро-Венгрии или Украины39.

Так как соглашение о прекращении военных действий должно быть достигнуто и на Кавказе, то Русское Правительство принимает предложение Германского Дипломатического Представителя графа Мирбаха о посредничестве между Советским Правительством и так называемым Закавказским правительством, тем более, что Германия и Турция являются фактическими участниками политических событий в Закавказье.

Народный Комиссариат по Иностранным Делам

Чичерин

Печат. по арх.

В упоминаемой радиограмме Гл а в«оком ан дующего германскими войсками на Восточном фронте от 11 мая 1918 г., в частности, говорилось:

«Что же касается приостановления военных действий против состава бывшего Черноморского флота, то Главнокомандующий Восточным фронтом может на это согласиться лишь в том случае, если все суда Черноморского флота, не находящиеся в открытом море, немедленно будут возвращены в Севастопольский порт, где они подлежат интернированию, и если Порт Новороссийск будет вновь открыт для судоходства.

Зги требования необходимы, потому что находящиеся в Новороссийске суда Черноморского флота неоднократно принимали деятельное участие в боях против германских войск на Украине и этим доказали, что они не только не желают придерживаться Брестского договора, но и не хотят выполнять приказы Русского Правительства. Если эти условия не могут быть выполнены, то Главнокомандующий Восточным фронтом будет вынужден продолжать наступательные действия в районе Черноморского побережья против судов Черноморского флота, вышедших из Севастополя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: